Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязательства и развитие






5.2.1 Медицинская организация образования должна гарантировать, что у преподавателей и обучающихся имеется достаточно времени для преподавания, наставничества и обучения, обеспечить программу развития преподавателей и наставников, гарантировать периодическую оценку деятельности преподавателей и наставников.

В соответствии с действующим трудовым кодексом РК (введен в действие с 15 мая 2007 года № 252-III) и требованиям СМК университета в рамках международного стандарта ИСО 9001: 2008 были пересмотрены «Положение о кафедре» и «Должностные инструкции сотрудников кафедр/ модулей», в которых определены квалификационные требования ППС, должностные обязанности, права и ответственность. Регламент времени для каждого вида деятельности устанавливается для ППС в соответствии с Трудовым договором, который заключается с каждым сотрудником индивидуально. Преподаватели КазНМУ выполняют учебную, клиническую, научную и организационно-воспитательную работы.

Норма времени для расчета часов педагогической нагрузки руководствуется: Законом РК 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»; ГОСО РК 3.03.015-2006 «Система образования РК. Учебная работа и педагогическая нагрузка».

Расчет педагогической нагрузки ППС производится согласно Типовым правилам деятельности организаций высшего образования (Постановление Правительства РК от 20.05.2013 №499) и государственным стандартом по уровням образования (постановление Правительства РК от 23.08.2012 года №1080).

Планирование объема учебной работы кафедр резидентуры осуществляется на основе РУП и закрепления учебных дисциплин за кафедрой по различным видам учебной работы.

Объем педагогической нагрузки ППС утверждается на учебный год Ученым советом Университета ежегодно в соответствии с занимаемыми должностями.

Лечебная нагрузка ППС регламентируется приказами МЗ РК № 238 от 7 апреля 2010г. «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения», № 628 от 11.09.12г. «Об утверждении Положения о клинических базах медицинских организаций образования» и приказом № 330 от 13.04.2013 г. КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова «Об утверждении лечебной нагрузки университета». Департаментом по клинической работе КазНМУ проводится контроль выполнения лечебной работы ППС.

Работа профессорско-преподавательского состава резидентуры осуществляется согласно индивидуальному плану преподавателя (ИПП). Индивидуальный план преподавателя является основным документом, который регулирует деятельность каждого преподавателя кафедры и составляется на основе годового плана работы кафедры, деканата, также при составлении индивидуального плана учитываются показатели и индикаторы стратегического плана развития университета. В процессе составления индивидуального плана учитывается нагрузка первой (учебной) и второй (внеучебной) половины дня. Результаты выполнения индивидуальных планов служат основой для материального и морального стимулирования, принятия мер административного характера.

Оценка деятельности ППС осуществляется на уровне кафедры через выполнение ИПП, которое рассматривается на заседаниях кафедр, также на кафедрах осуществляется внутрикафедральный контроль, проводится анкетирование «Преподаватель глазами обучающегося». На уровне факультета – отчет кафедры по всем видам деятельности на Совете факультета в соответствии с планом. На уровне университета каждые 5 лет проводится конкурс ППС на занимаемую должность.

5.2.2 Медицинской организации образования следует при разработке и внедрении кадровой политики включить в программу развития сотрудников и поддержку преподавателей их обучение и дальнейшее профессиональное развитие как профессиональной, так и педагогической квалификации; оценивать и признавать по достоинству академическую деятельность в качестве преподавателей, наставников; определить соотношение между количеством преподавателей, получивших признание и количеством резидентов, гарантируя их индивидуальное взаимоотношение и мониторинг достижений резидентов.

Эффективность преподавания в медицинском вузе определяется не только высоким уровнем компетентности в области медицинских знаний, но и владением педагогическими компетенциями.

Система профессионального и педагогического совершенствования ППС КазНМУ, включающая такие подразделения как Школа педагогического мастерства им. Х.С.Насыбуллиной, Школа общественного здравоохранения им. Х. Досмухамедова, Институт последипломного образования, Центр коммуникативных навыков им. Джулии Драпер, Управление по развитию человеческих ресурсов, зимние и летние школы, организуемые Департаментом Учебно-методической работы способствуют формированию и развитию компетенции и потенциала ППС.

В Школе педагогического мастерства им. Х.С.Насыбуллиной (ШПМ) в 2011 г. была начата работа по разработке модели профессиональной компетентности преподавателя КазНМУ, были разработаны ключевые компетенции и конечные результаты обучения по всем семи компетенциям. «Модель компетенций преподавателя КазНМУ» была утверждена Ученым Советом КазНМУ (протокол №11 от 30.06.2015 г.) В рамках повышения квалификации ППС в области внедрения новых педагогических технологий, как правило, используется краткосрочное обучение.В данном учебном году в рамках зимней школы проведены обучение ППС по ключевым компетенциям ППС: Эффективный преподаватель; Эксперт в оценке знаний и навыков/образовательной программы; Преподаватель с эффективными коммуникативными навыками; Эффективный пользователь информационно-коммуникационных технологий; Преподаватель с академическим английским языком; Исследователь/ученый; Лидер в медицинском образовании. В соответствии с Моделью разработана Программа развития компетенций ППС, которая начала реализацию с 2016 г. В ШПМ с 2011 по 2016 г.г. обучено 3405 ППС и АУП 476, стажеры - преподаватели – 88, в том числе 12 ППС кафедры инфекционных и тропических болезней.

В течение учебного года планомерно проводятся обучающие семинары для ППС университета по вопросам организации учебного процесса, методической работы, интерактивным методам обучения (TBL, PBL, CBL; «брэйн-ринг», кейс-стади, «мозговой штурм», «визуальные организаторы» и т.д.). ППС факультета разрабатывает и внедряет инновационные методы обучения За отчетный период внедрено 98 новых или модернизированных методов. Акты внедрения новых инновационных технологий в учебный процесс, выпуск учебно-методических пособий входят в критерии КПД для стимулирования ППС. На кафедре инфекционных и тропических болезней разработано и внедрено в учебный процесс 13 новых инновационных технологий за период 2012-2015 учебные годы и получены акты внедреня на них:

2012-2013 учебный год:

1.Деловая имитационная игра по теме: «Сальмонеллез» для 6 курса врачей интернов, резидентов – автор и.о.доц. Оспанбекова Н.К.

2. Деловая имитационная игра по теме: «Социальный портрет клиента и консультирование по вопросам ВИЧ/СПИДа» для 6 курса интернов терапевтов – автор асс. Жусупова Р.Т.

3. Деловая имитационная игра по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом гепатита» для 6 курса интернов терапевтов – автор доц. Байекеева К.Т.

4. Деловая имитационная игра по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с общетоксическим синдромом» для 6 курса интернов терапевтов – автор проф. Шопаева Г.А.

5. Деловая имитационная игра «Составление дифференциально-диагностической таблицы» по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с респираторным синдромом» для 6 курса интернов терапевтов – автор и.о.доц. Садыкова А.М.

6. Деловая имитационная игра в формате «case-study» на тему «Конго-Крымская геморрагическая лихорадка» (случай из практики) для 6 курса врачей интернов, направление подготовки «Внутренние болезни», «ОВП» - автор доц. Егембердиева.Р.А.

 

2013-2014 учебный год:

1. PBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с экзантемами» - авторы проф.Шопаева Г.А., асс. Байхожаева Р.Ж., асс.Умешова Л.А.

2.PBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с диарейным синдромом» - авторы доц.Оспанбекова Н.К., асс.Шокалакова Н.К., асс. Кашим Ж.К.

3. PBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с общетоксическим синдромом» - авторы проф.Дуйсенова А.К., доц. Сейдулаева Л.Б., асс.Ергалиева А.А.

4. PBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с общетоксическим синдромом» - авторы проф.Дуйсенова А.К., доц. Садыкова А.М., асс.Утаганов Б.К.

 

2014-2015 учебный год:

1.ТBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с экзантемами» - авторы проф. Егембердиева Р.А., доц. Сейдулаева Л.Б., асс. Ергалиева А.А.

2.PBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом гепатита» авторы проф.Егембердиева Р.А., доц. Сейдулаева Л.Б., доц.Садыкова А.М.

3.CBL по теме: «Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с поражением центральной нервной системы» - авторы проф. Шопаева Г.А., проф. Дуйсенова А.К., асс. Утаганов Б.К.

Программа профессионального совершенствования, реализуемая в ИПО университета путем переподготовки и повышения квалификации на курсах, определяется контингент слушателей из расчета 20% от общего числа ППС. Таким образом, каждый сотрудник кафедры/модуля с отрывом от основной деятельности проходит полное обучение по программе один раз в пять лет, при общей продолжительности не менее 216 часов/зачетных единиц (4 модуля), по 54 часа (ЗЕ) в неделю. Для сотрудников, желающих пройти обучение без отрыва от основной деятельности, обучение проводится в объеме 27 часов (27 ЗЕ) в неделю, либо по специально установленному графику. Участие преподавателей в программах повышения квалификации отражается в индивидуальных отчетах и планах ППС, мониторируется внутрикафедральным контролем. По окончании прохождения повышения квалификации предоставляются отчеты или документы, подтверждающие обучение (сертификаты). Данные о обучений ППС КазНМУ за 5 лет (2010-2014 гг.) представлены в таблице 9.

 

Таблица 9. Обучение ППС КазНМУ за 5 лет (2010-2014 гг.)

№ п/п Показатели           Всего
  Число ППС, прошедших повышение квалификации и переподготовку в ИПО и других организациях образования РК (по специальности)            
  Число ППС, прошедших повышение квалификации в ИПО и других организациях образования РК (по педагогике)            
  ИТОГО            

 

В рамках стратегического развития КазНМУ и программы «Подготовка резерва ППС КазНМУ» впервые в 2012 г. обучены на бесплатной основе (за счет средств ИПО университета) 13 преподавателей-стажеров по различным специальностям, в т.ч. переподготовку прошли – 8, повышение квалификации – 5. В 2013 году обучено 11 стажеров, в т.ч. переподготовка – 1, 10 – повышение квалификации. На кафедре инфекционных и тропических болезней имеется 1 стажер-преподаватель (3 год обучения). Таким образом, общее число обучившихся ППС КазНМУ, в ИПО за 5 лет составило 1620, в т.ч. по различным специальностям 1203, по педагогике – 417.

Научно-исследовательская компетенцияреализуется в результате ежегодного планирования и отчетности по данным научно-исследовательской работы по научным проектам кафедр/модулей, путем оформления публикаций, участия в научных исследованиях, на конференциях с докладами и публикациями, оформлении изобретений и актов внедрений по результатам клинической и научно-исследовательской работы. Научная компетенция централизованно реализуется при помощи НИИФПМ им. Б. Атчабарова, целью которого является создание мобильной инфраструктуры университетской науки, основанной на развитии профессионального образования, использования современных методов управления и менеджмента НИР, подготовки высококвалифицированных научных кадров с эффективным внедрением результатов исследований в прикладную медицину.

Клиническая квалификация ППС определяется наличием врачебной категории или сертификата специалиста. Клиническая работа также планируется в начале года, с ежегодным предоставлением отчета о ее выполнении. Сотрудники кафедр являются членами больничных советов, экспертных советов по разбору летальных случаев, экспертизе историй болезней. Помимо этого проводят семинары, мастер-классы, НПК и патологоанатомические конференции на клинических базах, организуют благотворительные акции по диагностике и лечению трудных пациентов в медицинских организациях регионов РК, участвуют в работе ассоциаций или обществ по специальности.

Гармоничное соотношение между педагогическими, научными и клиническими квалификациями способствует высокому качеству преподавания в резидентуре.

По стандарту 5 «Преподаватели» можно отметить следующие сильные стороны:

- Миссия образовательной программы по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» направлена на подготовку высококвалифицированных конкурентноспособных специалистов здравоохранения, ориентирована на раннюю диагностику, адекватное лечение и профилактику инфекционных заболеваний на амбулаторном и стационарном уровнях оказания медицинской помощи с сохранением преемственности; проведение диспансеризации реконвалесцентов и хронических больных; снижение смертности от инфекционных заболеваний, в том числе от инфекционных заболеваний; проведение противоэпидемических мероприятий; профилактическую работу с населением; санитарно-просветительную работу по профилактике актуальных инфекционных заболеваний; вопросы иммунизации; предупреждение завоза особо-опасных и тропических инфекций.

- На кафедре инфекционных и тропических болезней учебный процесс в резидентуре проводят преподаватели с ученой степенью доктора медицинских наук, имеющие высшую врачебную квалификационную категорию и большой опыт педагогической и практической работы (более 20 лет).

- По программе академической мобильности в рамках программы Erasmus+ c 08.03.2016. по 12.03.2016. сотрудник кафедры (д.м.н. Шопаева Г.А.) с целью обмена опытом находился в Университете г.Павиа, Италия.

- Совместная работа кафедры и клинической базы входит в профессиональные обязанности последипломноой подготовки обучающихся в резидентуре. Практические врачи, работающие на клинических базах совместно с резидентами принимают участие в подготовке резидентов при решении конкретных практических задач при обследовании и лечении пациентов, обсуждении профессиональных вопросов, ведении медицинской документации.

 

- В КазНМУ разработана и внедрена кадровая политика, направленная на поощрение и вознаграждение преподавателей с целью развития их опыта в образовании. Преподаватели получают дополнительное денежной вознаграждение по итогам KPI и проекту «Самоуправление».

- В КазНМУ постоянно проводится кадровая политика по развитию сотрудников, поддержке их обучения, обеспечивающая их дальнейшее профессиональное развитие (Школа педагогического мастерства, семинары и тренинги), а также подготовка резерва (стажер-преподаватель).

Областями для улучшения являются:

- Повышение заинтересованности практических врачей клинической базы в профессиональном обучении резидентов (разработка взаимовыгодной политики, стимулирующих механизмов и др.);

- Внедрение программы трехязычного обучения в резидентуре требует повышения компетнции ППС по професиональному английскому и казахскому языкам обучения;

- Дальнейшее совершенствование педагогического мастерства через участие в Программе академической мобильности ППС в вузы ближнего и дальнего зарубежья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.