Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная монополия.






Под регионом понимается часть экономической территории обособленной в результате воздействия определенных факторов: географических, культурно-этнических, социально-экономических и т.д. Для нас сейчас важным является совокупность экономических факторов, к которым отнесем ограниченный платежеспособный спрос, высокие транспортные издержки, неразвитость инфраструктуры, дискретный характер предложения товаров. Возникает определенная экономическая единица – региональный рынок – защищенная барьерами входа, источниками которых являются вышеперечисленные факторы. Немногочисленных хозяйствующих субъектов, реализующих предпринимательскую деятельность в рамках таких обособленных экономических единиц, будем относить к региональным монополиям. Таким образом, современные российские условия экономического развития, формируя обособленные зоны экономического пространства, демонстрируют объективные ограничения расширения властного пространства хозяйствующего субъекта.

Итак, под региональной монополией будем понимать особый тип монополии, функционирующей в условиях объективных ограничений со стороны спроса и предложения, вызванных неразвитостью производственной инфраструктуры, что вызывает ограничение реализации целей функционирования монополии. Механизм формирования региональной монополии представлен на рисунке ниже.

Фактор со стороны спроса – ограниченная емкость рынка, ограничивающая реализацию монопольной власти, имеет в своем источнике неравномерность расселения населения по территории страны, что сопряжено с существованием «периферии» и «центра». Периферийные районы отличатся низкой плотностью населения, и, следовательно, ограниченным спросом. Для них ощутимы транспортные издержки. В таких условиях возникают ситуации, характеризующиеся ограниченным числом поставщиков тех или иных продуктов - региональные монополии.

Таким образом, данная монополия может явиться как результатом немногочисленности местных производителей и торговцев, так и результатом территориальной экспансии крупных компаний. Как говорилось ранее, основу такой монополии составляет ограниченный спрос.

Рис.1. Механизм формирования региональной монополии[1]

В условиях достаточно высоких издержек, связанных с производством и транспортировкой продукта, локальный рынок не оставляет места для присутствия двух и более фирм: срабатывает эффект локализации. Узость спроса в сочетании с ощутимым минимально эффективным выпуском в отрасли обуславливает существование на данном рынке единственного продавца. Районы с низкой плотностью населения образуют своеобразные разрывы в географическом пространстве. Для таких территорий, удаленных от крупных населенных пунктов, имеют значение транспортные издержки. Таким образом, два барьера защищают региональную монополию: ограниченный спрос локального рынка и относительно высокие затраты, связанные с доставкой товара на этот рынок.

Примером региональной монополии являются АЗС. Нефтепродуктовая розница сейчас почти поровну поделена между независимыми владельцами АЗС и нефтяными компаниями с собственной переработкой. По даным ФАС, еще недавно у независимых продавцов было 65% рынка. Так же, например в Калужской области монополистом является открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Калугаэнерго”. По всей России монополистами по большей части являются компании, занимающиеся нефтепродуктами и электроэнергетикой. Так же монополистами можно назвать региональные авиакомпании, например как «Нордавиа» или «UTair». Не так давно был случай, когда компания «Нордавиа — Региональные авиалинии» полностью закрыла со среды прямой рейс по маршруту Нарьян-Мар — Москва — Нарьян-Мар. То есть транспортное сообщение целого округа, где нет иного способа добраться до других регионов, кроме как самолетом, было нарушено, причем за две недели до вылета. В этот момент на помощь региону пришел другой монополист – «UTair». Так же в 2015 году в Архангельскую область пришли две новые авиакомпании. Лоукостер «Победа» открыл регулярный рейс по новому направлению Москва-Архангельск-Москва. ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» открыла прямые перелеты из Архангельска в Симферополь.

Экономическая политика времен планово-централизованного хозяйства предполагало такое социальное развитие территорий, когда каждой территориальной единице определенного масштаба «полагались»: один мясоперерабатывающий комбинат, одна трикотажная фабрика и т.д. Последствия такой политики сказались в том, что в начальный период рыночных реформ на многих местных рынках таких продуктов монопольно функционировали местные производители. Лишь в 1996-97 гг. постепенное развитие малого предпринимательства в данной сфере деятельности, а также вторжение крупных столичных компаний, освоивших новые технологии производства (например, молочных продуктов) и развивающиеся территориально-сбытовые сети, привели к разрушению существовавших чистых монополий на локальных рынках молочной продукции и, кроме того, к заметному расширению ее ассортимента.

Следует особо подчеркнуть, что задачей государственного вмешательства никак не должна быть ликвидация данного вида монополий, а только преодоление факторов, ее обуславливающих. Поскольку региональные монополии образуются на тех территориях, обособленных различиями в плотности населения, то для такого региона существует альтернатива: либо региональная монополия, либо отсутствие рынка вообще. Таким образом, региональные монополии выполняют важную роль социально-экономической поддержки населенного пункта.

Соответственно, и государственное регулирование региональных монополий должно строиться с учетом данного обстоятельства. В частности, в регионах, где региональные монополии обуславливаются недостаточным количеством объектов розничной торговли, необходимо разрабатывать региональные программы, способствующие активизации предпринимательской деятельности в данном сегменте. Представляются необходимыми меры специальной организационной и экономической поддержки местных предпринимателей, работающих в глубинке. В регионах, где фактором региональных монополий является низкая плотность населения – развитие транспортной инфраструктуры. Организация регулярных форм выездной торговли должна стать постоянной обязанностью местных администраций.

Однако стоит отметить, что региональные монополии выполняют значимую социально-экономическую функцию: они компенсируют разрывы хозяйственных связей, возникающих в географическом пространстве. Подобные монополии выполняют и социально-гуманитарную функцию, защищая отдаленные населенные пункты от вымирания. Естественно, таких компаний должно быть не одна крупная на регион, а много малых фирм, которые выполняют те же самые функции. Малый бизнес должен стать одним из приоритетов в системе мер государственной поддержки предпринимательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.