Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Так выглядела U-144






БТЩ Т-207 с командиром 2-й БПЛ на борту. Тральщик снял лодку с мели и повёл её на буксире в Таллин.

15 АВГУСТА

В 8 часов утра Т-207 в сопровождении МО и присоединившегося на переходе Т-209 привёл многострадальную «Четыреста пятую» в Таллин.

К-3 прибыла из Таллина в Кронштадт, а оттуда перешла в Ленинград для подготовки к переходу по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот.

Подводные лодки С-8 и Щ-323 прибыли из Таллина в Кронштадт.

Утром в результате ударов штормовой волны на подводной лодке «Лембит» вышла из строя система гидравлики и вследствие этого перестали действовать рули, минное устройство и перископ. Спустя несколько часов благодаря усилиям трюмных систему гидравлики удалось ввести в строй.

16 АВГУСТА

«Лембит» после ремонта системы гидравлики продолжил движение на позицию. В районе Борнхольма были обнаружены шведские сторожевые корабли, несущие дозорную службу.

С-13 перешла из Кронштадта в Ленинград и приступила к подготовке к переходу на Северный флот.

17 АВГУСТА

Находившийся в 15 милях севернее мыса Аркона «Лембит» в 18 ч 50 мин приступил к постановке мин и выставил пять банок по четыре мины в каждой с интервалом 60 м и углублением 2, 5 м. Расстояние между банками 10 кб (одна миля).

Сразу после постановки командир «Лембита» В.А. Полещук направил свою лодку в базу.

Днём у мыса Ристна эскорт в составе тральщиков Т-207, Т-211 и Т-218 и двух МО встретил возвратившуюся из похода С-4 и отконвоировал её в Таллин.

Около полудня Щ-301 обнаружила одиночный транспорт и вышла на него в атаку, но при подготовке к выстрелу из-за ошибочных действий торпедистов приняла 4 тонны воды в дифферентную цистерну и провалилась на глубину. Момент для атаки был упущен.

Подводные лодки Щ-318, Щ-319 и Щ-320 перешли из Усть-Луги в Кронштадт для подготовки к походу.

18 АВГУСТА

Около 22 часов Щ-301 обнаружила конвой, но была освещена прожектором одного из кораблей конвоя и ей пришлось срочно погрузиться.

Всплыв через полчаса, Грачёв обнаружил одиночный транспорт, лежавший в дрейфе, и удаляющийся эсминец. За 10 минут до полуночи Грачёв с дистанции 3 кб атаковал транспорт двумя торпедами. Обе торпеды взорвались через несколько секунд после залпа, не дойдя до цели. Объектом неудавшейся атаки, как выяснилось после войны, был немецкий транспорт «Теда Фритцен».

20 АВГУСТА

Командиру находившейся в Аландском море М-103 Г.А.Жаворонкову (принял лодку 4 августа) приказано возвратиться в базу.

Командиром достраивавшегося на Балтийском заводе подводного минного заградителя Л-21 вместо погибшего Н.Н. Куликова, который временно командовал батальоном морской пехоты, сформированным из личного состава строившихся подводных лодок, назначен капитан-лейтенант А.Д. Афонин.

21 АВГУСТА

Возвратившиеся с минных постановок подводные лодки «Калев» и «Лембит» встречены эскортом в составе пяти БТЩ (Т-204, Т-207, Т-211, Т-215 и Т-218) и

Полищук В.А. командир ПЛ «Лембит»

четырёх МО и сопровождены в Таллин.

В назначенное время подводная лодка Жаворонкова М-103 в точку рандеву для встречи с эскортом не прибыла.

22 АВГУСТА

Подводной лодке М-103 назначена встреча на 24 августа.

С-8 прибыла в Кронштадт, где была поставлена в док в порядке подготовки к переходу на Северный флот.

23 АВГУСТА

Подводная лодка К-3 начала переход из Ленинграда на север.

Подводная лодка С-6 в условленные часы не выходила на связь, в базу не возвратилась и по истечении срока автономности была объявлена погибшей, а не «пропавшей без вести», поскольку в последнем случае членов семей погибших подводников ожидали бы определённые поражения в правах, например, в части выплаты по аттестатам и других пособий, положенных семьям погибших.

Список подводников, погибших на подводной лодке С-6 в августе 1941 г. БАЛАХОНОВ Михаил Арсентьевич

рулевой -

БАРАНОВ Михаил Ильич

электрик 23 года

БАСКАКОВ Василий Фёдорович

электрик 25 лет

БЛОХИН Григорий Григорьевич

моторист 24 года

БОНДАРЕНКО Иван Фёдорович

рулевой 22 года

ВЕНКОВ Анатолий Михайлович

командир БЧ-3 25 лет

ВЕСЕЛОВ Николай Александрович помощник командира 29 лет ВИНЯР Григорий Борисович

командир БЧ-5 28 лет

ВОРОНИН Михаил Александрович

электрик 21 год

ГЛОТОВ Семён Гаврилович

рулевой 27 лет

ГОНЧАРОВ Григорий Алексеевич

трюмный 24 года

ГРИШИН Борис Алексеевич

рулевой 24 года

Кулыгин Н.Н. командир ПЛ С-6

ДЕМЕНТЬЕВ Сергей Матвеевич старшина

электриков 30 лет ЕРМАКОВ Павел Иванович

комендор 22 года

ЖИХАРЕВИЧ И.Ф. гидроакустик ИВАНОВ Алексей Васильевич

трюмный 23 года

ИГНАТЬЕВ Алексей Александрович

моторист 23 года

КОВЯЗИН Андрей Галактионович

строевой 27 лет

КОЛОСОВ Василий Титович

старшина трюмных 28 лет

КАЛЯКИН Константин Иванович

боцман 32 года

КОНОНЕНКО Юрий Григорьевич

электрик 23 года

КОНСТАНТИНОВ Владимир Гаврилович

радист 26 лет

КОСТРОВ Феодосий Александрович командир группы движения 25 лет КРАСНОВ Пётр Петрович

моторист 26 лет

КУЛЫГИН Николай Николаевич

командир ПЛ С-6 27 лет

КУРОЧКИН Борис Петрович

моторист 25 лет

ЛИФАРЬ Николай Михайлович

моторист 22 года

МАМОНТОВ Иван Михайлович

торпедист 22 года

МАТВЕЕВ Валентин Георгиевич

радист 23 года

МОЛОДУШЕВ Фёдор Александрович моторист 24 года

МОЛЧАНОВ Андрей Фёдорович

электрик 21 год НИКИТИН Арсентий Романович

комендор 26 лет

ОДИНЦОВ Борис Васильевич

радист 26 лет

ПОТАПОВ Яков Кузьмич

кок 27 лет

РОССОМАХИН Павел Антонович старшина мотористов 28 лет РЯБИНИН Александр Петрович

комиссар 30 лет

САВЕЛЬЕВ Василий Алексеевич

торпедист 31 год

СИРОТЕНКО Василий Иванович

моторист 23 года

СМИРНОВ Александр Васильевич

штурман 24 года

СМИРНОВ Николай Павлович штурманский электрик 25 лет СОБАКИН Александр Михайлович

гидроакустик 22 года

СОРОКИН Антон Савельевич

шифровальщик 23 года

СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Иванович трюмный 25 лет

СТЕПАНОВ Борис Иванович

моторист 22 года

ТВЕРДОХЛЕБОВ С.И. моторист - погиб 6.07.41 в б. Кихельконна

ТИМАНИН Н.М. боцман ТЮНЯЕВ Алексей Алексеевич

электрик 26 лет

ФИЛИППОВ Иван Гаврилович

торпедист 20 лет

ШЕПТЕКИТО Терентий Афанасьевич лекарский помощник -

24 АВГУСТА

Возвратившуюся из боевого похода С-5 встретили БТЩ Т-204 и Т-207 и сопроводили её в Таллин.

Подводная лодка М-103 вышла на связь и ей приказано следовать в Таллин самостоятельно, без эскорта. Лодка на связь больше не выходила и в базу не возвратилась. В 1999 году она была обнаружена на дне Финского залива в 8 милях к северу от острова Вормси. Наиболее вероятной причиной гибели лодки считается подрыв на мине заграждения.

Список подводников, погибших на ПЛ М-103 в конце августа 1941 г. ДЕМЕНТЬЕВ Михаил Васильевич

электрик 22 года

ДОСКИН Григорий Иванович

гидроакустик 21 год

ЖАВОРОНКОВ Георгий Александрович командир ПЛ М-103 27 лет ЗАМОТКИН Александр Викторович

штурман 23 года

ЗАХАРОВ Михаил Григорьевич

рулевой 27 лет

КАПИТОНОВ Александр Александрович

боцман 28 лет

КОЗЛОВ Михаил Сергеевич

командир БЧ-5 23 года

КОНОВАЛОВ Сергей Фёдорович

моторист 24 года

КОНСТАНТИНОВ Фёдор Яковлевич электрик 20 лет

МАХИНЯ Василий Александрович

радист 21 год

МИНЕВИЧ Леонид Абрамович. штурман дивизиона 30 лет

МУРАВЬЁВ Владимир Григорьевич

трюмный 24 года

НЕСТЕРЕНКО Даниил Филиппович

рулевой 24 года

НИКОЛАЕВ Пётр Николаевич

моторист 21 год

ПУШКИН Иван Васильевич

рулевой 22 года

РУМЯНЦЕВ Сергей Ефимович

трюмный 26 лет

САВИЦКИЙ Семён Васильевич

трюмный 24 года

СОРОКИН Василий Фёдорович

моторист 24 года

ФИЛИМОНОВ Иван Васильевич

трюмный 22 года

ФИЛИППОВ Илларион Петрович

электрик 28 лет

25 АВГУСТА

В районе маяка Ландсорт подводная лодка Щ-301 обнаружила отряд шведских кораблей, занимавшихся боевой подготовкой – два броненосца береговой обороны и несколько эскадренных миноносцев

Жаворонков Г.А. командир ПЛ М-103

выполняли различные эволюции.

27 АВГУСТА

Командиру подводной лодки Щ-301

И.В. Грачёву приказано возвратиться в базу.

Щ-317 в состоянии полной готовности к боевому походу перешла из Ленинграда в Кронштадт.

Штаб КБФ, в порядке подготовки флота к прорыву из Таллина в Кронштадт, сформировал три отряда боевых кораблей: Отряд Главных Сил, Отряд Прикрытия и Арьергард а также четыре конвоя из транспортов и вспомогательных судов.

В состав Отряда Главных Сил были включены С-4, С-5, «Калев» и «Лембит», в Отряд Прикрытия – М-95, Щ-307, Щ-308, Щ-322 и Щ-405, а М-79 – в состав Первого конвоя.

28 АВГУСТА

В 16 ч 20 мин, после ухода на восток Первого и Второго конвоев, начал движение с Таллинского рейда Отряд Главных Сил, вместе с которым покинула рейд и М-102. Ей было предписано в процессе перехода занять боевую позицию к югу от Хельсинки. Аналогичную задачу получила и М-98. Ей была отведена позиция прикрытия восточнее маяка Порккалан-Каллбода.

В 19 часов вечера на Таллинский рейд прибыла Щ-301.

Рейд был пуст и Грачёв понял, что флот оставил Главную базу и прорывается на восток. Щ-301 со своим 11-узловым ходом бросилась вдогонку и уже через час настигла суда Четвёртого конвоя и присоединилась к ним. Её комендорам удалось огнём единственной «сорокопятки» отбить атаку вражеского самолёта, но вскоре «Щука» подорвалась кормой на мине. По свидетельству Грачёва из воды торчали загнутые взрывом гребные валы с винтами, а из развороченного кормового отсека через пробоину в прочном корпусе на палубу выбрались два краснофлотца. Грачёв приказал покинуть корабль. Подошедший к борту МО снял 14 человек. Через четверть часа после взрыва Щ-301 пошла ко дну, унося с собой большую часть членов экипажа, которым не удалось покинуть оставшиеся незатопленными отсеки – межотсечные люки были заклинены из-за деформации переборок. Морской охотник высадил подводников на пассажирское судно «Вирония», на борту которого находилось около двух тысяч человек. Очень скоро и «Вирония» нашла свою гибель, подорвавшись на мине. Подошедшие к ней для оказания помощи пароход «Алев» и спасательное судно «Сатурн» постигла та же участь. Сотни людей оказались в воде. Тихоходные и катерные тральщики, сторожевые катера и морские охотники принялись спасать тонувших. Из экипажа Щ-301 спасли лишь двоих – Грачёва и трюмного Пивоварова. Принявший их на борт МО высадил обоих на транспорт «Казахстан», на котором эвакуировался личный состав ПВО Главной базы (свыше 3500 человек).

Грачёв с Пивоваровым с трудом нашли место и устроились на ночь на спардеке между ходовым мостиком и дымовой трубой. На следующее утро при первом воздушном налете, взрывом угодившей в район мостика бомбы, несколько человек, в том числе Грачёв с Пивоваровым и капитан «Казахстана» В.С. Калитаев, были сброшены за борт. Калитаева* в бессознательном состоянии подобрала подводная лодка Щ-322 и доставила в кронштадтский госпиталь, Грачёва после продолжительного пребывания в воде спас и доставил на остров Гогланд морской охотник, судьба Пивоварова осталась неизвестной.

*В Кронштадте Особый отдел обвинил Калитаева в дезертирстве на основании домыслов паникёров из числа находившихся на «Казахстане» пассажиров и по приговору трибунала заслуженный капитан-орденоносец был расстрелян.

Список членов экипажа ПЛ Щ-301, погибших 28 августа 1941 г.

АНИСИМОВ Афанасий Михайлович старшина торпедистов 29 лет БАГРОВ Борис Алексеевич старшина трюмных 28 лет

БЕРЕГОВ Иван Григорьевичм старшина мотористов 24 года БОРИСОВ Николай Иванович

электрик 20 лет

БОРОДИНОВ Николай Фёдорович

рулевой 21 год

БУКОВСКИЙ Иван Николаевич

боцман 31 год

ВОРОБЬЁВ Борис Константинович

радист 19 лет

ГРИДНЕВ Иван Тихонович

электрик 20 лет

ГУДКОВ Борис Алексеевич

штурман 24 года

ДЕШЕВОЙ Валентин Константинович

моторист 25 лет
ЕЖОВ Александр Николаевич  
рулевой 23 года
КАРПОВ Павел Михайлович  
торпедист 20 лет
КОБЛИКОВ Пётр Семенович  
комиссар 29 лет
КУЛАКОВ Степан Иванович  
трюмный 21 год

ЛАВРЕНТЬЕВ Александр Николаевич рулевой 23 года

ЛАРИН Василий Иванович

шифровальщик 24 года

ЛЕВОШКИН Николай Александрович

кок
 
 
 
 
года

МАТРОС Иван Максимович помощник командира 30 лет

МУРАТОВ Алексей Григорьевич

моторист 22 года

НИКОЛАЕВ Василий Петрович

фельдшер 20 лет

НИКОНОВ Николай Емельянович

торпедист 23 года

ОНУПРИЕНКО Николай Фёдорович

электрик 24 года

ПАДАЛКО Юрий Афанасьевич

командир БЧ-3 23 года

ПЕРЕКРЕСТОВ Константин Иванович моторист 22 года

ПЕТРОВ Василий Григорьевич

моторист 22 года

ПРОХОРОВ Сергей Михайлович

торпедист ПЫШКИН Виктор Сергеевич 24 года
электрик 21 год
РУБЦОВ Александр Иванович  
шифровальщик СМИРНОВ Алексей Иванович 21 год
моторист 22 года
СОКОВ Алексей Иванович  
радист 25 лет
ТИЛЬЗО Мартин Петрович  
командир БЧ-5 31 год

ТЮРЬМОРЕЗЕВ Александр Васильевич

моторист 21 год

ФИЛИППОВ Алексей Алексеевич штурманский электрик 25 лет ФУРСЕНКО Иван Филиппович

строевой 23 года

ШЕВЧЕНКО Владимир Кузьмич

электрик 27 лет

ШЕПТЕВ Юрий Маркович

рулевой 21 год

Причисленная к отряду Главных Сил С-5 следовала на восток в кильватере крейсера «Киров», впереди крейсера строем уступа шли пять БТЩ с поставленными тралами. Мины, подсеченные ими, расстреливать не успевали. Подгоняемые ветром качающиеся на волнах и плохо различаемые в наступающих сумерках смертоносные шары таили в себе страшную угрозу, не меньшую, чем остававшиеся под водой на своих якорях. В 20 ч 11 мин, когда С-5 вышла за пределы кильватерной струи крейсера, прогремел взрыв подсеченной тральщиками мины ЕМС, и через 40 секунд лодка скрылась под водой. Спасти удалось всего девять человек, в их числе командира 1-й БПЛ Н.П. Египко и командира лодки

А.А. Бащенко, а тяжело раненый командир 1-го ДПЛ А.К. Аверочкин взрывом был сброшен в воду и утонул.

Список подводников, погибших на подводной лодке С-5 29 августа 1941 г. АВЕРОЧКИН Анатолий Кузьмич командир дивизиона ПЛ 34 года АНТОНЕНКО Григорий Афанасьевич

торпедист 22 года

БАЛОВАНОВ Сергей Евстигнеевич

гидроакустик 26 лет

ГЕРАСИМОВ Алексей Иванович ст. краснофлотец -

ГЛИНСКИЙ Никифор Николаевич старшина электриков 30 лет ГРУНЬ Степан Трофимович

рулевой 23 года

ДРУЖИНИН Алексей Иванович

строевой 20 лет

ЕЛИЗАРОВ Константин Никифорович комендор 23 года

ЗАГРАНИЧНЫЙ Абрам Яковлевич

краснофлотец 21 год

КАРАГОД Иван Денисович.

электрик 24 года

КОЖЕВНИКОВ Павел Самсонович

рулевой 23 года

КОЛОСКОВ Владимир Александрович командир группы движения 24 года КОМИССАРОВ Владимир Гаврилович радист 23 года

Аверочкин А.К. командир1-го дивизиона

ЛУКИН Василий Гаврилович

торпедист 23 года

ЛЯПОНИН Владимир Иванович

старшина трюмных 30 лет

МАТВЕЕВ Борис Владимирович помощник командира 23 года МАТКО Леонид Иванович

торпедист 21 год

МИСЮТА Николай Константинович старшина мотористов 30 лет НЕПРОШИН Алексей Прокофьевич

моторист 27 лет

НИКОЛАЕВ Леонид Георгиевич

радист 23 года

НОСАЧЁВ Константин Пахомович

шифровальщик 24 года

ОЛЬХОВНИКОВ Виталий Александрович

рулевой -

РУМЯНЦЕВ Александр Дмитриевич

моторист 23 года
РУФОВ Алексей Иванович  
рулевой 23 года
РЫБИН Пётр Иванович  
командир БЧ-5 26 лет

САВИЦКИЙ Евгений Дмитриевич

радист 21 год
САДОВ Сергей Сергеевич  
электрик 27 лет
САЛОВ Григорий Иванович  
комендор 22 года

СЕМЕНЕНКО Григорий Фёдорович

моторист 23 года

ТВЕРСКОЙ Лев Николаевич

электрик 24 года

ФЕЩЕНКО Константин Никифорович штурман 28 лет

ФИЛИМОНОВ Григорий Павлович

кок 26 лет

ЦИБУРСКИЙ Анатолий Геннадьевич рулевой 25 лет

ШВЕДОВ Владимир Михайлович

электрик 22 года

ШИЛОВ Александр Семёнович

моторист 20 лет

29 АВГУСТА

Вечером подводные лодки «Калев», «Лембит», С-4, Щ-307, Щ-308, Щ-322, Щ-405, М-79 и М-95 вместе с кораблями флота прибыли в Кронштадт.

30 АВГУСТА

Подводные лодки Щ-307, Щ-308, Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320 и Щ-405 перешли из Кронштадта в Ленинград.

1-я и 2-я бригады подводных лодок сведены в единую Бригаду подводных лодок КБФ. Командиром Бригады назначен капитан 1 ранга Н.П. Египко.

Командиром подводной лодки «Лембит» назначен старший лейтенант А.М. Матиясевич.

31 АВГУСТА

Подводная лодка М-95 перешла из Кронштадта в Ленинград.

Щ-405 поставлена на ремонт на заводе им. Марти (ныне – Адмиралтейский).

4 СЕНТЯБРЯ

Подводные лодки М-98 и М-102 с позиций прикрытия прибыли в Кронштадт.

8 СЕНТЯБРЯ

Подводные лодки П-1 и П-2 («Правда» и «Искра») перешли из Ораниенбаума (места постоянного базирования) в Кронштадт, где «Правду» стали экстренно готовить к походу.

9 СЕНТЯБРЯ

В 8 часов утра подводная лодка П-1, выгрузив торпеды и приняв в отсеки груз консервов, медикаментов и боеприпасов для 100-мм орудий общим весом около 20 т, в сопровождении БТЩ-211 и морского охотника покинула Кронштадт и взяла курс на Гогланд. От Гогланда капитан-лейтенант И.А. Логинов свою лодку далее на запад повёл самостоятельно.

Согласно приказу на поход ему предписывалось следовать на Ханко в надводном положении с максимальной скоростью (более 20 уз). На связь с базой лодка ни разу не выходила и на Ханко в расчётное время не прибыла. Считается, что П-1 погибла 10 или 11 сентября на подходах к Ханко от подрыва на минном заграждении, выставленном финскими катерами несколькими днями ранее. Погибли все 54 члена экипажа.

Приказ следовать через заминированные воды в надводном положении сегодня может вызвать недоумение, поскольку в погоне за скоростью штаб бригады явно пренебрёг безопасностью, так как при движении в подводном положении встреча и со стоящими на якорях, и с дрейфующими на поверхности моря минами была значительно менее вероятной.

10 СЕНТЯБРЯ

Список подводников, погибших на подводной лодке «Правда» (П-1) 10 сентября 1941 г.

АНГЕЛОВ Василий Александрович

рулевой 28 лет

АРСАЕВ Лукьян Николаевич

командир БЧ-5 29 лет

АФОНИН Василий Петрович

торпедист 25 лет

БАРАНОВ Сергей Григорьевич

боцман 28 лет

БАРКАНОВ Виктор Николаевич

трюмный 26 лет

БЕЛОЗЁРОВ Иван Григорьевич

старшина трюмных 22 года

БЕСЕДИН Михаил Дмитриевич

моторист 21 год

БОБРОВ Викентий Васильевич

трюмный 24 года

БРОХАНДА Александр Сввич

комендор 26 лет

БРЮХАНОВ Сергей Михайлович

торпедист 22 года

ВОЛЫНКИН Владимир Васильевич

моторист 24 года

ГЕРШКЕВИЧ Исруэль Ангелович

радист 24 года

ГОЛУБЕВ Василий Иванович

трюмный 20 лет

ГРИНЬКО С.И. шифровальщик ДАРДЫКИН Иван Васильевич

торпедист 24 года

ДОБРОВОЛЬСКИЙ Валентин Иванович

моторист 22 года

ЕКИМЕНКОВ Егор Иванович

торпедист 29 лет

ЗАВЬЯЛОВ Николай Николаевич

электрик 23 года

ИВАНОВ Василий Иванович

трюмный

ИЛЬИН Дмитрий Михайлович

рулевой 23 года

ИСАКОВ В.И. гидроакустик

КОБРАНОВ Виктор Дмитриевич

штурман 28 лет

КОЛОТОВ Иван Алексеевич

комиссар 36 лет

КОПЫЛОВ Константин Андреевич

кок 22 года

КОРОЛЁВ Николай Васильевич ком. торпедной гр. 25 лет КРАВЕЦ Иван Филиппович

строевой 23 года

КРИВДИН Иван Алексеевич

электрик 25 лет

КРОМЧЕНКО Иван Гаврилович

трюмный 27 лет

КУЗНЕЦОВ Виктор Иванович

рулевой 21 год

КУРНЯКОВ Николай Фёдорович

моторист 26 лет
ЛОГИНОВ Иван Андреевич  
командир ПЛ П-1 34 года
МАКАРОВ Пётр Фёдорович  
старшина мотористов 26 лет

МАРКИН Александр Григорьевич

электрик 20 лет

МЕДВЕДЕВ Михаил Яковлевич

фельдшер 22 года

МОСЕЙЧУК Алексей Никифорович помощник командира 35 лет ПЕНЬКИН Александр Павлович моторист -

ПОТЕХИН Виктор Евгеньевич

радист 19 лет

РОМАНОВ Пётр Иванович

торпедист 22 года

СЕДЫХ Тимофей Николаевич

электрик 24 года

СЕРЕДА Александр Евтьюхович

торпедист 24 года

СОРОКОПУД Григорий Фёдорович

командир БЧ-3 28 лет

СКЛАДСКИЙ Борис Степанович

моторист 25 лет

СЛИПЧЕНКО Григорий Дмитриевич

штурм. электрик 22 года СМИРНОВ Н.С. комендор СМОЛЯР И.А. моторист ТАРАСОВ Николай Александрович

комендор 24 года
ТЮЛЯЕВ Иван Васильевич  
моторист 26 лет
ХАРХАСОВ Фёдор Иванович  
моторист 26 лет
ЦВЕТКОВ Борис Михайлович  
моторист 23 года
ЧЕРВЯКОВ Георгий Иванович  
старшина электриков 27 лет
ЧИБИСОВ Пётр Анисимович  
торпедист ШЕВЧЕНКО П.Л. моторист - 26 лет
ЩЕПИН Николай Степанович  
рулевой 22 года

11 СЕНТЯБРЯ

Подводные лодки М-77, М-102 и С-7 перешли из Ленинграда в Кронштадт, где «малютки» стали готовиться к боевому походу, а С-7 – к прорыву через балтийские проливы на Северный флот. Кроме С-7 к этой операции готовились ещё насколько лодок этой серии, а также минный заградитель Л-3. Авторство, этой мягко выражаясь, безумной авантюры приписывают командиру бригады подводных лодок Н.П. Египко. Затея не выдерживала никакой критики – дело в том, что лодкам пришлось бы в течение нескольких часов идти по узкому и мелководному проливу Зунд в надводном положении на глазах у противника и они неизбежно были бы уничтожены. Когда командный состав отправляемых на прорыв лодок стал роптать, открыто критиковать приказ и выражать обоснованное сомнение в успехе операции, комиссар подводной лодки С-9 Селезнёв счёл своим долгом сообщить о «вредных настроениях» в Особый отдел. Как это ни удивительно, но чекисты, разобравшись с сутью проблемы, против обыкновения, никого не стали арестовывать, бредовая затея вскоре была отменена, а Египко был переведен на другую должность, подальше от Балтийского подплава.

12 СЕНТЯБРЯ

Ночью подводная лодка М-97 вышла

в боевой поход в район Таллина с целью разведки обстановки в Таллинской бухте.

Подводная лодка Щ-317 перешла из Ленинграда в Кронштадт для подготовки к боевому походу.

К острову Соммерс подошли две финские канонерские лодки и начали обстрел позиций, занимаемых нашим гарнизоном.

13 СЕНТЯБРЯ

Командир М-97 А.И. Мыльников доложил о прибытии в Таллинскую бухту.

Чтобы отогнать от острова Соммерс финские канонерки, туда была направлена подводная лодка Л.Н. Костылева М-77 (назначенного командиром в начале сентября).

14 СЕНТЯБРЯ

Утром, когда М-77 прибыла на позицию у острова Соммерс, на лодке временно вышли из строя горизонтальные рули и командир лодки капитан-лейтенант Л.Н. Костылев положил лодку на грунт, чтобы заняться ремонтом. Всплыв вечером, лодка попала под обстрел финской береговой батареи с острова Хапассари.

Из Ленинграда в Кронштадт для подготовки к боевому походу прибыли подводные лодки С-8 и Щ-319.

16 СЕНТЯБРЯ

Утром подводную лодку М-77 дважды атаковал финский самолёт. Сброшенные им бомбы разорвались на близком расстоянии. От сотрясения в прочном корпусе (толщина листов 9 мм) образовалась трещина, и вышло из строя управление вертикальным рулём. Вечером лодка направилась в базу.

Из Ленинграда в Кронштадт перешли подводные лодки М-79, М-98, М-102, Щ-304, Щ-305, Щ-306, Щ-307, Щ-308, Щ-309, Щ-310, Щ-311, Щ-320, Щ-322, Щ-323 и Щ-324.

17 СЕНТЯБРЯ

Утром от острова Соммерс в Кронштадт прибыла подводная лодка М-77. Из Ленинграда в Кронштадт перешли Щ-303 и С-12.

18 СЕНТЯБРЯ

Из Таллинской бухты в Кронштадт возвратилась подводная лодка М-97. Во время перехода она была трижды атакована финским самолётом типа Бристоль-Бульдог. В результате пулемётного обстрела надстройка и ограждение рубки получили несколько пробоин.

20 СЕНТЯБРЯ

Из Ленинграда в Кронштадт перешла подводная лодка М-95.

Покинув Кронштадт, подводные лодки Щ-319 и Щ-320 вышли в боевой поход. Щ-319 направилась в район Либавы, а Щ-320 – в Данцигскую бухту. С момента выхода из Кронштадта Щ-319 на связь с базой не выходила.

21 СЕНТЯБРЯ

В 16 ч 45 мин, во время воздушного налёта на Кронштадт, на стенке, у которой находилась подводная лодка Щ-305, разорвалась авиабомба, осколками которой было ранено 11 членов экипажа (четверо – тяжело), перебиты трубопроводы вентиляции цистерн главного балласта и сделано несколько вмятин в прочном корпусе.

Подводная лодка Щ-310 вышла из Кронштадта к острову Гогланд на позицию ожидания. Ей предстояло следовать на позицию к острову Готланд, но штаб бригады, прежде чем дать «добро» на продолжение похода, решил дождаться результатов прорыва в открытую Балтику ушедших накануне Щ-319 и Щ-320.

По этой же причине был задержан выход из Кронштадта подводной лодки Ф.И. Иванцова Щ-323.

22 СЕНТЯБРЯ

В состав КБФ после государственных испытаний приняты подводные лодки Щ-407 и Щ-408.

Гидроакустик находившейся в устье Финского залива Щ-320 обнаружил конвой, но Вишневский решил не атаковать его.

По левому борту подводной лодки Щ-322, находившейся в кронштадтском доке им. Митрофанова, разорвалась авиабомба. Осколками было сделано несколько пробоин в ограждении рубки и в лёгком корпусе. Получила небольшие повреждения и стоявшая рядом Щ-302.

23 СЕНТЯБРЯ

Подводная лодка Щ-320 вышла в открытую Балтику.

Во время самой ожесточенной за всю войну бомбардировки Кронштадта пострадали и подводные лодки, находившиеся в его гаванях. Прямым попаданием авиабомбы была повреждена подводная лодка «Искра» (П-3). Была разрушена 2-я аккумуляторная яма, ряд трубопроводов и часть лёгкого корпуса, но благодаря энергичным действиям экипажа лодка сохранила плавучесть.

Вечером была потоплена стоявшая в Лесной гавани без экипажа подводная лодка М-74. Лодка проходила капитальный ремонт на Морском заводе и была частично разукомплектована, а экипаж её сражался в бригаде морской пехоты на юго-западных подступах к Ленинграду.

Командиром подводной лодки Щ-406, вместо снятого с должности за самовольную отлучку в Ленинград В.В. Максимова, командующий флотом Трибуц назначил капитан-лейтенанта Е.Я. Осипова, до этого служившего помощником командира на этой же лодке.

Решением Военного Совета КБФ, бывший командир подводной лодки Щ-406 В.В. Максимов, по возвращении из самовольной отлучки отдан под суд Военного Трибунала.

24 СЕНТЯБРЯ

Командир подводной лодки Щ-320 Вишневский сообщил о прибытии на отведенную его лодке позицию.

25 СЕНТЯБРЯ

Подводные лодки Щ-302, Щ-303 и Щ-307 перешли из Кронштадта в Ленинград для ремонта на Балтийском заводе.

При артиллерийском обстреле Кронштадта осколками близко разорвавшегося снаряда был убит штурман и ранен командир подводной лодки Щ-318. Осколками пробит прочный корпус и получили повреждения рубка и лёгкий корпус.

В 15 ч 5 мин подводная лодка Щ-320 с

Н.С. Агашин Командир ПЛ Щ-319 И.И. Беззубиков Командир ПЛ М-98 Н.О. Момот Командир ПЛ Щ-307

Н.И. Смоляр Командир ПЛ Щ-306 Б.М.. Попов Командир ПЛ М-99 Г.И.Тархнишвили Командир Щ-324





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.