Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бакунин Б.К. Зубков Ф.А. командир ПЛ С-10 командир ПЛ М-81






БОЙЧЕНКО Александр Иванович командир группы движения 27 лет ВЕЛИГОДСКИЙ Григорий Иванович

строевой 23 года

ВОЛЬФСОН Самуил Савельевич

электрик 22 года

ГАВРИЛИН Георгий Николаевич

торпедист 26 лет

ГОРОДКЕВИЧ Фёдор Иванович

штурман 30 лет

ГРИГОРЬЕВ Михаил Григорьевич

трюмный 20 лет

ГРИГОРЬЕВ Павел Александрович

радист 24 года

ГУСЬКОВ Степан Трофимович

электрик 23 года

ДРАНИК Илья Алексеевич

боцман 30 лет

ДУНДУК Николай Иванович

электрик 21 год

ЕРШОВ Владимир Николаевич

электрик 20 лет

ЖУКОВ Пётр Михайлович

моторист 26 лет

ИЛЬИНСКИЙ Степан Николаевич

командир БЧ-3 28 лет

ИОНОВ Алексей Васильевич

моторист 24 года

КАРПЕНКО Виктор Александрович

трюмный 20 лет

КОВАЛЁВ Ефим Петрович

электрик 26 лет

КОВАЛЕНКО Михаил Павлович

моторист 23 года

КОЗЛОВ Владимир Петрович

кок 22 года

КОНДРАШИН Михаил Григорьевич

электрик 28 лет

КОСТЕНКО Павел Ермолаевич старшина электриков ЛЕМАЕВ Фёдор Тимофеевич

торпедист 23 года

ЛЕОНТЬЕВ Владимир Николаевич

торпедист 22 года

МАЗУР Александр Михайлович

рулевой 20 лет

МИХАЙЛОВ Василий Иванович

командир БЧ-5 34 года

РАГУЛИН Николай Павлович трюмный 21 год

СИЗОВ Фёдор Тимофеевич старшина торпедистов – СИДОРОВ Михаил Степанович

радист 21 год

ТИХОМИРОВ В.П. электрик ШВЕДОВ Николай Егорович

шифровальщик 22 года

ШЕВЕЛЁВ Иван Алексеевич

рулевой 21 год

ШИРМАНОВ Пётр Аркадьевич

гидроакустик 25 лет

ЮЖАНИН Дмирий Петрович старшина трюмных 31 год

К югу от маяка Порккалан-Каллбода подводная лодка М-94 обнаружила немецкое минное заграждение «Корбета».

Утром подводная лодка Щ-305 обнаружила в перископ финскую подводную лодку «Ветехинен» и атаковала её одной торпедой, но промахнулась.

Подводная лодка Щ-311 дважды обнаруживала дымы судов в шведских шхерах, но попыток сблизиться с целью не предпринимала из-за дальнего расстояния.

На переходе из-за временного выхода из строя кормовых горизонтальных рулей подводная лодка Л-3 трижды проваливалась на большую глубину.

В состав КБФ приняты подводные лодки Щ-405 и Щ-406.

Находящаяся в Кронштадте подводная лодка С-13 приступила к ходовым испытаниям.

30 ИЮНЯ

Подводные лодки М-98 и М-102 перешли из Палдиски в Таллин. Щ-305 вновь обнаружила финскую подводную лодку и уклонилась от возможной атаки погружением.

1 ИЮЛЯ

Утром подводные лодки «Калев», «Лембит», С-8, М-77, М-79 и плавбаза «Иртыш» перешли из Куйвасту в Палдиски, а С-7 и С-9 в Рохукюла.

Подводные лодки М-90, М-94, М-95, М-96, Щ-322, Щ-323 и Щ-324, а также плавбазы «Полярная Звезда» и «Смольный» с эскортом из пяти тихоходных тральщиков совершили переход из Таллина в Лужскую губу.

В 16 ч 36 мин подводная лодка М-81, следовавшая замыкающей в кильватер плавбазе «Иртыш», подорвалась на донной неконтактной мине ТМБ, выставленной немецкими торпедными катерами. Взрыв разрушил носовую часть «малютки» и она затонула в течение одной минуты. Находившиеся на мостике командир лодки Фёдор Антонович Зубков, командир БЧ-5 Б.В. Ракитин и старшина группы мотористов П.С. Сёмин были сброшены в воду. Их подняли на борт подоспевшего катера, однако Зубков был мёртв – убит осколком при взрыве, Ракитин воевал до конца войны и продолжал служить до отставки, а Сёмин погиб осенью 41-го подо Мгой, командуя взводом морской пехоты.

Прочный корпус «малютки» разделялся тремя водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. После взрыва лодка легла на грунт на глубине 20 метров. Незатопленным остался только четвертый – кормовой, где нёс ходовую вахту 19-летний краснофлотецэлектрик Виктор Преображенский. Придя в себя после страшного сотрясения, Виктор включил аварийное освещение и попытался связаться по переговорным трубам с другими отсеками, но из труб поступала вода, и он понял, что там все погибли и что для спасения он может рассчитывать только на собственные силы. Не теряя присутствия духа, он стал действовать, «как учили». Учили в Учебном Отряде Подводного Плавания им. Кирова на совесть, да и тренировки на лодке также не прошли даром. К счастью, люк-шлюз, через который можно было покинуть лодку, был расположен именно в четвёртом отсеке. Виктор открыл нижнюю крышку шлюза, поднялся туда и закрыл за собой нижнюю крышку. Затем он подал в шлюз сжатый воздух и сравнял давление воздуха в шлюзе с давлением забортной воды, после чего открыл верхнюю крышку шлюза и вместе с пузырём воздуха всплыл на поверхность, где его обнаружил и принял на борт, проходивший поблизости катер. Молодость и недолгое пребывание под повышенным давлением избавили Виктора от тяжких последствий кессонной болезни. После недолгого лечения в госпитале Виктор Преображенский был, как и Сёмин, направлен в морскую пехоту, стал наводчиком орудия, в штыковом бою заменил убитого комиссара, был дважды тяжело ранен (оба раза считалось – смертельно), но благодаря крепкому здоровью и заботам врачей выздоровел и в конце 1942-го стал политруком батареи, успешно воевал до конца войны и продолжал службу после неё, а затем вышел в отставку с должности зам. командира полка по политчасти в звании подполковника.

В 1965 году лодка была поднята АСС (аварийно – спасательной службой) флота, а останки погибших членов экипажа похоронили в братской могиле с воинскими почестями в присутствии родственников и бывших сослуживцев по бригаде подплава, молодых моряков и тысяч жителей города на воинском кладбище в Таллине.

Список подводников, погибших на подводной лодке М-81 1 июля 1941 года

ЗУБКОВ Фёдор Антонович  
командир М-81 30 лет
ИЛЬИН Георгий Иванович  
штурман 23 года

ИЛЬИН Андрей Ильич боцман 31 год КРИКЛИВСКИЙ Ефим Степанович

торпедист 26 лет

РУМЯНЦЕВ Константин Андреевич

радист 23 года

СИМОНОВ Александр Леонтьевич

рулевой 26 лет

ФЕДОСЕЕВ Алексей Матвеевич

моторист 22 года

ФЕДУЛОВ Михаил Евсеевич

гидроакустик 26 лет

Лодка Щ-311 обнаружила в шведских шхерах одиночный транспорт, но командир «щуки», П.А. Сидоренко, опасаясь повредить корпус о подводные камни, выходить в атаку не стал. Вечером были обнаружены четыре парусно-моторные шхуны. Их Сидоренко счёл слишком ничтожной целью и решил не атаковать их.

2 ИЮЛЯ

Подводная лодка Н.И. Смоляра Щ-306, патрулировавшая в районе маяка ПорккаланКаллбода, в результате штурманской ошибки села на мель, но смогла с неё сняться самостоятельно.

Щ-309 обнаружила на горизонте дымы и мачты судов и начала сближение с целью, однако, подготавливая торпедные аппараты к залпу, торпедисты по ошибке заполнили кольцевой зазор водой не из торпедозаместительной цистерны, а из-за борта – в результате чего перетяжелили нос и лодка провалилась на глубину. Атака была сорвана.

Днём Щ-311 обнаружила два транспорта в охранении шведского сторожевого корабля, но из-за невыгодного курсового угла атака оказалась невозможной. Вскоре был обнаружен шведский транспорт с парусником на буксире. Командир решил атаковать их, выполнил предзалповое маневрирование, подал команду: «Пли!», но залпа не последовало: в азарте капитанлейтенант П.А. Сидоренко забыл вовремя отдать команду о подготовке торпедных аппаратов к стрельбе.

С-7 и С-9 прибыли на рейд Рохукюла, где С-9 вскоре была атакована одиночным самолетом, но сброшенные им бомбы упали на безопасном для лодки расстоянии.

В 20 часов в бухту Кихельконна прибыла подводная лодка Л-3. Во время перехода лодки с боевой позиции штаб бригады проявил чудеса бестолковости: трижды изменял лодке маршрут, назначил ей район ожидания там, где вели поиск вражеских подводных лодок наши морские охотники, проложил маршрут и провел лодку через наше вновь выставленное минное поле.

Избранная штабом бригады в качестве зоны ожидания лодками кораблей эскорта, бухта Кихельконна с её узким мелководным входом являлась, по существу, опасной ловушкой, что и показало ближайшее будущее.

3 ИЮЛЯ

Эскорт в составе тихоходного тральщика «Виестурс» и двух МО вывел подводные лодки С-7 и С-9 из Рохукюла через пролив Соэла-Зунд в точку погружения, после чего лодки направились к назначенным им позициям: С-7 – в район Либавы, а С-9 – в Данцигскую бухту к банке Штольпе.

Подводные лодки Щ-317, Щ-318 и Щ-319 перешли из Таллина в Лениград для межпоходового ремонта.

В 23 часа подводная лодка Л-3 покинула бухту Кихельконна.

4 ИЮЛЯ

Подводная лодка М-102 ст. лейтенанта П.В. Гладилина возвратилась из боевого похода и прибыла в точку рандеву, однако кораблей эскорта там не оказалось, и Гладилин решил следовать в базу самостоятельно, но на траверзе мыса Тахкуна лодка была обстреляна нашей 26-й береговой батареей из 130-мм орудий. Пришлось погрузиться и возвратиться снова в точку рандеву, где лодку на этот раз уже поджидали наши морские охотники.

Во время ночного перехода по проливу Соэла-Зунд Л-3 была безрезультатно атаковала немецкой субмариной U-145. В 6 часов утра подводная лодка прибыла в бухту Триги (на северном побережье острова Эзель). Вечером Л-3 перешла сначала в Рохукюла, а оттуда – в Таллин. Подводная лодка М-97 перешла из Таллина в Палдиски.

5 ИЮЛЯ

Командир Кронштадтской ВМБ отозвал с боевых позиций подводные лодки Щ-305 и Щ-306.

М-77 и М-79 прибыли из Палдиски в Рохукюла, откуда ночью М-77 проследовала в бухту Триги, где поступила в распоряжение штаба БОБР (Береговой Обороны Балтийского района), руководившего обороной островов Моонзундского архипелага.

М-102 в сопровождении морских охотников прибыла в Рохукюла, а С-8 самостоятельно перешла из Палдиски в Кронштадт. Туда же прибыли подводные лодки «Калев» и «Лембит».

С-101, находясь на позиции у западного входа в Ирбенский пролив, изза ошибочных действий личного состава при срочном погружении приняла воду в торпедозаместительную цистерну. Лодка получила значительный дифферент на нос и ударилась о грунт на глубине 40 м, что привело к разлитию электролита из части аккумуляторов.

6 ИЮЛЯ

В районе Шепелёвского маяка возвращавшуюся из боевого похода

Щ-305 ст. лейтенанта Кочеткова атаковала торпедой финская подводная лодка. К счастью, выпущенная ею торпеда прошла мимо цели.

Подводные лодки М-97 и М-103 в сопровождении базовых тральщиков (БТЩ) Т-211 и Т-216 и двух МО вышли из Палдиски и направились в точку погружения.

Т-211 в районе Рохукюла лег на обратный курс для сопровождения возвратившейся с позиции М-102 в Таллин.

В 23 ч 25 мин на траверзе маяка Тахкуна Т-216 подорвался на мине и быстро затонул. Получившего тяжелое ранение и контузию командира 8-го дивизиона ПЛ капитана 3 ранга Е Г. Юнакова, катерники подобрали из воды. Командиры обеих лодок приняли решение возвратиться в базу.

7 ИЮЛЯ

В 4 часа утра М-97 и М-103 возвратились в Палдиски, откуда позже М-97 перешла в бухту Триги, а М-103 в Рохукюла. На переходе М-97 несколько раз безуспешно атаковали одиночные немецкие самолёты.

Подводные лодки Щ-305 и Щ-306 самостоятельно прибыли в «родную» базу – Ораниенбаум.

Находившаяся на позиции в

Померанской бухте подводная лодка С-6 начала возвращение в базу.

Командир 1-й БПЛ капитан 1 ранга Н.П. Египко отдал приказ командиру подводной лодки С-102, находившейся в Рижском заливе, перехватить прорвавшийся туда немецкий вспомогательный крейсер (так классифицировали обнаруженную ими цель командиры эсминцев «Сильный» и «Сердитый» во время произошедшего накануне боевого столкновения). На самом деле это была МRS-11 – плавбаза «раумботов» – моторных тральщиков. Поскольку приказ на лодке был принят спустя 12 часов после его отдачи, перехват из-за упущенного времени попросту не мог состояться – плавбаза беспрепятственно прибыла в Усть-Двинск.

8 ИЮЛЯ

Утром подводная лодка А.И.

Мыльникова М-97 через пролив Соэла-Зунд без эскорта вышла для несения дозорной службы в район острова Утё. Днём на переходе лодка была атакована самолётом противника, погрузилась и далее следовала в подводном положении.

В 5 ч 55 мин утра находившуюся у шведского побережья подводную лодку С-5 обнаружил и атаковал вражеский самолёт. Лодка успела погрузиться, тем не менее, две близко разорвавшиеся бомбы причинили некоторый ущерб: вышли

Юнаков Е.Г. командир 8-го ивизиона ПЛ

из строя эхолот и гирокомпас, получили повреждения прочный корпус и гребной электродвигатель левого борта. Вечером командир лодки А.А. Бащенко доложил комбригу о полученных повреждениях и получил приказ возвращаться в базу.

Вечером подводная лодка М-103 самостоятельно перешла из Палдиски через пролив Соэла-Зунд в район к северозападу от мыса Ристна (о. Даго) для несения дозора.

9 ИЮЛЯ

Днём в бухту Кихельконна прибыла из боевого похода подводная лодка С-6 для ожидания прибытия эскорта. Находясь у своих берегов, в бухте, прикрываемой двумя береговыми (24-й и 25-й) и тремя зенитными (232-й, 511-й и 512-й) батареями, капитан-лейтенант В.Ф. Кульбакин счёл обстановку безопасной и разрешил части экипажа купаться. Внезапно проявившийся немецкий двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ю-88 сбросил с горизонтального полёта две 250 кг бомбы, которые упали в полукабельтове (примерно 90 метров) от лодки, а затем развернулся и трижды обстрелял купальщиков и палубу лодки из пулемётов.

В результате – трое убитых и четверо тяжело раненых, в том числе и сам Кульбакин. Лёгкое ранение получил и комиссар. Лодка снялась с якоря и, отстреливаясь из 45-мм пушки, направилась к выходу из оказавшейся такой опасной бухты и вскоре погрузилась. Имеются основания считать, что самолёт на лодку навел по рации владелец большой частной прогулочной яхты, находившейся в бухте. В командование кораблём вступил дивизионный штурман А.И. Ильин, находившийся на борту в качестве «обеспечивающего», поскольку Кульбакин к самостоятельному управлению подводной лодкой ещё не был допущен.

Командиру подводной лодки С-4 Д.С. Абросимову приказано возвращаться в базу.

10 ИЮЛЯ

Командир М-97 А.И. Мыльников доложил о прибытии на отведенную ему позицию у острова Утё.

В полдень в бухту Кихельконна прибыла из боевого похода подводная лодка С-5, откуда вскоре совместно с еще находившейся там С-6 в сопровождении морских охотников, перешла в бухту Триги. На переходе С-6 была атакована вражеским самолётом, сбросившим на лодку две бомбы. С-6 погрузилась и отстала от конвоя, а после всплытия была обстреляна нашей 49-й береговой батареей.

Кульбакин В.Ф. командир ПЛ С-6 до 9.07.1941 г.

В бухту Триги прибыла (без эскорта) и возвратившаяся из боевого похода подводная лодка С-4 Д.С. Абросимова.

Подводные лодки Щ-309 и Щ-310 отозваны с позиций в базу.

В Рижском заливе подводная лодка С102 обнаружила идущий под самым берегом вражеский конвой. Командир решил всплыть в позиционное положение, чтобы «показать» лодку противнику в надежде, что корабли конвоя бросятся в атаку, а он тем временем прорвётся к конвою, но корабли конвоя продолжали оставаться в ордере, и атака не состоялась.

11 ИЮЛЯ

Днём в бухту Кихельконна из боевого похода прибыли подводные лодки Щ-309 и Щ-311.

Вечером туда же пришла и Щ-310.

Из Кронштадта в Таллин перешли подводные лодки С-8 и С-11.

Около полудня в районе острова Утё М-97 обнаружила в перископ немецкую подводную лодку U-144 в крейсерском положении. Мыльников вышел на неё в атаку, но от чрезмерного азарта забыл отдать команду о подготовке торпедных аппаратов к выстрелу, и момент атаки был упущен. Спустя несколько часов лодки поменялись ролями. U-144 выпустила по М-97 торпеду, но промахнулась.

12 ИЮЛЯ

Подводная лодка М-77 вышла из бухты Триги на позицию в Рижский залив, но вскоре штаб БОБР приказал её командиру ст. лейтенанту Н.А. Хлюпину возвратиться в базу.

Из бухты Триги в Таллин перешли С-4

и С-5, а несколько позже туда же из бухты Кихельконна перешла и Щ-310. 13 ИЮЛЯ

В 15 часов из Таллина в сопровождении БТЩ-209, БТЩ-213 и двух МО в свой первый боевой поход в район Мемеля вышла только что вошедшая в состав КБФ подводная лодка С-11 капитан-лейтенанта А.М. Середы. Обеспечивающим на борту был командир 12-го дивизиона Учебной бригады ПЛ капитан 3 ранга И.Н. Тузов.

Кроме С-11 этот же эскорт сопроводил в точку погружения (у мыса Ристна) подводные лодки Щ-322, Щ-323 и Щ-406, направлявшиеся к берегам Швеции – к острову Готска-Санден, к Стокгольму и Карлскроне соответственно.

Из бухты Кихельконна в Таллин прибыла Щ-309 капитан-лейтенанта И.С. Кабо.

Вечером командир С-7 С.П. Лисин обнаружил в аванпорту Виндавы вражеские корабли, но атаковать их не счёл возможным из-за малых глубин.

М-97 около полуночи вновь обнаружила немецкую лодку U-144, но условия для атаки оказались неподходящими.

14 ИЮЛЯ

При возвращении с боевой позиции через Моонзундский пролив М-79 была обстреляна полевой артиллерией с полуострова Виртсу, временно захваченного противником. Высаженный с Эзеля десант в составе двух батальонов выбил немцев с полуострова, и он оставался свободным до начала сентября.

С-4 перешла из бухты Триги в Таллин. Вечером в бухту Триги прибыла М-97.

В 22 ч 30 мин подводная лодка М-77 повторно вышла для несения дозора в Рижский залив, но в проливе коснулась грунта и возвратилась в бухту для осмотра подводной части. Подводной лодке С-101 приказано возвратиться в базу.

15 ИЮЛЯ

Подводные лодки М-102, С-4, С-5, Щ-309, Щ-310 и Щ-311 прибыли в Кронштадт.

Эскорт в составе БТЩ-212, двух

Тузов И.Н. командир 12 дивизиона подводных лодок

морских охотников и трёх торпедных катеров сопроводил подводные лодки С-8 и Л-3 через пролив Соэла-Зунд в точку погружения. С-8, возглавляемая новым командиром, ст. лейтенантом И.Я. Брауном, до этого назначения командовавшего небоеспособной Л-55 из состава ОУДПЛ, следовала в Ирбенский пролив, а Л-3 – для постановки мин в Данцигскую бухту.

В 6 часов утра подводную лодку С-101, находившуюся у острова Вилсанди (у западного побережья Эзеля) внезапно атаковал немецкий самолёт. Одна из двух сброшенных им бомб ударилась о фундамент носового орудия, пробила обшивку цистерны главного балласта и, не разорвавшись, ушла за борт. Крупно повезло!

(Стоит отметить, что случаи отказа взрывателей немецких авиабомб были довольно часты, например, 24 августа во время перехода из Таллина в Кронштадт на минный заградитель «Норд» пикирующий бомбардировщик Ю-88 сбросил серию бомб, ни одна из которых не взорвалась, однако «Норд» всё-таки затонул от пробоины, сделанной неразорвавшейся бомбой в коридоре гребного вала, где наложить пластырь или заделать пробоину было невозможно.)

На исходе дня С-101 прибыла в бухту Триги.

16 ИЮЛЯ

Днём подводная лодка М-77 вышла на позицию в Пярнусскую бухту.

17 ИЮЛЯ

С-7 вновь обнаружила вражеские корабли в аванпорту Виндавы и опять Лисин не атаковал их из-за мелководья.

С-8 прибыла на отведенную ей позицию у западного входа в Ирбенский пролив. В качестве обеспечивающего на борту лодки находился командир 1-го ДПЛ капитан 3 ранга А.В. Трипольский.

С-101 перешла из Триги в Таллин.

18 ИЮЛЯ

Подводные лодки М-94, М-95, М-96 и М-98 возвратились из Лужской губы в Таллин, а М-97 перешла из Триги в УстьЛугу.

Морские охотники встретили возвратившуюся из боевого похода подводную лодку М-103 и сопроводили её в Триги.

Подводная лодка С-7 в районе Виндавы обнаружила дивизион (семь вымпелов) немецких угольных тральщиков типа М-40, но Лисин решил не атаковать их из-за их малой осадки. 19 ИЮЛЯ

Подводные лодки 8-го ДПЛ М-94, М-95, М-96 и М-98 перешли из Таллина в Триги.

С-7 обнаружила две плавбазы, следовавшие под охраной трёх миноносцев, но из-за невыгодного курсового угла атаковать их было невозможно. Подводная лодка Щ-308 перешла из Ораниенбаума в Таллин.

Утром к северу от мыса Брюстерорт подводная лодка Л-3 обнаружила группу тральщиков, занятых тралением фарватера. Дождавшись, когда тральщики окончили свою работу и ушли, командир подводного минзага П.Д. Грищенко положил на только что протраленный фарватер 20 мин ПЛТ (восемь банок по две-три мины с интервалом 60 м между минами и углублением на

3, 5 м).

20 ИЮЛЯ

М-77 перешла из бухты Триги в Таллин, где командир подводной лодки Н.А. Хлюпин был снят с должности за безынициативность.

М-103 прибыла в Таллин для межпоходового ремонта. Во время перехода отразила огнём 45-мм пушки атаку немецкого самолёта.

Подводная лодка С-9 прибыла в точку встречи с конвоем. Не застав его и не дожидаясь его прибытия, командир лодки Рогачевский решил следовать к западному входу в пролив Соэла-Зунд самостоятельно в надводном положении. На мостике лодки, как описывает события тогдашний штурман С-9 Правдюк, царило весёлое оживление в связи с отличной погодой и благополучным завершением боевого похода. В 16 ч 20 мин слева по борту раздался мощный взрыв. Все присутствующие стали гадать, что могло быть причиной взрыва. В разгар дискуссии в 16 ч 31 мин прозвучал громкий и чёткий доклад сигнальщика: «Торпеда справа!». Наступил момент всеобщего оцепенения. Первым опомнился штурман, который, невзирая на присутствие командира, скомандовал рулевому: «Лево на борт!». Торпеда прошла в нескольких метрах параллельно правому борту. Пришедший в себя Рогачевский одобрительно произнёс: «Правильно, штурман» и скомандовал: «Всем вниз! Срочное погружение!». В 19 часов С-9 прибыла в Триги.

21 ИЮЛЯ

Сразу после полуночи подводные лодки М-94 и М-98, сопровождаемые тремя катерными тральщиками типа «Рыбинец» вышли из Таллина и направились к проливу Соэла-Зунд. В 3 часа ночи М-94 села на мель, но с помощью М-98 быстро снялась с мели и продолжила путь. Около 8 часов утра, когда лодки (уже без эскорта) находились в районе маяка Кыпу, М-94 была торпедирована немецкой подводной лодкой U-140. Торпеда попала в корму. Дизельный и электромоторный отсеки были затоплены, лодка получила большой дифферент на корму, которая уперлась в дно пролива на глубине около 20 м. Нос лодки остался на поверхности. Находившиеся на мостике командир Дьяков, штурман, ст. лейтенант Шпаковский, старшина рулевыхсигнальщиков Компанеец и старшина мотористов И.А. Лаптев оказались в воде и поплыли к возвышавшейся над водой носовой части. Раненый Шпаковский утонул, а трое остальных взобрались на остававшуюся пока на плаву носовую часть. На М-98 решили, что их систершип (однотипный корабль-близнец) подорвался на мине, и спустили резиновую шлюпку для оказания помощи. В это время Дьяков заметил перископ и приказал Компанейцу передать семафором на М-98 сигнал: «Вас атакует подводная лодка». Сигнал был принят, и М-98 погрузилась. Дьякова, Компанейца и Лаптева приняла посланная И.И. Беззубиковым резиновая шлюпка.

На лодке, сразу после взрыва торпеды, раненый в голову краснофлотец Холоденко задраил рубочный люк, чтобы не допустить затопления уцелевших отсеков – торпедного, аккумуляторного и центрального поста. В этих отсеках осталось в живых восемь человек. Организацию их спасения возглавил командир БЧ-5 (инженермеханик) Виктор Семёнович Шиляев. Он приказал всем перейти в центральный пост. Вытекающий из аккумуляторов электролит, смешиваясь с морской водой, выделял хлор, и становилось трудно дышать. Шиляев приказал приступить к шлюзованию через боевую рубку. С трудом в маленькой и тесной боевой рубке разместились все восемь подводников. Они надели маски, закрыли нижний рубочный люк, заполнили рубку водой, уравняли её давление с забортным, открыли верхний рубочный люк и по команде механика стали по одному подниматься на поверхность моря. Как только выходивший из рубки последним Шиляев всплыл на поверхность, нос «малютки» скрылся под водой. К месту гибели М-94 спешил баркас 44-й береговой батареи, который доставил спасшихся подводников на берег.

Список подводников, погибших на подводной лодке М-94 21 июля 1941 г.

БАРКОВ Пётр Петрович

электрик 27 лет

ВОЛКОВ Павел Игнатьевич штурманский электрик ВОРОБЬЁВ Василий Тимофеевич

моторист 23 года ГЕВОРКЯНЦ Борис Сергеевич

электрик 21 год

ДОЛГОВ Владимир Павлович

рулевой 19 лет

ГУЛЯКОВ Михаил Власович

трюмный 21 год

КОЗЛОВ Владимир Фёдорович

моторист 23 года

КОКЛЮХИН Виктор Иванович штурманский электрик 21 год КРАВЧЕНКО Иван Пантелеевич

электрик 24 года

ПОБЕРЕЖНЫЙ Ефим Никитич

радист 20 лет

СТРОЕВ Александр Васильевич

моторист 23 года

ШПАКОВСКИЙ Иван Иосифович

штурман 28 лет

Подводная лодка Щ-308 в составе конвоя перешла из Таллина в Триги. Во время перехода из состава конвоя подорвался на мине и затонул танкер «Железнодорожник». Вечером Щ-308 самостоятельно вышла из Триги к берегам Швеции в район Норчепингской бухты.

М-90 перешла из Лужской губы в

Ленинград, где её краном подняли на стенку завода им. Жданова для подготовки к перевозке по железной дороге на Каспий.

После полудня подводная лодка С.П. Лисина С-7 самостоятельно прибыла в бухту Триги, а вечером перешла в Таллин.

Находившаяся на рейде Триги подводная лодка С.А. Рогачевского С-9 в 6 часов утра была атакована тремя Ю-88. Сброшенные ими бомбы упали в 30 м по корме. Лодка получила повреждения лёгкого корпуса, от гидравлических ударов лопнуло несколько баков аккумуляторов, вышел из строя гирокомпас. Около полуночи лодка покинула рейд и направилась в Таллин.

Щ-301 и Щ-307 перешли из Кронштадта в бухту Кунда.

Вечером из бухты Триги в район банки Штольпе (Данцигская бухта) в свой первый боевой поход вышла подводная лодка Щ-405 капитан-лейтенанта И.А. Сидоренко.

Подводная лодка М-95 по приказу штаба БОБР вышла в Рижский залив для несения дозора в районе острова Рухну. Во время срочного погружения из-за дефекта запорного клапана газоотвода был залит водой дизель, и лодка была вынуждена возвратиться на рейд Триги под электромотором.

22 ИЮЛЯ

Подводные лодки С-7 и С-9 перешли из бухты Триги в Таллин. Туда же из бухты Кунда перешли Щ-301 и Щ-307.

Находившуюся у восточной оконечности острова Готланд Щ-308 обнаружила и атаковала торпедой немецкая подводная лодка U-140, но промахнулась.

В Кронштадте после окончания доковой стадии ремонта подводная лодка С-5 была выведена из дока, а на её место поставлена С-4.

23 ИЮЛЯ

М-102 перешла из Кронштадта в УстьЛугу.

В районе маяка Ужава подводная лодка С-8 обнаружила конвой, но из-за невыгодного курсового угла атаковать его не могла.

Щ-308 прибыла на отведенную ей позицию.

24 ИЮЛЯ

М-77 перешла из Таллина в Кронштадт. Позже туда же для постановки в док и подготовки к переходу по БеломорскоБалтийскому каналу на Север прибыли С-7 и С-9.

Утром конвой в составе тихоходных тральщиков «Змей» и «Ударник» и двух МО вывел подводные лодки Щ-307 и Щ-324 в точку погружения. У мыса Тахкуна конвой лёг на обратный курс. Н.И. Петров повёл свою лодку в район Либавы, а Щ-324 взяла курс на Померанскую бухту.

Ночью в районе Норчепингской бухты Щ-308 обнаружила одиночный транспорт, но выходить в атаку командир лодки не стал, чтобы не прерывать зарядку батарей.

Днём на Щ-308 снова был обнаружен одиночный транспорт, но командир лодки А.Ф. Маркелов определил, что транспорт идёт в балласте и атаковать его не стал.

25 ИЮЛЯ

Крейсерская подводная лодка К-3 перешла из Кронштадта в Таллин, а «Калев» и «Лембит» были поставлены в Кронштадте в док для предпоходового осмотра.

26 ИЮЛЯ

В бухту Триги из боевого похода возвратилась подводная лодка И.И.

Беззубикова М-98.

Вечером Щ-308 обнаружила парусномоторную шхуну, но Маркелов счёл её целью, не достойной атаки.

Около полуночи Л-3, производившая зарядку батарей, обнаружила шведский лёгкий крейсер типа «Готланд» и срочно погрузилась, чтобы не обнаруживать своего присутствия.

27 ИЮЛЯ

Командиру подводной лодки Л-3 П.Д. Грищенко приказано возвращаться в базу.

Подводные лодки С-7, С-9 и М-77 поставлены в док.

М-96 вышла из Триги, чтобы занять позицию на подходах к Усть-Двинску.

Подводная лодка К-3 перешла из Таллина в Триги, а оттуда направилась в боевой поход для постановки мин в районе к западу от Борнхольма на линии оживлённого судоходства между немецким портом Засниц и шведским Троеллеборгом. 28 ИЮЛЯ

Подводная лодка М-102 перешла из Усть-Луги в Таллин.

Ночью возвращавшуюся из боевого похода подводную лодку Л-3 в районе мыса Акменьрагс обнаружили и атаковали глубинными бомбами «раумботы» – немецкие моторные тральщики. От близких разрывов бомб разошлись заклёпочные швы в одной из топливных цистерн, а также спружинил верхний рубочнй люк, в результате чего в центральный пост проникло около тонны забортной воды.

Около полудня командир Щ-405 обнаружил в перископ одиночный транспорт, но курсовой угол цели был слишком велик, и атаковать было невозможно. В 22 часа был обнаружен другой транспорт, но он удалялся от лодки, и на подготовку и проведения торпедной атаки времени уже не хватало.

29 ИЮЛЯ

М-98 прибыла с рейда Триги в Таллин, где была поставлена в плавучий док.

30 ИЮЛЯ

Днём в районе мыса Ристна эскорт в составе базовых тральщиков Т-201 и Т-204 и двух МО встретил и сопроводил в бухту Триги подводную лодку Л-3. При входе в пролив Соэла-Зунд лодка кормой коснулась грунта и повредила рули.

Около 5 часов утра Щ-307 обнаружила вражескую подводную лодку и уклонилась от возможной атаки погружением.

М-102 перешла из Таллина в Триги. В состав КБФ принята подводная лодка С-12.

31 ИЮЛЯ

Л-3 прибыла из Триги в Таллин, а М-95 вышла из Триги на боевую позицию к УстьДвинску.

Днём подводная лодка С-8 обнаружила вражеский конвой, но командир лодки И.Я. Браун, считая, что лодка обнаружена кораблями конвоя, от атаки отказался.

1 АВГУСТА

Подводная лодка Л-3 прибыла в Кронштадт, а С-11 начала возвращение в базу.

К-3 выполнила минную постановку в заданном районе и начала отход в базу.

Щ-308 обнаружила одиночный транспорт, но атака не состоялась из-за ненадёжной работы кормовых горизонтальных рулей.

Подводной лодке Щ-405 приказано сменить позицию и перейти к мысу Брюстерорт, а Щ-322 – в район Либавы. Днём Щ-322 обнаружила два транспорта, шедшие без охранения, но из-за неудачного маневрирования командир упустил момент атаки.

Около полуночи Щ-406 в надводном положении встретилась с U-144. Обе лодки уклонились от взаимных атак погружением.

2 АВГУСТА

Подводные лодки «Калев» и «Лембит» перешли из Кронштадта в Таллин. БТЩ-218 сопроводил М-103 через пролив Соэла-Зунд в точку погружения к мысу Ристна. Он же встретил возвратившуюся из боевого похода Щ-406 и в полдень привёл её в Триги.

На М-102 во время перехода на позицию выявилась неисправность дизеля, и Гладилин решил возвратиться в Триги, куда и прибыл самостоятельно к концу дня.

Командиру Щ-322 Ермилову приказано возвращаться в базу.

Возвратившуюся из боевого похода С-11, встретил эскорт в составе БТЩ-212 и трёх МО у западного входа в пролив Соэла-Зунд и приступил к конвоированию её в Таллин. В 18 часов лодка подорвалась на донной неконтактной (магнитной) мине ТМБ, выставленной немецкими торпедными катерами и быстро затонула на глубине около 20 м. Катера подобрали из воды командира лодки А.М. Середу и командира БЧ-5 Бабиса. Оба были тяжело ранены и вскоре скончались.

Погибшая лодка легла на дно пролива, однако из семи её отсеков два остались незатопленными – шестой (электромоторный) и седьмой (кормовой торпедный). В седьмом отсеке находилось в момент взрыва четыре краснофлотца – торпедист Н.А. Никишин, комендор В.В. Зиновьев и электрики А.В. Мазнин и В.Е. Мареев. Едва придя в себя после взрыва, они стали запрашивать остальные отсеки об обстановке. Всюду молчание, а из переговорных труб текла вода, и лишь из шестого отозвался главный старшина А.В. Милютин, старшина команды электриков. Он сообщил, что с ним находится несколько человек, воды в отсеке – по грудь, и она продолжает поступать. Попытки открыть переборочный люк ни к чему не привели – его заклинило из-за деформации прочного корпуса. Находившиеся в электромоторном отсеке подводники погибли, медленно затопляемые водой. Уцелевшие в седьмом отсеке краснофлотцы стали готовить путь к спасению. Решили выстрелить одну из торпед и выходить поверхность через освободившуюся трубу торпедного аппарата.

Распоряжался хозяин отсека торпедист Никишин. Чтобы открыть нужный клапан или найти необходимый инструмент, приходилось нырять, поскольку в отсеке воды было уже по пояс. Работа продвигалась успешно, хотя и медленно. Сжатый воздух для выстрела пришлось взять через шланг из запасной торпеды. Выстрел удался. Торпеда вышла, открыв путь к спасению. От пережитого потрясения Мареев стал неадекватен, наотрез отказался спасаться, безучастно глядя на действия своих товарищей и временами что-то бессвязно бормоча, затем впал в беспамятство и спустя некоторое время умер. Прошло много часов, прежде чем трое подводников один за другим, уже глубокой ночью, придерживаясь за тросик выпущенного буйка и делая остановки при подъёме во избежание кессонной болезни, всплыли на поверхность. Самоспасение удалось краснофлотцам благодаря их непоколебимой твёрдости духа, веры в успех, знаниям, полученным в Учебном Отряде, а также навыкам по обслуживанию и использованию техники своего заведования, полученным на корабле в процессе многократных учений и тренировок.

Список подводников, погибших на подводной лодке С-11 2 августа 1941 г.

БАБИС Марк Шулимович командир БЧ-5 36 лет

БАРДАК Иван Степанович


радист 20 лет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.