Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хроника боевых действий кампании 1941 года






 


22 ИЮНЯ

В 0 ч 55 мин командир подводной лодки С-7 С.П. Лисин, находившейся в дозоре у западного входа в Ирбенский пролив, оповещен о переходе флота на оперативную готовность № 1. В 15 ч 45 мин ему было приказано перейти на несение дозора по военному времени и лишь вечером Лисину стало известно о начале войны.

В 3 ч 30 мин аэродром в районе Либавы, где базировался 148-й истребительный авиаполк Прибалтийского военного округа, подвергся ожесточенной бомбардировке в результате которой восемь самолетов И-153 («чайка») сгорели на лётном поле. Приближавшиеся к Либаве самолёты были своевременно обнаружены наблюдателями 183-й зенитной батареи ПВО базы, ещё с полуночи по тревоге приведенной в боевую готовность № 1, однако, батареям было приказано огня не открывать, и лишь при отходе вражеских самолётов командир 841-й зенитной батареи Ф.К. Тимашков, пренебрегая строжайшим запретом, приказал своим зенитчикам открыть огонь.

Несмотря на то, что страна и её вооруженные силы долго и упорно, не жалея сил и средств, готовилась к схватке с «акулами империализма», война грянула внезапно. В штабах разных уровней были вскрыты засургученные секретные пакеты с указаниями, кто и что должен делать после начала боевых действий. Разумеется, содержание этих указаний зачастую не соответствовало сложившейся на данный момент обстановке.

В 5 часов утра в Таллин возвратились с учений, проходивших в Рижском заливе, подводные лодки Щ-309, Щ-310 и Щ-311.

Утром по приказанию штаба 2-й БПЛ подводные лодки М-95, М-96, М-98 и М-103 покинули Ханко и в 11 час 30 мин прибыли в Палдиски. Находившаяся в дозоре в устье Финского залива М-99 была отозвана в базу и вечером прибыла в Таллин.

По приказанию командира Либавской военно-морской базы (ВМБ) М.С.

Клевенского в 9 час 30 мин подводная лодка М-83 заняла позицию для несения дозора на подходе к Либаве. Час спустя туда же была направлена и М-81.

Вечером для несения дозорной службы в район мыса Акменьрагс из Либавы вышел подводный минный заградитель Л-3.

В 23 час 20 мин из Либавы в Виндаву вышли подводные лодки С-9, «Калев» и «Лембит».

23 ИЮНЯ

В 0 час 45 мин подводные лодки М-77 и М-78 вышли из Либавы и направились в Усть-Двинск. Ранним утром следовавшие на восток в надводном положении лодки были атакованы вражеским самолётом.

Они погрузились и некоторое время продолжали движение под водой. Когда М-78 всплыла, её обнаружила и атаковала торпедами оказавшаяся поблизости немецкая подводная лодка U-144. Обе выпущенные торпеды попали в цель. М78 стала первой жертвой Балтийского подплава в Великой Отечественной войне. Вместе с экипажем «малютки» погиб и находившийся на её борту командир 4-го дивизиона капитан-лейтенант С.И. Матвеев.

Список подводников, погибших на подводной лодке М-78 23 июня 1941 года БЕРЕЗИН Александр Михайлович

моторист 22 года

ГАВРИЛОВ Иван Гаврилович

моторист 26 лет

КАРНАЗЕЕВ Виктор Константинович

моторист 22 года

КИРСАНОВ Пётр Николаевич

электрик 23 года

КОНДРАШОВ Андрей Иванович

боцман 29 лет

КОНСТАНТИНОВ Михаил Иванович

гидроакустик 26 лет

КОСАЧЁВ Сергей Васильевич

торпедист 26 лет ЛЕОНОВ Василий Григорьевич

командир БЧ-5 29 лет

МАТВЕЕВ Степан Ионович командир дивизиона 39 лет НЕКРАСОВ Василий Фёдорович

торпедист 26 лет

НИКОЛАЕНКО Александр Кондратьевич

рулевой 20 лет

ПАНОВ Борис Александрович

электрик 22 года

ПЕРЕТЯГА Михаил Васильевич

торпедист 20 лет

ТОЛМАЧЁВ Иван Павлович

рулевой 23 года

ШЕВЧЕНКО Дмитрий Леонидович

командир М-78 32 года

В 12 часов из Усть-Двинска на позицию в район Мемеля (ныне – Клайпеда) вышла подводная лодка С-4 капитан-лейтенанта Д.С. Абросимова, а четырьмя часами позже Усть-Двинск покинули ещё две лодки – С-6 капитан-лейтенанта В.Ф. Кульбакина и С-10 капитана 3 ранга Б.К. Бакунина. С-6 направлялась на позицию в Померанскую бухту, а С-10 – в Данцигскую.

Около 9 часов вечера в сопровождении сторожевого корабля «Буря» и двух катеров МО – малых охотников (в просторечии их тогда называли морскими охотниками) из Таллина к побережью Швеции вышли подводные лодки Щ-309, Щ-310 и Щ-311.

Несколько позже из Таллина на боевую позицию в район Хельсинки без эскорта вышла подводная лодка М-90.

Этим же вечером в Либаве во избежание захвата противником были взорваны личным составом находившиеся там в ремонте подводные лодки М-71, М-80, «Ронис», «Спидола» и С-1. Последняя не имела хода, но находилась на плаву и её вполне можно было с эскортом из находившихся в базе шести морских охотников и базового тральщика «Фугас» отбуксировать в Таллин, будь обстановка в осаждённой противником базе чуть менее угрожающей и нервозной.

24 ИЮНЯ

Ровно в полночь из Усть-Двинска для несения дозора в Рижском заливе вышла

ШЕВЧЕНКО Д.Л.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.