Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средняя лодка типа С - С9







Лодки типа «К» серии XIV вступили в строй в годы войны и приняли участие в боевых походах. Они имели надводное водоизмещение 1480 тонн, скорость хода 21 узел, глубину погружения 90 м. Вооружение состояло из шести носовых и четырёх кормовых ТА, двух 100-мм и двух 45-мм орудий и 20 мин заграждения. В боевых действиях приняли участие К-51, К-52, К-53 и К-56.

Подводные минные заградители были представлены двумя типами: «Л» и «Калев».

Лодки типа «Л» серии II. КБФ имел их три – Л-1, Л-2 и Л-3. Первая проходила капитальный ремонт, в ноябре 1941 г. затонула на Неве после тяжёлых повреждении от попадания снарядов и в строй не вводилась, Л-2 погибла 14 ноября 1941 года в районе острова Кэри в результате подрыва на минах и только Л-3 успешно провоевала всю войну.


Ещё один минзаг Л-21, относившийся XII-бис серии, вступил в строй в августе 1943 года и принял активное участие в боевых действиях в 1944-45 гг.

Лодки типа «Калев» достались нам в наследство от ВМС Эстонии в августе 1940 года. Они были построены в Англии в 1937 году. При водоизмещении 665 тонн они имели ход 13, 5 узла, четыре носовых ТА (восемь торпед на борту) и несли 20 мин заграждения. Экипаж состоял из 38 человек. «Калев» подорвался на мине 1 ноября 1941 года в районе острова Нарген, а его «систершип» – «Лембит» успешно провоевал всю войну.

БАЗОВЫЕ ТРАЛЬЩИКИ (БТЩ)

Уже в середине 20-х годов руководством флота была признана необходимость строительства тральщиков, способных вести боевые корабли и транспортные суда за тралами со скоростью порядка 15 узлов. В апреле 1930 г. Научно-техническим комитетом ВМО было завершено эскизное проектирование такого тральщика. Руководил этой работой профессор Ю.А. Шиманский. На основании этого проекта ЦКБС под руководством Л.В. Диковича приступил к разработке общего проекта корабля. В марте 1932 года проект (ему был присвоен номер 3) был утверждён, однако нехватка стального проката в стране не позволила приступить к постройке кораблей, и лишь в октябре 1934 года «Северная Верфь» смогла приступить к закладке первых базовых тральщиков – БТЩ.

Построенные по проектам 3 и 53 корабли оказались очень удачными. При водоизмещении 433 т они развивали скорость 19 узлов (без трала), а с поставленным тралом – 14, 5. Энергетическая установка тральщика состояла из двух главных дизелей по 1400 л.с. каждый. Дальность плавания превышала 3000 миль. Артиллерийское вооружение тральщика состояло из одного 100-мм и одного 45-мм орудия и двух крупнокалиберных пулемётов ДШК. Тральное вооружение состояло из четырёх комплектов тралов различного типа. Экипаж

Базовый тральщик «Бугель» насчитывал 53 человека. На 22 июня 1941 года КБФ располагал семнадцатью БТЩ с бортовыми номерами от 201 до 216 и 218-й, причём первые 14 имели кроме номеров также и имена: «Заряд», «Буй», «Патрон», «Фугас» и т.д. (БТЩ-217 вступил в строй после начала войны). Неплохие тактикотехнические данные (ТТД) этих тральщиков позволяли командованию поручать им выполнение самых разнообразных задач, нередко и несвойственные тральщикам. Кроме проводки судов, боевого траления, сопровождения подводных лодок в точку погружения и встречи их при возвращении, они занимались эвакуацией личного состава, обстрелом береговых объектов, перевозкой авиабомб и бензина и др.

Такая интенсивная боевая деятельность не могла не сопровождаться потерями. Зенитное вооружение БТЩ было слабым и не являлось их козырной картой, и только благодаря свойственной им отличной маневренности и отличной выучке их командиров, несмотря на бесчисленные атаки вражеской авиации, ни один из них не был ею потоплен. Все погибшие тральщики, за исключением Т-218, торпедированного 6 июля 1944 года немецкой подводной лодкой, подорвались на минах.

23 июня 1941 г. у острова Ворсми –

Т-208 «Шкив»,

30 июля у м. Ристна – Т-201 «Заряд»,

3 августа у выхода из пролива Соэло-

Зунд – Т-212 «Штаг»,

5 августа у мыса Тахкуна – Т-216,

11 августа – Т-213 «Крамбол»,

14 августа – Т-202 «Буй»,

24 августа у острова Кэри – Т-209 «Кнехт» и Т-214 «Бугель» – оба с грузом авиабомб для бомбардировки Берлина,

24 октября у острова Кэри – Т-203 «Патрон», 13 ноября у мыса Юминда – Т-206 «Верп» при эвакуации гарнизона ВМБ Ханко.

В 1942 году (23 августа) к западу от Лавенсари подорвался на мине Т-204

«Фугас», а 9 мая 1943 года – Т-210 «Гак» (поднят и введен в строй). Было и небольшое пополнение: 30 августа 1941 г вступил в строй Т-217, а 7 октября 1944 г – Т-219 «Контр-адмирал Хорошкин».

ТИХОХОДНЫЕ ТРАЛЬЩИКИ

Этот подкласс кораблей появился со вступлением в строй в 1937 году первых базовых тральщиков типа «Фугас», построенных «Северной Верфью» по проекту 3. Аббревиатуру БТЩ (базовый тральщик) моряки тотчас расшифровали по-своему, поскольку новые тральщики превосходили по скорости хода прежние почти вдвое (около 19 узлов против 10), их стали называть быстроходными, а остальные, прежние – тихоходными.

Перед войной в составе тральных сил КБФ числилось 16 тихоходных тральщиков. Часть из них была специальной постройки («Клюз», «Ударник» и «Запал» – наследство императорского флота, «Виестурс» и «Иманта» – из состава бывших Латвийских ВМС). Остальные корабли – переоборудованные в тральщики бывшие буксиры, гидрографические или посыльные суда.

После начала войны в состав тральных сил КБФ было мобилизовано ещё 60 буксиров, в том числе 32 – так называемых «ижорца» – небольших озёрных буксиров водоизмещением 140 тонн, с паровой машиной в 200 л.с. и паровым котлом на твёрдом топливе (угле). Максимальная скорость 7, 5 узла (почти 14 км/час). Буксиртральщик вооружили одной 45-мм пушкой и двумя пулемётами, змейковым тралом и тралом Шульца. Экипаж 37 человек – вдвое больше гражданской команды.

Катерный тральщик типа КМ-4

Все остальные мобилизованные тральщики также имели паровые машины и котлы, работавшие на угле. Как правило, они имели одну машину и один паровой котёл. Задачи, выполняемые этими тральщиками во время войны, были весьма разнообразны. Кроме главной – траления мин, они несли дозорную службу, сопровождали корабли и суда на переходах, высаживали десанты, буксировали баржи и даже участвовали в эвакуации гарнизонов отдалённых баз (например, Ханко, островов Выборгского залива, а также Гогланда и БольшогоТютерса).

Всего в составе КБФ в первый год войны состояло 77 единиц: 37 «ижорцев», 34 прочих и 6 кораблей специальной постройки.

Находясь в центре боевых событий, тихоходные тральщики несли значительные потери: в одном только 1941 году погибло 22 корабля (девять подорвалось на минах, шесть потоплено немецкой авиацией, три – торпедировано немецкими и финскими ТКА).

ТЩ-178 «Ульянов» 7 ноября был затёрт льдом на переходе из Ораниенбаума в Ленинград и разбит немецкой полевой артиллерией вместе с буксируемой им баржой.

1 октября в Лужской губе ТЩ-64 таранил выступавшую из воды часть корпуса потопленного 29 августа гидрографического судна «Астроном», приняв её за немецкую подводную лодку, получил пробоину и затонул.

ТЩ-177 и ТЩ-53 погибли в результате навигационных аварий.

КАТЕРНЫЕ ТРАЛЬЩИКИ

До начала войны в составе КБФ был один дивизион из 16 катерных тральщиков (КТЩ). Это были стальные катера, построенные в середине 30-х годов Рыбинским судостроительным заводом. При водоизмещении 26 тонн они имели два бензиновых мотора общей мощностью 136 л.с. и развивали скорость 9 узлов. Вооружение их состояло из крупнокалиберного пулемёта ДШК, облегчённого трала Шульца и катерного трала. Экипаж – 12 человек.

С началом войны из мобилизованных и переоборудованных в КТЩ учебных катеров военно-морских училищ были сформированы 11-й, 12-й и 15-й дивизионы катерных тральщиков – ДКТЩ. В них кроме «рыбинцев» входили и другие катера, например, типа КЛТ (катер лёгкого типа).

Сформированные из бывших пограничных сторожевых катеров в июле 1941 года, 13-й и 14-й ДКТЩ состояли из 12-ти (13-й ДКТЩ) и 17-ти (14-й ДКТЩ) катеров типа КМ-2 и КМ-4. Эти деревянные катера (водоизмещением 7 и 12 тонн соответственно) имели один или два автомобильных мотора ЗИС-5 мощностью 63 л.с. и были вооружены одним пулемётом и катерным тралом. Экипаж состоял из 10 человек. Катера типа КМ (их в просторечии называли «каэмками») не имели отопления, камбуза и гальюна, что делало службу на них особенно трудной.

Потери КТЩ в 1941 году были сравнительно невелики. Два катера потоплено авиацией осенью в Ленинграде, два – потоплены 5 октября полевой артиллерией при высадке десанта в Петергофе, а также все 12 катеров 13-го ДКТЩ, потопленных немецкой авиацией и полевой артиллерией в ходе оборонительных боёв в Моонзундском архипелаге. Несколько катеров погибло от подрыва на противокатерных минахловушках.

МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ


В середине тридцатых годов стало очевидным, что доставшиеся от императорского флота минные заградители «Амур», «Волга» и «Нарова» безнадежно устарели и необходимо срочно искать им замену, и тут обратили внимание на императорскую яхту «Штандарт», которой в то время не находилось применения. Построенный в 1896 году «Штандарт»

Минный заградитель «УРАЛ»

при водоизмещении около 6000 тонн развивал скорость 22 узла. Яхту, после революции переименованную в «18 марта», переоборудовали в минзаг на заводе им. Марти. Обошлось это недёшево, но в результате флот получил крупный относительно быстроходный боевой корабль. В августе 1934 года он получил новое название «Марти». Помимо своего главного оружия – 580 мин заграждения, минзаг имел и солидное артиллерийское вооружение: четыре 130-мм установки Б-13, семь 76- и три 45-мм зенитных орудия, а также три дальномера и два параванаохранителя.

Следующей «жертвой» возраставшего аппетита флотского руководства стал грузопассажирский теплоход «Феликс Дзержинский», мобилизованный в ноябре 1939 года (в период подготовки к войне с Финляндией). Проект переоборудования теплохода в минный заградитель получил № 125, воплощение его в жизнь было поручено заводу № 190. 22 октября 1940 года новоявленный минзаг под новым именем «Урал» вошёл в состав КБФ. Он мог принять на борт 326 мин. Артиллерийское вооружение состояло из четырёх 76-мм орудий.

8 августа 1940 года, после принятия Эстонии в состав СССР, КБФ «обогатился» ещё двумя минзагами из ВМС этой республики. Бывшие товаропассажирские колёсные пароходы «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» (постройки 1906 года) в 1915 году стали тральщиками Балтфлота. Поскольку колёсные суда не могли участвовать в Ледовом походе БФ, они были захвачены белофиннами и впоследствии проданы Эстонии, где под названиями «Сууроп» и «Ристна» вошли в состав её ВМС. При водоизмещении 600 т и мощности наклонной паровой машины 750 л.с. они имели ход 10 узлов и принимали 175 мин – вдвое меньше «Урала».

После начала войны к плановым минным постановкам, кроме перечисленных выше специально приспособленных минных заградителей, широко привлекались боевые корабли: эсминцы, сторожевые корабли, базовые тральщики и даже морские охотники и торпедные катера, а также гидрографические суда «Инженер», «Норд», тихоходные тральщики «Дзержинский» и «Менжинский» и сетевые заградители «Вятка» и «Онега».

До 31 декабря корабли КБФ выставили 10518 мин, из них «Марти» – 3149, «Урал» – 2969, «Ристна» – 280 и «Сууроп» – 520, т.е. 66% (две трети). Из этой четвёрки погиб только «Сууроп» – 11 августа 1941 года подорвался на мине в районе Куйвасту. «Марти и «Урал» принимали участие в эвакуации гарнизона ВМБ Ханко.

МОРСКИЕ ОХОТНИКИ

Так моряки во время войны называли боевые катера типа МО-2 и МО-4, составлявшие основу наших противолодочных сил на Балтике, построенные Ленинградским катерным заводом № 5 в период с 1935 по 1941 год. От момента вступления в строй первых катеров и вплоть до начала войны флотские руководители считали их скорее пригодными лишь развозить начальство в хорошую погоду, нежели боевыми кораблями. Но когда грянула война и экипажи катеров воочию продемонстрировали их боевые качества, то выяснилось, что эти небольшие кораблики просто незаменимы, о чём свидетельствует одно лишь простое перечисление выполняемых ими боевых задач. Они делали всё: сопровождали конвои, несли дозорную службу, вели поиск и преследование подводных лодок, отбивались огнём пушек и крупнокалиберных пулемётов от






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.