Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эскадренный миноносец проекта 7у







были приняты в состав флота 30 августа без Государственных испытаний и приняли участие в боевых действиях в качестве плавучих батарей.

«Сторожевой» 27 июня 1941 года в Рижском заливе получил очень тяжёлые повреждения в результате попадания торпеды с немецкого ТКА, был отбуксирован в Кронштадт, где его ремонтировали до окончания войны. Месяц спустя, 27 июля, в Ирбенском проливе подорвался на мине и затонул «Смелый». Неделей раньше «Смелого»


пикирующими бомбардировщиками был потоплен «Сердитый». 18 августа в Моонзунде погиб в результате подрыва на мине «Статный», а через 10 дней, во время Таллинского перехода, та же участь постигла и «Скорый», прослуживший флоту ровно 40 дней. Последним на Балтике из этой серии эсминцев погиб в районе острова Кэри от подрыва на мине «Суровый». Это произошло 14 ноября 1941 года во время проведения эвакуации гарнизона ВМБ Ханко. Больше, в течение всей войны, эти эсминцы боевых походов не совершали.

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ

ТИПА «НОВИК»

Эти корабли достались КБФ в наследство от императорского флота. Некоторые из них были достроены уже при советской власти. Для своего времени это были без преувеличения лучшие эсминцы в мире – хорошо вооруженные, маневренные и рекордно быстроходные, но к концу 30-х годов они уже явно устарели морально и были изношены физически, уступая по всем показателям новому поколению – эсминцам, построенным по проектам 7 и 7У.

В начале 30-х Балтийский флот располагал 12 «новиками», но позже «Карл Либкнехт», «Куйбышев» и «Урицкий» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу на север и вошли в состав СФ, а «Войков» и «Сталин» по Севморпути – на Дальний восток.

Оставшиеся на Балтике семь

«новиков», входили в состав 3-го дивизиона эсминцев эскадры КБФ. С началом боевых действий эти старые корабли с честью выполняли все присущие этому классу кораблей задачи: эскорт (охрану) кораблей и судов на переходе, несли дозорную службу, выполняли минные постановки, поиск подводных лодок, обстрел вражеских объектов на берегу и вели постоянную борьбу с вражеской авиацией.Несмотря на то, что их зенитное вооружение было явно недостаточным, лишь один из семи, «Карл Маркс», стал жертвой немецкой авиации – 8 августа 1941 года был атакован на якорной стоянке в бухте Локса четверкой пикирующих бомбардировщиков Ю-88. Командовал эсминцем Л.Н. Дубровицкий. Находившийся на ремонте в Либаве «Ленин» капитан-лейтенанта Ю.М. Афанасьева 23 июня пришлось взорвать во избежание захвата его противником. «Энгельс» (командир – В.П. Васильев), сопровождая караван судов из Таллина в Кронштадт, 24 августа последовательно подорвался на двух минах и затонул в районе мыса Юминда-Нина. Четыре еще остававшихся в строю – «Артем» (Н.А. Сей), «Володарский» (Н.Н. Фалин), «Калинин» (П.Б. Стасов) и «Яков Свердлов» (А.М. Спиридонов) погибли, подорвавшись на минах в ночь на 29 августа во время знаменитого Таллинского прорыва кораблей и судов КБФ из Таллина в Кронштадт.

СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА

«УРАГАН»


Первенцы советского военного кораблестроения, серия сторожевых кораблей из 18 единиц строилась по проекту 1, разработанному конструкторским бюро Северной Верфи (до войны – завод № 190 или имени Жданова) в Ленинграде под руководством В.А. Никитина. В августе 1927 года на верфи были заложены первые шесть кораблей: «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь». Три корабля было построено для Северного флота, два – для Черноморского, шесть – для Тихоокеанского. Балтийский флот имел в своём составе семь сторожевиков этого

Миноносцы типа «Новик»

типа: «Буря», «Вихрь», «Пурга», «Снег», «Тайфун», «Туча» и «Циклон». При полном водоизмещении 534 т и мощности двух паровых турбин 6850 л.с. головной корабль «Ураган» на ходовых испытаниях развил скорость 25, 6 узла (вместо заказанных 27). Сторожевик был явно перегружен вооружением: один трёхтрубный 457-мм торпедный аппарат, два 102-мм и четыре 45-мм орудия, два пулемёта, по два десятка больших и малых глубинных бомб, да ещё в перегрузку мог принять на палубу 32 мины заграждения. Экипаж корабля состоял из 102 человек.

При разработке проекта малоопытные пока конструкторы осторожничали. Вследствие этого, ТТД (тактикотехнические данные) сторожевиков не очень превосходили показатели построенных в конце русско-японской войны миноносцев«добровольцев»: те же 500 т, те же 25 узлов, те же две 102-мм пушки, только вместо устаревших паровых машин тройного расширения на «ураганах» были установлены паровые турбины. Тем не менее, эти корабли показали отличные мореходные качества – надёжность и долговечность; и послужили хорошей школой и для конструкторов, и для судостроителей, и для моряков. Отметим, что долговечность сторожевиков в значительной степени была обусловлена тем, что листы обшивки и элементы набора корпуса этих кораблей во избежание коррозии были оцинкованы.

Балтийские сторожевики принимали активнейшее участие в боевых операциях флота и несли неизбежные потери: «Снег» и «Циклон» подорвались на минах во время прорыва флота из Таллина в Кронштадт в ночь на 29 августа 1941 года, «Вихрь» был потоплен вражеской авиацией 21 сентября в Кронштадте, «Буря» подорвалась на мине 23 августа 1942 года к западу от острова Лавенсари.

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ

К началу войны в составе КБФ было всего две канонерские лодки – «Красное Знамя» (в дореволюционном прошлом – «Храбрый») 1897 года рождения, корабль специальной постройки, активный участник боёв с немецким флотом в 1917 году в Моонзундском архипелаге. Вооружение его неоднократно изменялось и в 1941 году оно состояло из пяти 130-мм орудий и семи 45мм универсальных, вскоре заменённых на 37-мм зенитные автоматы. Водоизмещение 1820 тонн, скорость хода 14, 5 узла, экипаж 201 человек.

Вторая канонерка – «Пионер» постройки 1916 года первоначально была посыльным судном «Коршун» и стала канлодкой 16 мая 1941 года. При водоизмещении 570 тонн она несла два 102-мм орудия, имела ход 14 узлов, и экипаж её состоял из 52 человек.

флангов наших войск и обстрел позиций противника. Такая активная служба сопровождалась неизбежными потерями. И-8 подорвалась на мине во время Таллинского прорыва. «Пионер» был потоплен вражеской авиацией 27 сентября в Ленинградском Морском канале. «Волга» была потоплена финскими самолётами Сторожевой корабль «Циклон»9 июля 1942 года на рейде Лавенсари.

С начала войны было мобилизовано и переоборудовано в канонерские лодки 14 грунтоотвозных шаланд, имевших водоизмещение 1140 тонн и скорость 8, 5 узлов. Их вооружили двумя 100 или 130-мм орудиями, несколькими малокалиберными зенитками и зенитными пулемётами. Экипаж состоял из 88 человек. Названия они сохранили довоенные: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», И-8, «Кама», «Лахта», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма», «Селемджа», «Сестрорецк». Эти корабли принимали активнейшее участие в боевых действиях. Главным «занятием» их была огневая поддержка приморских Канонерская лодка «Красное Знамя» торпедирована финскими ТКА 17 ноября 1942 года у Лавенсари. «Каму» потопила немецкая авиация 22 июня 1943 года на рейде Лавенсари. «Амгунь» подорвалась на мине 10 ноября 1944 года на Таллинском рейде. «Волга», «Кама» и «Красное Знамя» были подняты, отремонтированы и введены в строй во время войны, «Пионер» − после войны.

«Бира», «Бурея», «Нора», «Олёкма» и «Селемджа» весь период блокады действовали на Ладожском озере в составе

ЛВФ.

ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА

Торпедные катера КБФ были сведены в две бригады, насчитывавшие в общей сложности к началу войны 48 единиц. Основным типом катеров являлся Г-5. Эти катера были спроектированы конструкторским бюро А.Н. Туполева в начале 30-х годов, имели водоизмещение от 16 до 18 тонн. Два авиационных мотора ГАМ-34 по 1000 л.с. каждый позволяли катерам развить огромную скорость – до 55 узлов. Катера имели на вооружении две 533-мм торпеды, размещаемые в желобчатых аппаратах. Сбрасывание торпед

Канонерская лодка «Красное знамя»

производилось по ходу катера при скорости не менее 16 узлов (иначе торпеда догоняла свой катер). Оборонительное вооружение состояло из одного-двух крупнокалиберных (12, 7-мм) пулемётов ДШК. Экипаж состоял из шести человек: командира, боцмана, радиста, механика и двух мотористов.

К началу войны на флоте сохранилось и несколько катеров типа Ш-4, предшественников Г-5. Они имели значительно меньшее водоизмещение – 10 тонн, два авиамотора по 600 л.с. обеспечивали им скорость 50 узлов. Вооружены они были устаревшими 457-мм торпедами и одним пулемётом винтовочного калибра. Они были сильно изношены в результате десятилетней эксплуатации, и большинство их было выведено из боевого состава задолго до войны.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

К началу войны подплав КБФ имел в своём составе малые, средние и большие торпедные подводные лодки и подводные минные заградители.

Малые лодки или малютки, как их в обиходе называли моряки, были представлены кораблями двух серий – VI-бис и XII. Первые имели надводное водоизмещение 160 тонн, вооружённых двумя 533-мм торпедными аппаратами (носовыми) и одной 45-мм пушкой. Скорость 13 узлов, глубина погружения – 50 метров, экипаж 17 человек. Главное достоинство – возможность перевозки по железной дороге. Из 12 единиц в боеготовом техническом состоянии находились пять лодок 3-го ДПЛ: М-77, М-78, М-79, М-81и М-83, а М-71 и М-80 – на ремонте в Либаве. Остальные пять – М-72, М-73, М-74, М-75 и М-76 – на капитальном ремонте в Кронштадте и были с началом войны законсервированы.

Девять малюток XII серии: М-90, М-94, М-95, М-96, М-97, М-98, М-99, М-102 и М-103 входили в 7-й ДПЛ. Водоизмещение 203 тонны, скорость 14 узлов, глубина погружения 50 метров, два носовых ТА, одна 45-мм пушка. Экипаж 22 человека.

На 9 мая 1945 года в строю оставались

М-90 и М-102. М-77 и М-79 сохранились, но после окончания боевых действий на Ладоге были выведены из боевого состава.

Средние лодки типа С – водоизмещение 840 тонн, скорость хода 19, 5 узла, глубина погружения 90 метров, экипаж 45 человек. Вооружение – четыре носовых и два кормовых ТА, 12 торпед на борту. Артиллерия – одна 100-мм и одна 45-мм пушка. В строю из 11 единиц – девять: С-4, С-5, С-6, С-7, С-8, С-9, С-10, С-101 и С-102, а С-1 и С-3 – на ремонте в Либаве.

После начала войны вступили в строй С11, С-12 и С-13, а С-101 и С-102 перешли по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. День Победы встретила одна лишь знаменитая С-13.

Средние лодки типа Щ − «щуки» в составе подплава КБФ были представлены кораблями: серии III (Щ-301, Щ-302, Щ-303 и Щ-304), серии V-бис (Щ-305 и Щ-308), серии V-бис-2 (Щ-306, Щ-307, Щ-309, Щ-310 и Щ-311), серии Х (Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320, Щ-322, Щ-323, Щ-324), серии Х-бис (Щ-405, Щ-406, Щ-407 и Щ-408) последние две ещё не были приняты в состав флота и проходили испытания.

«Щ у к и» и м е л и н а д в од н о е

водоизмещение чуть менее 600 тонн, скорость надводного хода от 11, 5 до 14 (у последних серий) узлов, рабочую глубину погружения 90 м, два кормовых и четыре носовых ТА, 10 торпед на борту (шесть в аппаратах и четыре запасных в носовом отсеке). Экипаж состоял из 37-40 человек. Войну пережили Щ-303, Щ-307, Щ-309, Щ-310, Щ-318 и Щ-407.

Больших лодок в боеспособном состоянии к началу войны на Балтике не было. Так называемые эскадренные лодки типа «П» серии IV («Правда», «Искра» и «Звезда») по своим тактикотехническим характеристикам сразу после вступления в строй из-за порочности идеи, положенной в основу при проектировании, были признаны небоеспособными. Они использовались в качестве учебных. Малая глубина погружения – 50 метров, недопустимо большое время срочного погружения – 108 секунд – вдвое больше нормы. «Правда», выполняя транспортный рейс из Кронштадта на Ханко с грузом продовольствия, медикаментов и боеприпасов общим весом 20 тонн, погибла на подходах к Ханко 11.09.41 г.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.