Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Костромичёв Н.А. Морской И.Т. командир ПЛ С-3 командир ПЛ С-1






провоевала до окончания осады города.

Начальник штаба флота контрадмирал Ю.А. Пантелеев приказал вывести ремонтировавшиеся подводные лодки С-1 и С-3 из дока и отправить их в Усть-Двинск. С-1 не имела хода и была взорвана после выхода из дока, а на С-3 была разобрана система вентиляции балластных цистерн и она не могла погружаться. Приняв на борт экипаж С-1 во главе с командиром И.Т. Морским, капитан-лейтенант Н.А. Костромичёв вывел С-3 в море без охранения, несмотря на то, что в базе находился дивизион сторожевых катеров Морпогранохраны капитан-лейтенанта А.Д. Финочко, с начала войны перешедший в оперативное подчинение КБФ.

В районе маяка Ужава С-3 была настигнута и атакована немецкими торпедными катерами S-35 и S-60. Подводная лодка удачно уклонилась от выпущенных катерами торпед, отбивалась от катеров огнём 45-мм орудия и маневрировала, но в конце концов, когда пулемётным огнём с торпедных катеров были перебиты комендоры и часть командиров на мостике лодки, немцам удалось потопить лодку, заходя параллельным курсом с кормы и сбрасывая глубинные бомбы перед её форштевнем. Оставшихся в живых на поверхности моряков они расстреляли в воде. Весь ход боя наблюдал пост СНиС на маяке Ужава, но помочь подводникам ничем не мог.

На переходе из Либавы в Усть-Двинск подводные лодки М-77 и М-78 в 3 ч 30 мин были атакованы немецким самолётом и вынуждены были погрузиться. Спустя полчаса лодки всплыли и продолжили движение в надводном положении. В 6 ч 36 мин, в районе маяка Ужава на М-77 услышали два взрыва – это взорвались торпеды, выпущенные немецкой подводной лодкой U-144 (серии II-D). Командовал «малюткой» старший лейтенант Д.Л. Шевченко. Вместе с экипажем лодки погиб и находившийся на борту командир 4-го дивизиона ПЛ С.И. Матвеев.

Вечером из Усть-Двинска на позицию в Померанскую бухту вышли подводные лодки С-6 и С-10 капитан-лейтенанта В.Ф. Кульбакина и капитана 3 ранга Б.К. Бакунина.

В конце дня в Либаве латышскими боевиками-айзсаргами (профашистская военизированная организация) был взорван склад мин и глубинных бомб. Ориентируясь на предварительный устный приказ командира ВМБ М.С. Клевенского, полученный по телефону – взорвать ремонтирующиеся корабли в случае угрозы захвата их противником командир эсминца «Ленин» Ю.М. Афанасьев, приняв взрыв склада мин за сигнал к действию, приказал взорвать уже заминированные корабли: подводные лодки М-71, М-80, С-1, «Ронис» и «Спидола», буксир «Силач» и свой эсминец «Ленин». *

Пантелеев Ю.А. Афанасьев Ю.М. Устинов М.Т. Шевченко Д.Л. Начальник штаба командир эсминца командир эсминца командир ПЛ М-78 флота«ЛЕНИН» «ГНЕВНЫЙ»

Утром Либавский порт покинули (без

Эсминец «ЛЕНИН» взорванный экипажем охранения) восемь грузовых судов, в том числе транспорты «Амга», «Кандава», «Мееро» и «Раупа».

Вышедший накануне вечером из УстьДвинска отряд прикрытия 20-узловым ходом приближался к назначенной ему позиции. В 3 ч 45 мин в 16 милях к северу от маяка Тахкуна эскадренный миноносец «Гневный» подорвался на мине (корабли, опаздывая к назначенному сроку, шли на повышенной скорости без паравановохранителей, способных работать в диапазоне скоростей от 14 до 18 узлов). Взрывом эсминцу оторвало носовую часть до второго орудия главного калибра. Погибло 20 человек, командир эсминца М.Т. Устинов был тяжело контужен. Взрыв произошёл как раз там, где менее суток назад обнаружил мины командир Т-216 Д.Г. Степанов. Повреждённый корабль тонуть не собирался. Не имея в составе своего отряда тральщиков, И.Г. Святов приказал эсминцу «Гордый» снять с «Гневного» экипаж, а корабль потопить артиллерийским огнём. После нескольких попаданий на искалеченном корабле возник пожар и, решив, что с ним покончено, отряд дал ход, оставив пылающий эсминец на минном поле. Однако, как стало известно из документов противника после войны, «Гневный» не затонул, и лишь на следующий день его обнаружила и добила группа немецких пикирующих бомбардировщиков (вопреки мнению вождя, объявившего проект из-за претензий к живучести вредительским, корабль продемонстрировал поразительную живучесть)!

В 4 ч 22 мин взрывом мины крейсеру «Максим Горький» оторвало носовую часть длиной около 40 метров, до первой башни главного калибра. Носовая бронированная переборка выдержала, и вода внутрь корпуса не поступала. Примечательно, что, несмотря на значительные повреждения, полученные кораблём, на крейсере не было ни убитых, ни раненых. Святов принял решение следовать под охраной эсминцев «Гордый» и «Стерегущий» к острову Вормси и там ожидать помощи из Главной базы. Весь путь крейсер прошёл своим ходом, а, достигнув острова, приткнулся к мели, поскольку вместе с носовой частью корабль лишился и обоих становых якорей. Из Таллина вышел сформированный штабом для оказания помощи повреждённому крейсеру отряд кораблей в составе эсминцев «Артём» и «Володарский», дивизиона базовых тральщиков, пяти МО, спасательного судна «Нептун», гидрографического судна «Лоод», транспорта «Кама» и буксира «Зарница». Возглавлял отряд командир ОВРа (Охраны Водного Района) Главной базы капитан 2 ранга А.А. Милешкин.

После того, как на транспорт «Кама» был выгружен боезапас обеих носовых башен главного калибра и боевые зарядные отделения торпед, отряд за тралами дивизиона тральщиков начал движение в Таллин, но через несколько минут «Шкив», шедший головным, подорвался на донной неконтактной мине и затонул. Спасти удалось лишь одного краснофлотца-сигнальщика. Погиб командир отряда А.А. Милешкин и документы на переход – карты, кальки, коды и т.п. Командир крейсера А.Н.Петров следовать рекомендованным фарватером отказался и приказал штурману проложить курс по 8-метровым глубинам, где наличие мин было почти исключено, оставляя под килём не более полутора метров чистой воды. Расчёт оказался верным и крейсер, следуя своим ходом со скоростью 12 узлов, вскоре прибыл в Таллин и подал швартовы на северную стенку Купеческой гавани, где ему предстояла подготовка к переходу в Кронштадт для ремонта.

24 ИЮНЯ

Закончив минную постановку, БТЩ «Фугас», совместно с дивизионом сторожевых катеров МО-4 2-го Балтийского Отряда Пограничных Судов (БОПС), приняв взрыв склада мин за сигнал оставить базу, вышли из Либавского порта и направились в Виндаву. В дивизионе состояло 13 катеров, но ни одного не догадались выделить для сопровождения почти беззащитной С-3, погибшей накануне в районе мыса Ужава. Поздним вечером «Фугас» совместно с пограничными катерами ПК-213 и ПК-216 вывел из Виндавы подводные лодки С-7, С-9, «Калев» и «Лембит» и сопроводил их в Усть-Двинск.

На минную постановку в устье

Финского залива из Таллина вышли минный заградитель «Урал» и лидеры «Ленинград» и «Минск» в сопровождении эскадренного миноносца и сторожевого корабля.

Из Усть-Двинска на позиции в южную Балтику вышла подводная лодка С-9 капитана 3 ранга С.А. Рогачевского, а из Палдиски к острову Утё направилась М-99 старшего лейтенанта Б.М.Попова.

Ранним утром в Ирбенском проливе подводная лодка С-7 капитан-лейтенанта С.П. Лисина, находившаяся в надводном положении, была атакована двумя торпедными катерами. Приближавшиеся к лодке катера обменялись с ней правильными опознавательными сигналами. Выпущенные катерами по С-7 с дистанции 2-3 кб, торпеды в цель не попали, так как Лисин успел уклониться. Сброшенные затем на погрузившуюся лодку глубинные бомбы не причинили ей вреда. К концу дня С-7 пришла в Виндаву.

Немецкими торпедными катерами захвачено два наших судна, совершавших переход из Либавы в Виндаву.

Отряд кораблей, возглавляемый капитаном 1 ранга Г.С. Абашвили, в составе минного заградителя «Марти» и эскадренных миноносцев «Сердитый», «Стойкий» и «Сторожевой» вышел на постановку мин в Ирбенский пролив.

Девять самолётов СБ-2 нанесли бомбовый удар по базе противника в Мемеле (Клайпеда). Было сброшено двадцать семь 250 кг бомб по судам и портовым сооружениям.

34 самолёта СБ-2 вылетали для нанесения бомбового удара по мифическому десантному отряду противника – никакого отряда не обнаружили, и отбомбились по запасной цели.

12-я Краснознамённая отдельная истребительная авиаэскадрилья (по количеству самолётов это был полк: три отряда по девять самолётов И-153 «Чайка») покинула место своего постоянного базирования – аэродром Липово на Кургальском полуострове и перелетела на аэродром Когула на острове Эзель.

проливе. Вследствие штабной неразберихи экипажу подводной лодки М-90 пришлось испытать несколько незапланированных приключений. Ночью во время зарядки аккумуляторов находившуюся к северу от острова Нарген (Найссаар) лодку обнаружил наблюдатель береговой батареи №183, расположенной на северной оконечности острова. Незнание силуэтов своих кораблей, а также отсутствие необходимой информации об их перемещениях привело батарейцев к выводу, что перед ними вражеская лодка и по ней был открыт огонь из четырёх 152-мм Лисин С.П. командир ПЛ С-7орудий, состоявших на вооружении батареи.

Эскадренные миноносцы «Сердитый», «Сильный», «Статный» и «Сторожевой» выполнили минную постановку в Ирбенском Спасаясь от обстрела, лодка погрузилась. Но на батарее дело знали – вызвали авиацию. Прилетевший гидросамолёт МБР-2 обнаружил лодку и сбросил на неё глубинные бомбы. «Малютка» легла на грунт, но и тут её обнаружили и атаковали оповещённые самолётом о присутствии «вражеской» лодки дозорные катераохотники за подводными лодками (МО). К счастью, сброшенные катерами глубинные бомбы вреда М-90 не причинили. Когда катера, израсходовав бомбы, удалились, командир лодки приказал всплыть, чтобы сообщить о создавшейся ситуации в базу, но на поверхности её вновь обнаружили со 183-й батареи и открыли огонь (вот бы врага так умело и настойчиво трепали!).

25 ИЮНЯ

Объявлено о начале боевых действий против Финляндии.

Приказом Наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова образована Ладожская Военная Флотилия.

Огнём береговой артиллерии с полуострова Ханко на финском острове Моргонланд взорван склад морских мин.

Отряд кораблей в составе минного заградителя «Урал», лидера «Минск», эсминцев «Карл Маркс» и «Суровый», сторожевого корабля «Буря» в обеспечении нескольких БТЩ, морских охотников и торпедных катеров выполнил очередную минную постановку в устье Финского залива.

На боевые позиции в среднюю Балтику из Ораниенбаума вышли подводные лодки Щ-305 и Щ-306 старших лейтенантов К.С. Кочеткова и Н.И. Смоляра.

На позицию в район Хельсинки вышла подводная лодка М-94 ст. лейтенанта Н.В. Дьякова, а в устье Финского залива – М-102 ст. лейтенанта П.В. Гладилина.

Капитан А.К. Антоненко сбил над Таллином немецкий самолёт-разведчик Ю-86 (первый на Балтике самолёт, сбитый нашими истребителями). Сбитый самолёт упал в Таллинский залив.

22 бомбардировщика СБ-2 57-го БАП нанесли удар по военно-морской базе в Турку. Повторный удар по этой базе нанесли 18 бомбардировщиков ДБ-3 1-го МТАП. Истребители 12-й отдельной эскадрильи сбили над аэродромом Когула (Сааремаа) немецкий самолёт-разведчик Ю-88.

Из вылетевшей на разведку в район Либавы пары истребителей И-153 12-й отдельной эскадрильи не вернулся самолёт лейтенанта А. Петрова – первая потеря в этой эскадрилье.

С момента строительства на арендованном участке полуострова Ханко нашей военно-морской базы финны выстроили вокруг неё множество наблюдательных вышек. В первый же день боевых действий против Финляндии командир базы С.И. Кабанов приказал «ослепить» противника. И тогда 180-мм батареи ст. лейтенанта В.А. Брагина и капитана Колина точным огневым налётом уничтожили железобетонные вышки на островах Моргонланд и Юссаре, а затем и все остальные, сооружённые финнами из дерева. В их уничтожении приняли участие и зенитные батареи Ханковского участка ПВО.

26 ИЮНЯ

Находящаяся в дозоре у Либавы подводная лодка М-83, имела повреждения в результате атаки немецких истребителей и возвратилась в Либаву (оповещение о запрете захода в Либаву она не получила), где приняла участие в обороне базы, поддерживая обороняющихся огнём своей 45-мм пушки. Выход лодки из базы стал невозможен, так как айзсаргами был взорван мост через Торговый канал. После того, как был израсходован боезапас, командир «малютки» П.М. Шалаев приказал взорвать её, и во главе своего экипажа принял участие в обороне на берегу, где и погиб.

Находившиеся в дозоре вместе с М-83 подводные лодки М-79 и М-81, перешли в Усть-Двинск, а Л-3 направилась на постановку мин в район Мемеля.

В 17 часов из Усть-Двинска на постановку мин в Ирбенском проливе вышли эскадренные миноносцы «Сердитый», «Стойкий», «Сторожевой» и «Энгельс» в сопровождении трёх катеров МО и под прикрытием двух гидросамолётов МБР-2.

В устье Финского залива минную постановку выполнили минный заградитель «Урал» и два эскадренных миноносца.

Вечером начальник штаба 67-й стрелковой дивизии полковник В.М. Бобович, заменивший погибшего командира дивизии Дедаева, получил приказ командования Северо-Западного направления оставить Либаву и прорываться на восток.

Командующий КБФ В.Ф. Трибуц своей радиограммой приказал командиру

находившуюся там ранее М-90.

27 ИЮНЯ

В РИГЕ

Ночью на автомашине из Таллина в Усть-Двинск прибыл командующий флотом Ф.Г. Трибуц. Ознакомившись на месте с обстановкой, Трибуц провёл совещание с командиром Прибалтийской ВМБ П.А. Трайниным и командирами соединений В.П. Дроздом и Н.П. Египко и принял решение эвакуировать базу. Командующий приказал немедленно приступить к погрузке материальных ценностей и прочих флотских







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.