Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема № 82. Русские минные заграждения в южной Балтике.






Вот перечень этих операций:

· 18 октября отряд миноносцев (4 миноносца П.О.Н. { 62 }) и " Новик" поставили заграждение в районе Мемеля, избежав встречи с неприятельским судном, в тот момент находившимся в море.

· 23 октября те же миноносцы поставили заграждение западнее первого, выполнив постановку ночью в сильный шторм.

· " Новик" поставил банку у входа в Пиллау.

· 6 ноября заградитель " Амур" под прикрытием отряда крейсеров поставил заграждение в районе банки Штольпе.

· 7 ноября полудивизион, миноносцев поставил заграждение к северу от Бюстерорта.

· 11 ноября " Новик" поставил заграждение у Штольпе - банки между поставленным ранее " Амуром" и берегом.

· 13 ноября 1-й дивизион миноносцев поставил заграждение к северу от Мемеля.

Потом, некоторая передышка ввиду наступления светлых лунных ночей, затруднявших выполнение постановки скрытно от противника.

· 1 декабря заградительные операции возобновились. В этот день вышел для постановки отряд в составе заградителя " Енисей", бр. кр. " Рюрик", " Баян", " Адмирал Макаров" - все с минами, и при них, для несения дозорной службы " Олег" и " Богатырь", которыми было поставлено заграждение (две банки) к северу от Риксхевта и одна банка к западу от Мемеля. В это время в море был неприятельский отряд крейсеров, но встреча не произошло.

· 31 декабря 1914 года с минами вышли " Россия", " Богатырь", " Олег", под прикрытием отряда крейсеров в составе: " Рюрик", " Баян", " Макаров", причем ими были поставлены мины: " Россия" - на меридиане маяка Аркона, т.е. непосредственно на пути сообщения между базами западной части Балтийского моря (Киль) и восточными портами, другие суда - банку к сев вост. от о-ва Борнхольм.

· Наконец, 11 февраля 1915 года было поставлено заграждение к сев. от Риксхевта (на обратном пути едва не погиб " Рюрик", коснувшийся мели у Готланда, получив при этом сильные повреждения).

Заградительные операции составили главное содержание второй половины кампании 1914 года.

Настойчиво, пользуясь периодами темных ночей и свежих погод, русские крейсеры и миноносцы выходили для постановок в море, рискуя встретиться с превосходными силами немцев, наличие которых не раз подтверждалось сведениями разведки. Избежание этой встречи являлось одним из необходимых требований для сохранения операции в тайне. Не раз бывало, что русские корабли ставили минные заграждения буквально " под самым носом" немцев, иногда видевших их силуэты и не отдававших себе отчета в подлинной цели появления русских судов в столь отдаленных районах от его баз.

Обычно корабли собирались на одном из рейдов Або-Оландского района, ночью проходили опасную в отношении неприятельских подводных лодок прибрежную зону, пересекали Балтику по линиям наибольших глубин (где меньше вероятности натолкнуться на мины заграждения) и затем располагали курсы, чтобы ночью же появиться у неприятельских берегов.

В особенности сложны были позднейшие постановки мин, где самим приходилось плавать вблизи мест, ранее загражденных, чтобы дополнить старые заграждения постановкой новых

Примечание. Такие постановки, как напр. в глубине Данцигской бухты, уже много раз загражденной, представляли особую опасность.

Иногда наши отряды были в море одновременно с отрядами германских судов, иногда даже в крупных соединениях, но боевой встречи между ними не произошло. Это, может быть, к счастью для русского флота, так как операции производились при поддержке лишь крейсеров, но не линейных кораблей, на коих до конца 1914 года лежал запрет от главного командования.

Германское командование не было пассивным: оно периодически предпринимало операции в Балтийском море. Крейсеры появлялись в районах непосредственно вблизи расположения русскою флота, но все их операции имели лишь демонстративное значение, не были систематичны, и потому не приводили более к цели.

Германцы пытались демонстрациями высадки привлечь внимание русского командования к Виндаве, произвели налет на Ботнический залив, на подходах к Оланду и Финскому заливу поставили мины, но в целом это не отразилось на свободе действий русского флота и не сократило его порыва в выполнении плана заграждений германского побережья.

Сопоставляя действия русских крейсеров и германского Балтийского отряда, нельзя не видеть, что в то время, как немцы оставались на том же образе действий, русские планомерно и систематически выполняли свой план минирования неприятельских берегов и в конце кампании, несомненно, вырвали инициативу из рук врага.

В результате многочисленных заградительных операций русскими был установлен ряд заграждений на важнейших направлениях в южной части Балтийского моря (см. схему 82).

Германские суда начали взрываться на минах. В числе погибших был бр. кр. " Фридрих Карл", несколько миноносцев и пароходов. Были подорваны легкие крейсера " Аугсбург" и " Газелле".

" Дальнейшие несчастные случаи на минах - пишет германский историк (Фирле. Война на Балтийском море, т. I) - заставили начальника (Балтийского) отряда отложить всякие наступательные действия ".

Вот результаты кампании 1914-го года на Балтийском море.

В перспективе широкого обзора отходят на второе место отдельные боевые действия, выполнявшиеся сторонами. На первое выступает борьба за достижение цели кампании, борьба планов сторон. Эту борьбу наглядно можно видеть в общем ходе кампании 1914 года: вначале инициатива принадлежала всецело немцам, в середине кампании русские начинают оспаривать ее, к концу же, по осуществлении плана заграждений, они принудили противника к отказу от наступления.

Это был несомненный успех Балтийского флота.

В течение кампании 1914 года на Балтийском море мы имеем случай наблюдать борьбу тенденций активной и пассивной обороны, сначала не слишком заостренную, а потом, принимавшую все более и более острые формы, до конфликтов включительно.

Ставка и командование VI армии, которому флот был подчинен с первого дня кампании, жили под опасением германского наступления на Финский залив и систематически гасили активные попытки Балтийского флота. Эссен же, пользуясь своим авторитетом и беря на себя величайшую ответственность, стал в оппозицию такому ходу оперативной мысли, настойчиво насаждая противоположные устремления в операции флота. Он противопоставил себя общему стратегическому руководству и с поразительной энергией искал случая перейти к активным операциям, вынести оборону из узких рамок, которые были поставлены планом кампании и директивами флоту.

1914 год является, в этом отношении, годом борьбы не только на фронте с противником, но борьбы внутренней, на почве расхождения основных взглядов на способы использования Балтийского флота.

В 1915 году Эссен умер. Вместе с ним отошел беспокойный дух, который жаждал возможности бороться с инициативой врага, который не довольствовался пассивным положением флота. Эссен умер как раз тогда, когда силы Балтийского флота получили значительное подкрепление в виде ряда вновь выстроенных судов и для него открывались более широкие оперативные возможности. Но вождя, способного заменить Эссена, не было. Активная идея погасла вместе с ним, хотя его преемники и пытались подражать ему.

Вот почему кампания 1914 года представляет собой отдельный и светлый период в истории Балтийского флота, когда последний, будучи исключительно слаб, как он не был слаб потом, имел наиболее крупный стратегический успех.

Перейти на страницу " Содержание"

 

Похожие материалы
· Организация. Военно-морская администрация. Балтийский театр. · Боевая летопись флота. 1-я Мировая война. Действия на Балтийском море. · Боевая летопись флота. 1-я Мировая война. Действия на Черном море. · Боевая летопись флота. 1-я Мировая война. Действия на второстепенных морских театрах. · Кампании парового флота. Эволюция военно-морского искусства и техники перед 1-й Мировой войной. · Кампании парового флота. Причины 1-й Мировой войны. · Кампании парового флота. Морская политика и воссоздание морских сил России перед Мировой войной. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Развертывание сил и планы войны. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Кампании 1915-1918 гг. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Кампания 1914 г. · Кампании парового флота. Сражение в Гельголандской бухте 28 августа 1914 г. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Крейсерские операции. Бой у Коронеля. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Сражение у Фолклендских островов. · Кампании парового флота. Бой у Доггер-банки 24 января 1915 г. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Подводная война. · Кампании парового флота. Ютландский бой. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Дарданелльская операция. · Кампании парового флота. 1-я Мировая война. Операция по заграждению Зеебрюгге. · Кампании парового флота. Кампании 1915-1917 гг. на Балтийском море. · Кампании парового флота. Кампания на Черном море 1914-1917 гг. · Выставка " Война на Балтике. 1914–1918 гг." · Фонд р-38. Управление начальника снабжения личного состава Балтийского моря... Опись 2. Комиссар. · Фонд р-38. Управление начальника снабжения личного состава Балтийского моря... Опись 1.

 

 

 

  designed by РГАВМФ admin

 

 

Щастный, Алексей Михайлович

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Алексей Михайлович Щастный
 
Дата рождения 16 октября 1881
Место рождения Житомир, Волынская губерния, Российская империя
Дата смерти 22 июня 1918
Место смерти Москва, РСФСР
Принадлежность Российская империя Временное правительство России РСФСР
Род войск Флот
Годы службы 1901 — 1918
Звание Капитан 1-го ранга
Командовал Балтийским флотом (20 марта — 26 мая 1918)
Сражения/войны Русско-японская война Первая мировая война
Награды и премии

 

В отставке заключённый

Алексе́ й Миха́ йлович Ща́ стный (4 октября (16 октября) 1881 года, Житомир, Волынская губерния — 22 июня 1918 года, Москва) —российский военно-морской деятель.Капитан 1-го ранга. Командовал Балтийским флотом во время Ледового похода 1918 года. Расстрелян 22 июня 1918 по приговоруРеволюционного трибунала.

Содержание

[убрать]

· 1 Семья

· 2 Образование

· 3 Морской офицер

· 4 Во главе Балтийского флота

o 4.1 Руководство Ледовым походом

· 5 Арест и гибель

· 6 Память об А. М. Щастном

· 7 Ссылки

· 8 Литература

· 9 Примечания

Семья[править | править вики-текст]

Усадьба в Житомире, в которой родился Алексей Щастный

Изпотомственных дворян Волынской губернии.

· Отец — Михаил Михайлович Щастный, офицер артиллерии. С 1906 года — генерал-майор, с 1908-го в отставке с чином генерал-лейтенанта.

· Мать — Александра Константиновна, урождённая Дубровина.

· Жена (с 1914 года) — Антонина Николаевна, урождённая Приемская, в первом браке Сердюкова (1881—1922).

· Дочь — Галина (1913—1982).

· Сын — Лев Алексеевич (р. 1915).

Образование[править | править вики-текст]

В 1892—1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. Окончил Морской корпус (1901, вторым по успеваемости), Минный офицерский класс (1905).

Морской офицер[править | править вики-текст]

· С 1901 г. — мичман.

· В 1901 г. — офицер канонерской лодки береговой обороны «Бурун».

· В 1901—1902 годах — и. д. ротного командира и вахтенный начальник крейсера II ранга «Пластун»

· В 1903 г. — вахтенный офицер эскадренного броненосца «Севастополь».

· В 1903—1904 годах — минный офицер мореходной канонерской лодки «Манджур».

· В апреле — августе 1904 г. — вахтенный офицер крейсера I ранга «Диана».

Участник русско-японской войны 1904—1905, за военные заслуги награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев (10-11 июня 1904 г.), при обстреле сухопутных войск противника (26 июня 1904 г.) и в сражении с японским флотом в Жёлтом море (28 июля 1904 г.). Командир крейсера «Диана» А. А. Ливен положительно оценил личные качества мичмана Щастного:

своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости… Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он.

После интернирования крейсера «Диана» в Сайгоне в 1904 г. отбыл в Россию.

11 апреля 1905 года произведен в чин лейтенанта.

· В 1905 г. — младший минный офицер учебного судна «Европа».

· В 1905 г. — командующий миноносцем № 217.

· В 1905—1906 годах служил в морском отделе штаба Кронштадтской крепости.

· В 1906—1909 годах читал лекции по радиотелеграфному делу в Минном офицерском классе. Крупный специалист по вопросам связи в военно-морском флоте. Один из выпускников этого класса Г. К. Граф назвал Щастного в своих мемуарах «выдающимся преподавателем».

· В 1906—1907 годах — старший минный офицер учебного судна «Николаев».

· В 1907—1909 годах — второй флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда.

· В 1908 году участвовал в V Всероссийском электротехническом съезде в Москве.

· В 1909—1912 годах — и. д. второго флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего морских сил Балтийского моря.

· 6 декабря 1910 года произведен в чин старшего лейтенанта.

· В 1912—1914 годах — постоянный член от Морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета. В 1913 гjle был командирован наКаспийское море для выбора мест береговых радиостанций на острове Ашур-Адэ и в Энзели.

· 14 апреля 1913 года произведён в чин капитана 2-го ранга.

· В 1914—1916 годах — старший офицер линейного корабля «Полтава».

· В 1916—1917 годах — командир эскадренного миноносца «Пограничник».

· В феврале-мае 1917 года — штаб-офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря.

· С мая 1917 г. — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря.

· С июля 1917 г. — капитан 1-го ранга.

За боевые отличия в Первой мировой войне награждён мечами к ранее полученным им орденам св. Станислава 2-й степени и св. Анны 2-й степени.

Во главе Балтийского флота[править | править вики-текст]

После прихода к власти большевиков остался на своем посту. В январе 1918 года назначен первым помощником начальника военного отдела Центробалта. Фактически командовал Балтийским флотом, в феврале 1918 г. руководил перебазированием кораблей флота, находившихся в Ревеле, в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля 1918 г. — в день, когда в город вошли немцы.

Руководство Ледовым походом [править | править вики-текст]

Основная статья: Ледовый поход Балтийского флота

Ввиду угрозы Балтийскому флоту со стороны наступающих немецких войск, Щастный принял решение перевести корабли флота из Гельсингфорса в Кронштадт. СогласноБрестскому миру (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причём предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами. Этот поход получил название Ледового.

Первоначально в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса 12 марта и прибыли в Кронштадт 17 марта 4 линейных корабля и 3 крейсера. 4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившей повреждение и вернувшейся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.

5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил (наморси) Балтийского моря (исполнял обязанности уже в марте, после смещения с этой должности А. В. Развозова, занимавшего её лишь около недели). В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подлодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырёх ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).

20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.

Арест и гибель[править | править вики-текст]

Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20—21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал. В выступлении на суде Троцкий заявил, что

Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота».

Несмотря на слабую доказательную базу обвинения Щастный был приговорён 21 июня 1918 к расстрелу. Декрет о восстановлении ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. и это был первый судебный смертный приговор в Советской России. В одной из предсмертных записок Щастный писал:

В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину.

Члены Президиума ВЦИК левые эсеры ходатайствовали об отмене приговора, тем не менее большинством членов Президиума он был утвержден.

В 04 часа 40 минут 22 июня Алексей Щастный был расстрелян. Его адвокатом былВладимир Анатольевич Жданов. В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.

В приговоре по этому делу говорилось:

Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Революционный трибунал при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, заслушав в открытых заседаниях своих от 20 и 21 июня 1918 г. и рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника морских сил Балтийского флота гр. Алексея Михайловича Щастного, 37 лет, признал доказанным, что он, Щастный, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. С этой целью, воспользовавшись тяжким и тревожным состоянием флота, в связи с возможной необходимостью, в интересах революции, уничтожения его и кронштадтских крепостей, вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов: то предъявлением в их среде провокационных документов, явно подложных, о якобы имеющемся у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам, каковые подложные документы отобраны у него при обыске; то лживо внушал, что Советская власть безучастно относится к спасению флота и жертвам контрреволюционного террора; то разглашая секретные документы относительно подготовки на случай необходимости взрыва Кронштадта и флота; то ссылаясь на якобы антидемократичность утвержденного СНК и ЦИК Положения об управлении флотом, внося, вопреки этому Положению, в Совет комиссаров флота на разрешение вопросы военно-оперативного характера, стремясь этим путём снять с себя ответственность за разрешение таких вопросов; то попустительствовал своему подчиненному Зелёному в неисполнении распоряжений Советской власти, направленных к облегчению положения флота, и замедлил установление демаркационной линии в Финском заливе, не исполняя своей прямой обязанности отстранения таких подчинённых от должности; то под различными предлогами на случай намеченного им, Щастным, переворота задерживал минную дивизию в Петрограде; и всей этой деятельностью своей питал и поддерживал во флоте тревожное состояние и возможность противосоветских выступлений. Принимая во внимание, что вся эта деятельность Щастного проявлялась им в то время, когда он занимал высокий военный пост и располагал широкими правами во флоте Республики, Трибунал постановил: считая его виновным во всём изложенном, расстрелять. Приговор привести в исполнение в течение 24 часов. Известия ВЦИК 1918, 22 июня

По словам российского историка Сергея Мельгунова,

капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота».

Память об А. М. Щастном[править | править вики-текст]

В 1990 году в газете «Известия» в статье тогдашнего помощника начальника Управления военных трибуналов В. Звягинцева был впервые поставлен вопрос о возможности пересмотра «дела Щастного». В 1995 году он был официально реабилитирован. В 2001 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Е. Н. Шошкова«Наморси А. М. Щастный».

Именем Щастного в 1992 году был названа улица в его родном городе Житомире.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.