Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческое соревнование со Стасовым.

 

Книга " Архитектор Джакомо Кваренги".

 

 

Вскоре Кваренги вновь вступил в творческое соревнование со Стасовым. Это произошло в конце 1812 г., когда князь П. М. Волконский в связи с кончиной своего дяди Д. П. Волконского поручил обоим зодчим составить проект погребального храма для подмосковного фамильного поместья Волконских — Суханова. Архитекторы должны были сочетать с храмом усадебные больницу и богадельню. В решении храма оба автора отталкивались от хорошо им известного образа римского Пантеона. Кваренги задумал круглый храм со склепом, объединив его в одном блоке с больницей и богадельней. Такой прием не способствовал образному раскрытию темы погребального храма, и монументальное сооружение в его проекте походит скорее на дворец с великолепной ротондой и коринфским портиком. Зная о необходимости представления проекта и П. М. Волконскому в Петербург, и овдовевшей владелице Суханова Е. А. Волконской в Подмосковье, Кваренги выполнил два комплекта идентичных чертежей (план, разрез, фасад), причем на разрезе и фасаде, предназначавшихся для отправки на просмотр в Суханово, он «вписал» здание в парковый пейзаж.


Проект храма-мавзолея Волконских в селе Суханово, под Москвой. 1812 г. Фасад, разрез и план. ГББ.


Стасов задачу решил иначе: он создал пространственный ансамбль с храмом-мавзолеем в виде свободно стоящей ротонды с дорическим портиком, охваченной полукольцевой колоннадой с колокольней на главной оси и флигелями больницы и богадельни по концам. Одобрение получил проект Стасова, отличавшийся большей выразительностью и позволявший осуществлять проект очередями. Выбору проекта Стасова способствовала в немалой степени совпавшая по времени по ездка автора в Москву и возможность его личного объяснения Волконской своего замысла, реализованного в 1813 г. Проект Кваренги остался у зодчего на руках, и после кончины автора его сын Джулио вывез чертежи в Италию, где они и хранятся в ГББ и ГВАХ.


Западный фасад храма Александра Невского для Саратова в честь ополченцев Саратовской губернии в войне 1812 года. 1814 год.


Огромное воздействие стасовского ансамбля в Суханово сказалось на проекте Кваренги храма Александра Невского для Саратова. Предварительно стоит кратко рассказать об обстоятельствах его вовлечения в проектирование соборного храма-памятника для центральной площади Саратова. В составе Строительного комитета Министерства внутренних дел в 1810-х гг. находился архитектор Луиджи Руска, приглашенный Кваренги еще в 1783 г. в Петербург в качестве каменных дел мастера. Постепенно Руска завоевал авторитет, и в Комитете ему доверили рассмотрение части проектов, поступавших из провинций на высочайшую апробацию. Иногда взамен присланного слабого проекта он выполнял новый. Так произошло и с соборным храмом для Саратова, проект которого Руска разработал взамен присланного; но и его предложение было тоже отклонено.


Проект разреза храма героев-ополченцев 1812 года для Саратова.


Дело о постройке в Саратове собора Александра Невского началось в 1808 г. и проходило через руки Руска, всегда сохранявшего дружеские отношения с Кваренги. После Отечественной войны 1812 года по распоряжению Александра I проект собора Александра Невского для Саратова разработал архитектор Стасов. Он учел пожелания саратовцев, чтобы собор стал мемориальным храмом памяти погибших саратовских ополченцев. Выразил это Стасов в рельефах фриза, где разместил поясные фигуры воинов народного ополчения из Саратовской губернии.


План храма Александра Невского в честь героев-ополченцев в Саратове.


Уведомленный архитектором Руска о том, как разворачиваются события, Кваренги по собственной инициативе или по устному поручению свыше одновременно со Стасовым разработал свое предложение. Он использовал красивую композиционную идею Стасова, так успешно воплощенную в сухановском ансамбле, и запроектировал свободно стоящую монументальную ротонду с глубоким дорическим портиком из шести колонн. Храм он охватил раскрытой в одну сторону колоннадой, в нишах которой расположил статуи героев-ополченцев. Их прах должен был быть захоронен в крипте с многочисленными эпитафиями.

Проект Кваренги, очевидно, не вышел за пределы обсуждения в стенах Зимнего дворца и был признан дорогим для саратовцев, желавших соорудить мемориальный храм на свои пожертвования. Более простой вариант храма Стасова в виде лаконичного кубического объема с портиками и куполом был утвержден в следующем году и позднее воплощен в камне (ныне не существует). Свой проект Кваренги приготовил в линиях для гравирования, но когда он проиграл соревнование со Стасовым, то на штриховых чертежах сделал собственноручную пометку «не публиковать». Считая все же свой проект удачным, Кваренги: решил преподнести чертеж старинному другу и единомышленнику шведскому скульптору Сергелю. На приготовленном чертеже главного фасада с колоннадой Кваренги собственноручно надписал по-французски: «Надгробный храм Невского — своему другу господину Сергелю, архитектор Кваренги». Однако вручить чертеж другу Кваренги уже не смог, так как Сергель скончался. Чертежи проекта надгробного храма Александра Невского для Саратова находятся в хранилищах разных стран.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Песни нашего кино». | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.