Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Афинская демократия в V в. до н.э.






Афинская демократия. Середина V в. — расцвет демократического государственного устройства в Афинах и многих других полисах. В его основе лежали изложенные Аристотелем принципы: цель граждан — создание наи-лучших условий для материальной и духовной жизни, средство для достижения цели — умение властвовать и подчиняться.

Полноправным гражданином в середине V в. считался человек старше 18 лет, у которого мать и отец являлись афинянами, то есть были внесены в гражданские списки. Он обладал правами на личную свободу, на владение участком земли, службу в ополчении, участие в государственных делах — из этих компонентов складывался образ полноправного афинского гражданина.

Высшим государственным органом в Афинах являлось народное собрание — экклесия. На нем лежали две основные функции: избрание должностных лиц и утверждение законов — участники экклесии решали, кто и по каким законам будет управлять Афинами. На собрании принимались наиболее важные постановления о мире и войне, связанные с продовольственным снабжением города, утверждались бюджет государства и решения об изгнании неугодных. Собиралось оно примерно один раз в девять дней.

В Афинах имелся суд присяжных (гелиея), состоявший из невероятного количества людей — примерно шести тысяч, распределенных по десяти палатам из шестисот человек. Такое большое число назначалось во избежание воздействия на суд, который подкупить оказывалось невозможным. Суд разбирал тяжбы между гражданами, но системы защиты и обвинения не существовало, и гражданин обвинял или защищался самостоятельно.

Следующий институт афинской демократии — совет пятисот, рабочий орган народного собрания. По жребию в него избиралось пятьсот человек из граждан всех разрядов, введенных еще Солоном, сроком на один год с правом быть единожды переизбранным.

В структуре государственного управления Афин существовало не демократическое учреждение — ареопаг, названный так по месту своего расположения на холме бога войны Ареса. Члены ареопага наблюдали за воспитанием юношества и сохранением добрых нравов

В Афинах имелась развитая система магистратур, то есть иерархия должностных лиц. Наиболее влиятельными из них были архонты и стратеги. Архонты занимались делами, связанными с городским благоустройством, религиозными церемониями, судебными и военно-административными делами. По имени первого архонта (эпонима) назывался год.

Ни одна из магистратур не была единоличной: во избежание собирания власти в руках одного человека создавались коллегии магистратов — например, девяти архонтов, — поскольку возобновления тирании очень боялись.

Высшими магистратами в основном становились люди обеспеченные, как правило, из аристократических семейств, обладавшие достаточным количеством свободного времени и способные понести расходы (литургии), связанные с занимаемой должностью: в ряде случаев высшие магистраты из своего кармана оплачивали общественные мероприятия, связанные со строительством, проведением религиозных празднеств и т. д.

Демократия — правление средних слоев, то есть основной массы гражданского населения. Должностных злоупотреблений удавалось избежать за счет того, что часть магистратур, занимаемых не вполне обеспеченными людьми (например, члены гелиеи), оплачивалась.

Демократическая система формировалась долгое время, начиная с эпохи Солона. Важным этапом в ее становлении были реформы Клисфена (509–500). Клисфен ввел территориальное деление Аттики, упразднив родовое, — важный принцип для становления любого государства. Кандидаты на руководящие должности отныне избирались от административных округов. Он создал Совет пятисот и ввел такую меру, как остракизм, когда из государства на десять лет изгонялся человек, способный подорвать устои демократии. Изгнанника не казнили и его имущество не конфисковывалось, потому что остракизм являлся мерой для устранения влияния, его название происходит от слова «острака» — черепок, на котором члены собрания писали имя изгонявшегося, для чего требовалось не менее шести тысяч голосов — единственное введение кворума в практике афинской демократии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.