Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие совокупного спроса и его отличие от индивидуального спроса. Ценовые и неценовые детерминанты величины совокупного спроса






Индивидуальный спрос – это общее количество товара, которое желает приобрести один покупатель. При этом цена должна оправдать ожидание потребителя и товар должен быть предоставлен в определенное время. Это позиция одного индивида, которая в условиях рынка не является главным показателем.

Совокупный спро с – это определенное количество продукта, которое приобретет определенное число покупателей по данной цене и в данный момент. То есть это индивидуальный спрос, умноженный на количество потребителей, возможности и потребности которых удовлетворяет данный товар.

Индивидуальный и совокупный спрос определяют для каждой цены товара. Но если первый показатель – это желания и возможности одного покупателя, то второй имеет более объемное значение, т. е. спрос будет суммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Совокупный спросэто потребность в товарах и услугах со стороны населения, предприятий, государства и иностранных государств, представленная в денежной форме.

Совокупный спрос (AD) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

− спрос на потребительские товары и услуги (C);

− спрос на инвестиционные товары (I);

− спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

− чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые – ее сдвиг.

Совокупный спрос - это модель в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который покупатели (потребители, предприятия, правительство и иностранцы) готовы купить при любом возможном уровне цен.

Кривая совокупного спроса (AD) представлена на рисунке 1.

Р

AD

О Q Рис.1. Модель совокупного спроса.

В целях анализа данной модели предполагают, что при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства готовы купить все сектора внутренней экономики и иностранцы. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального производства будет куплен. То есть считается, что и для агрегатов существует обратная связь между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос. Эта обратная зависимость проявляется в характере кривой совокупного спроса, которая отклоняется вниз и вправо.

Если аналогичное отклонение кривой индивидуального спроса на отдельный товар объяснялось эффектами дохода и замещения, то для агрегатов существуют другие объяснения. Траектория кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами.

1. Эффектом процентной ставки, который предполагает, что с ростом уровня цен, при постоянном объеме денежной массы, повышается и процентная ставка, а значит, сокращаются потребительские и инвестиционные расходы, и предъявляется спрос на меньший объем национального продукта.

2. Эффектом богатства (или реальных кассовых остатков), который предполагает, что с ростом уровня цен реальная стоимость (покупательная способность) накопленных финансовых активов (счетов, облигаций и других активов с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается. Это ведет к тому, что население становится беднее и сокращает свои текущие расходы, а совокупный спрос на реальный объем производства падает.

3. Эффектом импортных закупок, который при повышении уровня цен внутри страны приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (а, значит, и к сокращению экспорта) и увеличению совокупного спроса на импортные товары (то есть к росту импорта). В целом происходит сокращение чистого экспорта, что уменьшает объем спроса на реальный объем национального производства.

Неценовые факторы совокупного спроса:

Но если происходит наоборот: стабильным остается уровень цен, а изменяется одно или несколько «прочих условий», которые называются

неценовыми факторами совокупного спроса, то происходит изменение в совокупном спросе и смещается вся кривая совокупного спроса.

Рассмотрим неценовые факторы, которые оказывают влияние на совокупный спрос. Так как спрос предъявляют четыре сектора экономики (домохозяйства, бизнес, государство и иностранцы), т.е. AD= C+Ig+G+Xn, то на изменение в расходах каждого из них будут влиять свои факторы, что в свою очередь окажет влияние на совокупный спрос в целом.

1. Потребительские расходы (C), на которые оказывают влияние: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя, налоги.

Благосостояние потребителя. Уменьшение реальной стоимости активов потребителя (акций, облигаций, недвижимости и т.д.) ведет к увеличению сбережений (как средству восстановления благосостояния), а значит и к уменьшению текущего потребления. В результате: сокращаются потребительские расходы, уменьшается совокупный спрос и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, если увеличивается реальная стоимость материальных ценностей, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Это ведет к возрастанию совокупного спроса и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Рассматривая этот фактор, следует иметь в виду, что речь идет об уменьшении реальной стоимости активов не вследствие изменения уровня цен, а в связи с другими причинами, например, с резким повышением курса акций.

Ожидания потребителя. Если потребители ожидают роста цен или доходов, то они увеличивают свои текущие расходы, что ведет к росту совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса вправо. При ожидании падения цен или доходов потребители уменьшают свои расходы, и совокупный спрос уменьшается, а кривая совокупного спроса сдвигается влево.

Задолженность потребителя. Отсутствие задолженности ведет к росту потребительских расходов, а значит и совокупного спроса. В результате кривая совокупного спроса вместится вправо. И наоборот, чем выше задолженность потребителя, тем ниже его расходы, так как необходимо выплачивать имеющиеся долги, а значит, уменьшается совокупный спрос и кривая совокупного спроса смещается влево.

Налоги. Чем выше ставка подоходного налога, тем меньше чистый доход потребителя, а значит, и его потребительские расходы, а кривая совокупного спроса смещается влево. Уменьшение налогов ведет к росту чистого дохода, потребительских расходов, увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

2. Инвестиционные расходы (Ig). К неценовым факторам, влияющим на инвестиционные расходы, то есть на закупки средств производства, относятся: процентные ставки, ожидание прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Процентные ставки. Увеличение процентной ставки, вызванное любой причиной, кроме изменения уровня цен, при прочих равных условиях, ведет к уменьшению инвестиционных расходов, а значит и к уменьшению совокупного спроса, что проявляется в сдвиге кривой совокупного спроса влево. И наоборот, уменьшение процентной ставки ведет к росту капиталовложений, увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

Рассматривая этот фактор следует иметь в виду изменение процентной ставки не вследствие изменения уровня цен (так называемый эффект процентной ставки), а вследствие, например, изменения объема денежной массы страны.

Ожидание прибыли от инвестиций. Чем больше ожидание прибыли от капиталовложений, тем больше спрос на инвестиционные товары и совокупный спрос в целом. И наоборот, если в будущих прибылях нет уверенности, то инвестиционные расходы снижаются, что ведет к сокращению совокупного спроса.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий ведет к уменьшению прибыли от капиталовложений, а значит и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса, а кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, чем меньше налоги, тем выше прибыль, что, возможно, приведет к росту инвестиций и совокупного спроса.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.