Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационные (психодинамические) теории






Достаточно много исследований посвящено проблеме удовлетворенности трудом и смены профессии. Почему люди меняют профессию, чем они при этом руководствуются? В исследовании американских психологов Л.Рейнольда и Дж.Шистера (1947) при опросе 800 работников сферы физического труда было выявлено, что удовлетворенность трудом определяется не только объективными признаками профессии (условиями труда, заработной платой), но и потребностями, запросами субъекта труда. Помимо заработной платы и правовых гарантий в труде (значимость этих факторов повышается с ростом безработицы) люди ищут в профессиях общение, способ обрести взаимопонимание и признание своих личностных качеств, ощущение себя членом общества. Другой группой весомых ценностей оказался интерес к содержанию труда.

Анна Роу (1964) предложила классификацию профессий, построенную на основе концепции мотивации А. Маслоу. Классификация предназначалась для карьерного консультирования клиентов с определенными психодинамическими особенностями личности. Маслоу считал, как известно, что высшие потребности (познавательные, эстетические, потребности в любви и уважении, самовыражении) формируются в онтогенезе позже, неустойчивы и становятся актуальными, когда удовлетворены базовые потребности (голода, безопасности и пр.). В классификации А. Роу выделяются группы профессий, в которых могут быть реализованы разные по содержанию интересы: I — сфера обслуживания; II — деловые контакты; III — организаторские контакты; IV — технологии; V — работа на воздухе; VI — наука; VII — общая культура; VIII — искусство и предпринимательство.

Еще одним основанием классификации профессий является ответственность работника (число принимаемых решений и их разно-


образие). В соответствии с традициями психоанализа А. Роу выдели-ии три типа детско-родительских отношений, гипотетически порождающих определенные профессиональные интересы зрелой личности:

1) родители, проявляющие гиперопеку ребенка и поддерживаю
щие его зависимость, способствуют развитию у ребенка потребнос
ти в поддержке, внимании, обратной связи, и это ведет к выбору
карьеры, в которой ярко проявляется общественное признание;

2) родители, не уделяющие детям необходимого внимания,
порождают у детей потребность к достижениям, поэтому их дети
концентрируются на карьере и добиваются успеха в области на
уки, техники;

3) дети, которых родители любили и принимали, поощряя их
независимость, вырастают уравновешенными зрелыми личностя-
ми, которые могут помочь другим справиться с жизненными труд
ностями, из них получаются хорошие консультанты (Roe A., 1956).
При всей привлекательности подхода А. Роу эмпирическая провер-
ка не подтвердила намеченных ею гипотез, но данная концепция
оказалась полезной в исследовании роли семьи, семейных тради
ций в планировании карьеры. Карьерные консультанты предлагают
своим клиентам строить семейную генограмму (графическую схе-
му, на которой отражаются профессиональные занятия членов се
мьи) (рис. 13). Этот прием помогает клиенту и психологу реконст-
руировать культурные, расовые стереотипы о профессиональных
ролях, статусе, видах карьеры, используемые членами семьи кли
ента, понять истоки барьеров, проблем в этой области у клиента и
наметить пути их преодоления (Глэддинг С., 2002, с. 444).

Рис. 13. Гемограмма семьи и профессиональных занятий ее членов







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.