Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жи3НИ ЛИЧНОСТИ.






Преодоление кризисов профессионализации и разрешение свя-занных с ними внутриличностных конфликтов могут быть полез-ным стимулом для развития личности (в этом случае говорят о конструктивном разрешении конфликта) или же способ разрешения конфликта и сам конфликт могут быть деструктивными. В последнем случае человек теряет ценные личностные качества, ранее достигнутый авторитет, статус, снижается его профессиональная эффективность, а отношение к труду и жизни в целом становится более негативным, циничным, равнодушным, тягостным для самого человека. Почему так происходит, насколько такие пути преодоления конфликтов-кризисов неизбежны? Можно


ли помочь людям сохранить работоспособность, оптимизм, вьй- ти из кризисной конфликтной ситуации с положительным ре- зультатом? Эти вопросы обсуждаются в русле составления «про- грамм психологического сопровождения профессионализации личности», в которых рассматриваются поведенческие способы преодоления конфликта — копинг-стратегии (от англ, coping приспособление).

Р.А.Ахмеров (1993) выделил основные типы биографических кризисов личности в период середины жизни, когда именно про- фессиональная деятельность оказывается ведущей, т. е. имеет осо- бый личностный смысл, преобладающим образом влияет на раз витие личности, психики человека, и это типично для большинства людей. Исследование Р. А. Ахмерова построено на основе психолого-биографического подхода, идей психологии жизненного пути (Рубинштейн С. Л., 1946; Ананьев Б.Г., 1968; Логинова Н., 1978), а также причинно-целевой концепции психологического времени личности (Головаха Е.И., Кроник А. А., 1984). К основным типам биографических кризисов относятся (по Р.Ахмерову)кризисы нереализованности, опустошенности и бесперспективности.

Кризис нереализованности проявляется переживаниями человека, для которых характерно обесценивание достижений прошло- го, своего опыта. Признаками наличия кризиса нереализованное ти являются низкое значение психологического возраста, мало насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с будущими. При составлении каузограммы феномен отсутствия при-чинно-целевых связей между событиями прошлого, настоящего будущего интерпретируется как «мотивационная недостаточность Каузограммой называется схематическое отображение наличия или отсутствия причинно-целевых связей между событиями, относя-щимися к прошлому (реализованных), настоящему (актуальных событий) или будущему испытуемого (будущих событий).

У хорошо адаптированной личности обнаруживаются все виды связей между событиями прошлой, настоящей и будущей жизни

Лица, переживающие кризис нереализованности, характеризу-ются отсутствием причинно-целевых связей в их прошлом. Эти случаи достаточно редки (9 % из 200 обследованных). В рамках профессиональной жизни человек может рассматривать себя «неудачником» (иногда игнорируя имеющиеся реальные достижения), он склонен обесценивать свое прошлое. Люди преодолевают этот кризис, либо усиливая свою активность в настоящем, либо снижая уровень своих притязаний.

Кризис бесперспективности проявляется отсутствием значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживание ценности своей жизни в настоящем. Эти случаи встречаются наиболее часто.


Кризис опустошенности характеризуется тем, что отсутствуют причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим и в самом настоящем отсутствуют такие связи, т.е. имеет место ситуация растерянности, особенно частая при адаптации человека к новым неожиданно появившимся условиям.

Отмечены случаи сочетания мотивационной недостаточности разных типов, а также случаи, когда преобладают актуальные события, человек полностью поглощен ими, но не может принять решения. Эти случаи названы «невротическим клубком».

Острота проявления такого рода кризисов обусловлена, по мнению Р.А.Ахмерова, слабой развитостью у личности жизнеI творческого начала как установки на поиск путей самореализации, готовности к перестройке своей жизненной перспективы в условиях изменившейся социальной среды. Отечественные доре-Волюционные педагоги (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, А.В.Ма-стрюков и др.) назвали бы этот феномен отсутствием активной жизненной позиции', американский психолог Джулиан Роттер ис- пользовал бы для обозначения данной личностной особенности термин внешний локус контроля при недостаточности, невырабо-танности внутреннего локуса контроля, а Крис Аржирис — одним из проявлений незрелой личности.

Кризис опустошенности, для которого характерна мотиваци-онная недостаточность в настоящем, на поведенческом уровне проявляется повышенной раздражительностью, агрессивностью, или апатией, потерей бывшего интереса к работе. Это состояние может быть формой профессиональной дезадаптации, наступающей в результате длительной и напряженной работы, когда не соблюдается разумный режим труда и отдыха, т.е. формой переутомления (см. гл. 8).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.