Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Правильность как качество грамотной речи. Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка.






Литературно правильная речь построена в соответствии языковыми нормами. Норма — единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития. Она исторична и со временем так или иначе может изменяться. Изучая состояние языка в его речевых проявлениях (художественная и научная литература, живая речь, устная и письменная речь СМИ и т.д.), лингвисты выделяют те или иные кормы, присущие ему на данном этапе существования. Установление нормы и её усвоение носителями языка помогает сохранить целость ость и общепонятность литературного языка, защищает его от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов. Именно соответствие норме позволяет используемым нами вербальным средствам выполнять основную функцию — быть средством общения.

Нарушение императивной нормы расценивается как слабое владение русским языком. К императивным нормам относится нарушение норм склонения, спряжения, принадлежности к грамматическому роду, нормы ударения в некоторых формах и т.д. Например, курица — кура, благодаря чему — благодаря чего. Диспозитивная норма допускает варианты — стилистические или вполне нейтральные: в отпуске (нейтр.) — в отпуску (разг.)

Различают нормы орфоэпические, акцентологические, грамматические и лексические. Их усвоение носителями национального языка происходит естественным путем, если в раннем детстве человек слышит правильную, нормированную речь. Овладение нормами продолжается в школе и других учебных заведениях. Но в речевой практике, несмотря на это, очень часто встречаются те или иные нарушения нормы. Преодолеть этот недостаток можно, если систематически работать с различного рода словарями и справочниками, среди которых отметим наиболее доступные:

1)Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник.Л., 1973.

2) РозенталъД.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. и доп. — М., 1987.

3)Трудности русского языка: Справочник журналиста, 2-еизд., испр. и доп. — М.: 1981.

4)Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. — М., 1986.

5) Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой Н.В., Формановская Н.И. Трудности русского языка: Словарь-справочник/ Под ред. Л.И. Рахмановой. Изд. 3-е, испр. и доц.: В 2 ч. — М., 1993-1994.

Орфоэпические (греч. orthos — правильный + греч. epos — речь) нормы — нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. Правила орфоэпии в русском языке можно разделить на три группы: произношение гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов. Обратимся к часто встречающимся недостаткам произношения.

В произношении согласных звуков действуют законы уподобления и оглушения. Оглушаются звонкие согласные в конце слова, и, как правило, эта норма не нарушается, за исключением звонкого согласного [г] в конце слова. Он должен звучать как взрывной глухой [к], но в практике часто произносится как фрикативный глухой [х]. Такое произношение недопустимо как диалектное (особенность южных говоров). Исключение составляет слово бог — бэ[х]. В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный. Исключение составляют старославянские бо[у]а, бла[у]о, [у]осподи, бо[у]атый„ Причем в современном литературном языке идет постепенное вытеснение [у] звуком [г].

Студент должен знать основные орфоэпические нормы.

Орфоэпические нормы:

1 Буквенное сочетание ЧН произносится сегодня в соответствии с написанием: про[чн]ый, типи[чн]ый. Только в немногих словах сохраняется старое произношение на месте ЧН звукосочетания ШН: праче[шн]ая, яи[шн]ица.

2. Сочетания согласных СШ, ЗШ произносятся как долгий твердый звук [ш]: например, высший - вы[ш]ий, низший -ни[ш]ий.

3. Сочетания СЖ, ЗЖ произносятся как двойной твердый [ж]: разжалобить — ра[ж]алобить, сжечь — [ж]ечь.

4. Сочетания ЖЖ внутри корня произносятся как долгий мягкий [ж]: дрожжи — дро[ж]и, вожжи — во[ж]и.

5. Сочетания ТЧ, ДЧ произносятся как долгий звук [ч]: лш-| чик — ле[ч]ик, докладчик — докла[ч]и к.

6. Сочетания ДС, ТС на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: городской — горо-

[ц]кой.

Необходимо знать студентам особенности русского ударения и произношения.

Русское ударение комбинированное, свободное и подвижное.

Нормы постановки ударения называются акцентологическими нормами.

В разделерассматриваются наиболее частые ошибки, встречающиеся в постановке ударения:

1. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании или на основе: веснавеснУ, река — рЕку и рек У.

2. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение на основе или на окон­чании: шАлость — шАлостей, Отрасль — отраслЕй и Отраслей.

3. Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом «в» и «на» имеют ударение на окончании: в грудИ, на печИ; иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное или числительное оказывается безударным: бЕз толку, зА ухо, Из лесу, нА два, пО трое, пОд вечер.

4. Если ударение у прилагательного в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение должно быть на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белА — бЕльш, бЕл, бЕло.

5. У прилагательных в краткой форме во множественном числе возможны колебания в постановке ударения: бЕлыбе-лЫ, нИзки — низкИ (исключение: легкИ, прАвы).

6. Если в краткой форме женского рода ударение падает на I основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: кра-сИвакрасИвее.

7. В глаголах прошедшего времени единственного числа! женского рода правильным будет ударение не на основе слова

а на окончании: бралА, а не брАла.

Студенты должны знать, что существует ударение логическое.

Логическое ударение — это интонационное выделение одного из слов в предложении с целью придания ему большего смыслового значения.

Вопросы для самопроверки:

1. Что вы узнали об особенностях русского ударения? Какие варианты ударения знаете?

2. Какие правила произношения вы знаете? Что означает фонетика?

3. Что такое фонема и какова её роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?

4. Каковы принципы классификации звуков речи в русском языке?

5. Что такое орфоэпия?

6. Каковы особенности русского ударения?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.