Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доминантовые и субдоминантовые тритоны






Диатонические и гармонические тритоны

Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.

Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI (пониженной) и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII (повышенной) и IV ступенях[2].

Доминантовые и субдоминантовые тритоны

Построенные на IV и VII ступенях тональности тритоны называются доминантовыми, так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда. Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту, уменьшенная квинта — в тоническую терцию.

Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI ступенях тональности, являющихся звуками септаккорда II ступени. При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.

Звучание

За резкое, неустойчивое звучание тритон с начала XVIII века называли «дьявольским интервалом». В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно тритон был запрещён.

Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.

БИЛЕТ № 2

Трезву́ чие — аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Строение трезвучия

Составные звуки трезвучия называются основным (обозначается 1), терцовым (обозначается ³) и квинтовым (обозначается 5) тонами, в зависимости от того, какое место они занимают в основном положении (будучи расположенными по терциям).

· Основным тоном (примой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится внизу;

· терцовым тоном (терцией) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится посередине;

· квинтовым тоном (квинтой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится вверху.

Виды трезвучий

Каждое трезвучие содержит в сжатом расположении две терции (нижнюю и верхнюю) и одну квинту в итоге. В зависимости от качества этих интервалов трезвучия делятся по своей структуре на четыре типа:

· большое (мажорное) трезвучие содержит большую терцию снизу, малую терцию сверху и чистую квинту между крайними голосами; строится на 1, 4, 5 ступенях мажора, и на 3, 6 ступенях минора (также на 7 ступени натурального минора и на 5 ступени гармонического минора)

· малое (минорное) трезвучие содержит малую терцию снизу, большую терцию сверху и чистую квинту между крайними голосами; строится на 1, 4, 5 ступенях натурального минора, а также на 2, 3, 6 ступенях натурального мажора.

· увеличенное трезвучие содержит две больших терции и увеличенную квинту между крайними голосами; строится на 3 ступени гармонического минора и на 6 ступени гармонического мажора.

· уменьшённое трезвучие содержит две малых терции и уменьшённую квинту между крайними голосами. Строится на 7 ступени натурального мажора и гармонического минора, на 2 ступени гармонического мажора и натурального минора

Большое и малое трезвучия являются консонансами и в первую очередь могут применяться как устойчивые тонические аккорды. Увеличенные и уменьшённые трезвучия являются диссонансными.

Обращения трезвучия

Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением [1]. Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:

· трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.

· секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается Т6. Тсроится на 3 ступени в тональности.

· квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается Т 64. В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании. Строится на 5 ступени в тональности.

 

БИЛЕТ № 3

Доминантсептаккорд (септаккорд V ступени, главный септаккорд) — малый мажорный септаккорд, строящийся на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора. В классической гармонии он обозначается как D7 (или V7).

Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику.

Доминантсептаккорд разрешается в тоническое трезвучие, при этом септимовый тон должен вестись только вниз на большую (в миноре) или малую (в мажоре) секунду, таким образом переходя в терцовый тон трезвучия. Остальные голоса, составляющие по сути простое доминантовое трезвучие, идут по правилам мелодического соединения: бас скачком на кварту вверх или квинту вниз переходит в тонику, в неё же разрешаются терцовый (вводный) и квинтовый тоны. Таким образом, тоническое трезвучие оказывается неполным ― с пропущенным квинтовым тоном, но с утроением основного. Также встречается понятие прерванный оборот. В данном случае доминантсептаккорд разрешается в трезвучие 6-й ступени (оборот прерывается).

Сам доминантсептаккорд также может быть неполным: в таком случае в нём пропускается квинтовый тон и удваивается основной. Неполный доминантсептаккорд может быть разрешён в полное тоническое трезвучие.

Квинтсекстакко́ рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, первое обращение доминантсептаккорда с терцией в основании. Назван по интервалу квинте, образованной первым и третьим снизу звуками, и сексте, образованной из крайних звуков аккорда.

Разрешается в тоническое трезвучие тональности, в которой построен аккорд, с удвоенной тоникой. Сокращённо доминантовый квинтсекстаккорд обозначается как .

Терцквартакко́ рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, второе обращение септаккорда с квинтой в основании. Назван по интервалу терции внизу аккорда и кварте, образованной первым и третьим снизу звуками.

Разрешается в развернутое тоническое трезвучие тональности, в которой построен аккорд. Сокращённо терцквартаккорд как .

Секундакко́ рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, третье обращение септаккорда с септимой в основании. Назван по интервалу секунда внизу аккорда. Разрешается в тонический секстаккорд тональности, в которой построен аккорд, с удвоением тоники.

Сокращённо секундаккорд как D2.

БИЛЕТ № 4

Лад – это «система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней» (Ю. Н. Тюлин)

Основной звук лада -- самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, -- называется тоника. Устойчивыми являются также 3 и 5 ступени. 2, 4, 6, 7 ступени – неустойчивые. Они разрешаются – 2 в 1. 4 в 3, 6 в 5, 7 в 1. Вводные – 2 и 7 ступени. Аккорд из трех звуков, нижний из которых -- тоника, -- называется тоническим трезвучием. Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор. В основе мажора -- тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу -- большая терция, а над ней малая. Построение гамм подчинено определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. При этом гамма всегда называется по ее первому звуку. В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение -- оно нам еще понадобится). Тональность – это высота лада, высота, на которой он расположен. Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его главного звука -- тоники -- до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор...

Мажор бывает натуральный и гармонический с пониженной 6 ступенью (между 6 и 7 ступенями образуется характерный интервал увеличенная секунда). Минор бывает натуральный, гармонический с повышенной 7 ступенью и мелодический с повышенными 6 и 7 ступенями при движении вверх и отменой повышения при движении вниз.

БИЛЕТ № 5

Интерва́ л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения музыкального интервала в европейской традиции считается полутон. Консонантные и диссонантные интервалы — важнейшие элементы гармонии.

Интервалы классифицируются:

1. По взятию: одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал) или последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал).

2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте. Прима. Секунда. Терция. Кварта. Секста. Септима. Октава.

Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, традиционно не рассматриваются как самостоятельные.

3. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.). Качественная характеристика интервала в элементарной теории музыки служит дополнением его количественной характеристики.

· Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;

· Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;

· Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике);

Обращения интервалов

Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.

БИЛЕТ № 6

На каждой ступени гаммы может строиться трезвучие. На главных ступенях (I— тоника, IV— субдоминанта, V — доминанта) трезвучия также называются главными:

 

На всех остальных ступенях трезвучия называются по­бочными.

В натуральном мажоре все главные трезвучия — мажор­ные, в гармоническом мажоре — минорное. В натураль­ном миноре все главные трезвучия — минорные, в гармони­ческом миноре — мажорное. В классической музыке

более распространены трезвучия из натурального мажора и гармонического минора:

Тоническое трезвучие имеет два обращения:

1) тонический секстаккорд (T6), строится на III ступени;

2) тонический квартсекстаккорд (Т ), строится на V сту­пени.

Субдоминантовое трезвучие имеет два обращения:

1) субдоминантовый секстаккорд (S6), строится на VI ступени;

2) субдоминантовый квартсекстаккорд (S ), строится на

I ступени.

Доминантовое трезвучие имеет два обращения:

1) доминантовый секстаккорд (D6), строится на VII сту­пени;

2) доминантовый квартсекстаккорд (D ), строится на

II ступени.

Поскольку в миноре доминантовое трезву­чие и его обращения строятся в гармоническом виде, нужно помнить о повышении VII ступени.

БИЛЕТ № 7

Дина́ мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.

Обозначения

Два базовых обозначения громкости в музыке:

· (фо́ рте, итал. forte) — громко,

· (пиа́ но, итал. piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

· (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,

· (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

Кроме знаков f и p, есть также

· (форти́ ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,

· (пиани́ ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано». В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff. Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.