Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задатки гениальности






 

Память — библиотека разума.
Франсис Фовель-Гуро
(французский писатель и педагог XIX в.)

 

Правда ли у каждого из нас есть задатки гениальности? Неужели где-то глубоко внутри есть «кнопка», на которую можно «нажать» при помощи стратегий развития памяти, упражнений и систем вроде моей, — и «включить» в себе гения?

Хорошие вопросы; сколько я себя помню, они носятся в воздухе, а однозначных ответов на них как не было, так и нет.

Может быть, мы не лучше наших предков понимаем, что отличает человеческий мозг от мозга животных и делает его непредсказуемо необыкновенным. Однако можно сказать наверняка: мы больше знаем о том, как работает мозг, чем определяется его здоровье или болезнь; мы отыскали множество способов оптимизировать его функциональные возможности, его способность обрабатывать информацию, запоминать ее и откладывать на хранение для будущего использования. Мы часто говорим о сердце как о двигателе и центре жизни, но на самом деле главную роль в жизни человека играет мозг. Без участия мозга

даже сердце не будет биться; именно мозг позволяет получать информацию об окружающем мире на всех уровнях — чувствовать наслаждение и боль, любить и познавать, принимать решения и действовать. Именно мозг делает эту жизнь прекрасной и стоящей!

Человек принимает возможности своего мозга как нечто само собой разумеющееся — до тех пор, пока не столкнется с медицинской проблемой, из-за которой емкость или функциональность мозга заметно снизятся. Как правило, нас беспокоит что угодно — повседневные обязанности, мечты или глобальные жизненные цели, но только не состояние собственного разума. Нам кажется, что разум будет с нами всегда, куда бы мы ни отправились и в каком бы состоянии ни находились. Но что, если это не так? И что, если мы можем ускорить свои мыслительные процессы в сотни раз просто за счет тренировки и развития примерно теми методами, которые я описал?

Идея о том, что в каждом из нас где-то глубоко в мозгу имеется волшебный «включатель ума», конечно, привлекательна, но явно отдает мистикой. Может быть, когда-нибудь человечество сможет понять, почему мозг одного человека включается на полную мощность, тогда как мозг другого еле шевелится, хотя во всем остальном — включая генетику — они на равных. Возможно, мы выясним также, что задействовать «включатель ума» проще всего при помощи тренировки разума в повседневной жизни. Я верю, что это действительно так; и то, что я делаю каждый божий день, — по мере сил помогаю людям в этих ментальных тренировках, — приносит результаты, которые невозможно отнести только на счет преимуществ, данных от рождения (одаренности, таланта или даже удачных генов).

Общеизвестно, что система образования в США сегодня буквально стоит на краю пропасти. Мне постоянно напоминают статистические данные. С 1971 г. расходы на образование в расчете на одного ученика выросли с $4300 до $9000, но успехи по чтению и математике не повысились. Молодые люди, не закончившие среднюю школу, в восемь раз чаще попадают в тюрьму—а ведь каждый день школу бросают 7000 подростков. По некоторым оценкам, к 2020 г. в США будет 123 млн высокооплачиваемых вакансий для квалифицированных сотрудников, но лишь 50 млн американцев — менее 15% населения — будут достаточно образованны, чтобы занять эти рабочие места.

Что может спасти нашу систему и будущие поколения? Бессмысленно ждать, что переусложненная и забюрократизированная система образования исправится сама по себе, и бессмысленно ждать, что это произойдет сколько-нибудь быстро. Нужно с чего-то начинать, и лучше всего — с себя. С меня и с вас.

В последние годы много говорят о сворачивании некоторых аспектов традиционного образования, которые считаются «бесполезными» или «непрактичными». Нужны ли нам доказательства геометрических теорем? Приносят ли они пользу? Может быть, лучше заменить последовательное изучение алгебры, геометрии и дифференциального исчисления изучением финансов, информатики и основ инженерного дела? В конце концов, разве не лучше знать, как начисляются проценты по закладным, как запрограммировать компьютер или как разобраться в статистических результатах медицинского исследования, чем помнить, когда Наполеон завоевал Европу и сколько фотонов света должно получать растение, чтобы жить фотосинтезом?

Да, я тоже считаю, что учить практическому применению математики, права или физики нужно; все это очень пригодится в современном мире. Но я категорически не согласен с тем, что значительная часть традиционной школьной программы не имеет смысла и от нее следует отказаться. Мы слишком многого не знаем о мозге, чтобы с уверенностью говорить о том, что нам нужно — или не нужно — изучать. Я бы сказал так: изучайте как можно больше всего. Я никогда не использую квадратные уравнения в повседневной жизни. Я даже не помню, как они решаются. Я давно забыл, что такое цикл Кребса (известный также как лимоннокислый цикл — движитель обмена веществ в человеческом организме; кстати, мне пришлось заглянуть в энциклопедию, чтобы написать это); и, пожалуйста, не просите меня сочинить эссе на тему барокко или Промышленной революции. Но что если, когда я сегодня решаю повседневные проблемы, я все-таки пользуюсь теми свойствами моего мозга, которых просто не было бы, если бы я не получил в свое время формального образования? Откуда мне знать, что мой сегодняшний успех не связан отчасти с кровью, потом и слезами, пролитыми мной за изучением предметов, которые меня не интересовали, не несли никакой практической пользы и были откровенно трудны? Я не знаю. Никто из нас не может оценить глубину и масштаб синтеза, которым наше сознание занимается ежечасно, ежедневно, еженедельно и ежемесячно на протяжении всей нашей жизни. Сегодня, принимая решения (в том числе самые сложные), я опираюсь на содержание встроенной в мое сознание библиотеки, а она наполнена знаниями о прошлом и настоящем, какими бы полезными или бесполезными эти знания ни представлялись на поверхностный взгляд.

Я уверен, что гениальности может достичь почти любой человек, и уверенность моя основана на двух фундаментальных фактах, которые я пытался внушить вам на протяжении всей книги. Во-первых, многим атрибутам типичного «гения» можно научить — и их можно освоить; а во-вторых, мозг — в высшей степени загадочный орган, который мы до сих пор очень плохо понимаем. Я собственными глазами видел, как люди, считавшие себя посредственностями, всего за несколько недель радикально менялись сами и меняли свою жизнь только за счет применения некоторых моих методик и обретения уверенности в себе, которая позволяла им стоять на своем и не прекращать усилия.

Гении тоже бывают разные. Разновидностей гениальности в мире, наверное, не меньше, чем видов живых существ на нашей планете. Поэтому и профессий, занятий и отраслей, которые могут стать для человека призванием на всю жизнь, так много. Поэтому овладение собственным гением отчасти связано с поисками призвания и «своего круга», в котором вы сможете полностью проявить себя. Для этого, опять же, нужно учиться как можно больше, чтобы вовремя разглядеть открывающиеся возможности и суметь ими воспользоваться. Я счастлив тем, что вижу подобные достижения по всему миру — как в области формального образования, так и в реальной жизни, где каждый стремится преуспеть в личной и профессиональной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.