Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всякая всячина и еще несколько напоминаний в классическом стиле часто задаваемых вопросов






 

Живи так, будто завтра умрешь. Учись так, будто собираешься жить вечно. Ганди

 

В этой завершающей главе я постараюсь ответить на некоторые вопросы, которые мне часто приходится слышать как от учащихся, так и от взрослых. Во многих ответах вы услышите отголоски информации, уже прозвучавшей в книге. Если у вас есть вопросы, на которые я не ответил, вы можете задать их на моем сайте.

Общие вопросы

В. Вы гений?

О. Это зависит от того, как вы определите понятие «гений». Я обращаю внимание на закономерности в мире чисел, которые большинство людей просто не замечает. Но мой подлинный дар — это способность учить других, способность передать людям навыки, которые позволяют им поражать друзей, развивать мозг и приобретать вкус к учению. Не нужно быть гением, чтобы освоить мою программу: это удается самым разным людям, как детям, так и взрослым — от инвалидов и отстающих в развитии до самых одаренных. Я считаю, что каждый человек — потенциальный гений.

В. Как вы придумываете свои математические уловки?

О. Я по природе своей вижу взаимосвязь чисел. Некоторые из моих приемов — результат долгой работы, проб и ошибок, тогда как другие приходят ко мне неожиданно (к примеру, во время просмотра телевизора). Некоторые способы быстрых вычислений, как оказалось, я придумал не первым, другие, как мне кажется, уникальны. Методы, предложенные в книге, представляют действительно альтернативный подход к решению задач. Алгоритмы быстрых вычислений не заменяют здравый смысл и умение решать задачи; они лишь помогают разглядеть закономерности. Способность замечать паттерны считается одним из признаков наличия когнитивных способностей.

В. Почему вы не живете в Лас-Вегасе и не зарабатываете на жизнь игрой?

О. Математика и тренировка памяти, представляющие собой часть моей программы, конечно, помогают оценить вероятности и шансы на победу, связанные с карточными играми; тем не менее мне гораздо больше нравится помогать ребятам знакомиться с математикой и проникаться к ней интересом и любовью, чем пытаться сорвать куш в Вегасе. Тем более что казино ясно дали понять: они предпочитают, чтобы я держался подальше от них.

В. Кому нужно решать математические задачки в уме, если есть калькуляторы?

О. Если в двух словах, то это нужно учащимся, родителям и учителям. Учащиеся в восторге, когда им удается делать поразительные вещи, которыми не владеют ни их друзья, ни родители. Родителям нравится, что мои методики помогают детям улучшить память, что полезно для освоения любого школьного предмета. Учителя ценят программу, которая помогает учащимся проникнуться интересом к учебе.

Моя система — это не только перемножение больших чисел без калькулятора. Главное в ней — развитие и тренировка мозга, освоение навыков организации данных. Мне нравится говорить ребятам, что мозг сравним с мышцей — чем больше вы его тренируете, тем сильнее он становится, а чем мощнее ваш мозг, тем больше вы можете с его помощью сделать. Именно для этого я и разработал свою систему.

В. Передается ли гениальность по наследству?

О. Очень даже передается. Но, что еще важнее, учебным методикам, помогающим человеку организовать мысли и искать нестандартные подходы, можно научить. А это те самые навыки, которые и делают человека гением. Я люблю говорить, что изменить свой мозг никогда не поздно, но лучше не откладывать — тогда у вас будет больше времени на формирование мозга и выработку черт, характерных для гения. У вас будет больше времени на то, чтобы раскрыть свою внутреннюю гениальность.

В. В чем разница между человеком, «способным от природы», и тем, кто «берет усидчивостью»?

О. Я постоянно встречаю как тех, так и других, и иногда результаты их буквально неразличимы. Но я скажу так: мне приходилось встречать немало способных людей, которые не считали нужным особенно стараться. Таким людям редко удается полностью раскрыть свой потенциал и даже догнать средних по способностям, но трудолюбивых людей.

В. Какая методика развития памяти самая мощная?

О. Та, что лучше всего подходит именно вам. Необходимо поэкспериментировать со всеми описанными здесь методиками и посмотреть, какая из них «войдет в резонанс» с вами и вашими способностями. Не существует одной-единственной «правильной» методики — за исключением той, которая имеет смысл лично для вас и которую вам легче всего применять.

В. Помогают ли эти методики предотвратить старческое слабоумие?

О. Я не могу, конечно, давать никаких конкретных обещаний или гарантий в отношении здоровья. Тем не менее я скажу так: наука уже доказала, что нагружать мозг примерно теми способами, которые я описываю, полезно, что это может повысить его функциональность и оттянуть начало прогрессирующих возрастных заболеваний. В науке о мозге еще многое неясно; неясно даже, как именно и почему мозг деградирует с возрастом. Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что в будущем мы больше узнаем о роли ментальных упражнений в оздоровлении — и не только мозга, но и организма в целом. Но пока у нас нет полных данных о том, как можно продлить жизнь тела и рассудка, мне кажется, имеет смысл как можно больше нагружать и то и другое. Это означает физическую нагрузку для тела и ментальную — для разума. Даже если вам генетически или по возрасту суждено заболевание мозга, оттянув его начало хотя бы на несколько лет при помощи активных занятий, вы существенно повысите качество вашей жизни.

Вопросы от родителей, учителей и работников образования

В. Могут ли ваши идеи помочь школе преодолеть проблемы математического и естественнонаучного образования?

О. Мои методики — не замена школьным занятиям. Они предназначены служить увлекательным дополнением к той поразительной работе, которую каждый день в классе осуществляют учителя. Моя цель — раскрепостить умственные способности, присущие каждому человеку, и помочь осознать собственный потенциал — во всем, не только в математике.

Кроме того, я считаю, что человек, полюбивший что-то в юности, продолжает любить это и заниматься этим всю оставшуюся жизнь. Я надеюсь, что эта книга поможет родителям и учителям изменить отношение некоторых ребят к учебе, математике и развитию памяти.

В. Почему мой сын прекрасно справляется с домашними заданиями, но испытывает трудности на контрольных?

О. Скажу коротко: все дело в уверенности в себе. Сделанная однажды ошибка может долгое время преследовать человека. Когда я только начинал выступать перед аудиторией, мне казалось, что любая ошибка — это катастрофа, конец, все пропало. Мне хотелось провалиться сквозь землю. Но со временем я научился сохранять — и, что еще важнее, подпитывать — уверенность в собственных силах. Подпитывать уверенность в себе на фоне неизбежных ошибок и иногда (серьезных) неудач очень сложно; это проще сказать, чем сделать. Но вы можете предпринять кое-что, чтобы помочь вашему сыну обрести уверенность в себе и сохранить ее на всю жизнь, полную успехов — и трудностей. Очень полезно позаниматься с ним вместе каким-нибудь делом, в котором он сможет без внешнего давления продемонстрировать вам свои возможности. Научите его нескольким карточным фокусам или приемам быстрого устного счета; пусть он поделится ими с друзьями или покажет перед дружественной аудиторией. Помогите ему организовать небольшое шоу перед родственниками и друзьями на следующей дружеской вечеринке.

В. Как лучше мотивировать дочь?

О. Во-первых, вам нужно осознать, что мотивация порождает мотивацию. Получив первую пятерку, ребенок начинает ждать следующей и стремиться к ней; эта оценка становится для него источником мотивации всякий раз, когда ему хочется получить еще одну. Конечно, взрослым следует формировать у ребенка реалистичные ожидания, но в то же время эти ожидания должны быть как можно выше. Но пока не появится высоких оценок, ребенок не будет их ждать.

Во-вторых, я, как вы уже знаете, сторонник учения с удовольствием, радостью и увлечением. Помогите своей дочери полюбить то, что она делает, и научите ее получать удовольствие от учения. При помощи методик и игр из этой книги помогите ей развить память. Научите организовывать мысли. Если вы помогаете ей готовиться к контрольной, то загляните в мои упражнения, которые я всегда стараюсь сделать веселыми и увлекательными, и постарайтесь перенести эти концепции на традиционные школьные занятия.

Все дело в отношении. Я постоянно встречаю ребят, которым нравится какой-то определенный предмет, и они в этом предмете легко обгоняют других, даже более умных, но равнодушных к этому предмету ребят. Если ваша дочь не любит какой-то предмет, то вам нужно просто сделать этот предмет более интересным для нее. Придумайте для нее награды за хорошо выполненную работу (или, по крайней мере, за старание). В отличие от взрослых, большинство детей чрезвычайно открыты и всегда готовы пробовать что-то новое. К тому же дети не сдаются так легко, как взрослые. Они с радостью будут пробовать и второй, и третий раз. Более того, дети привыкли делать иногда вещи, которые им не нравятся. Но все равно, если вам удастся превратить самое скучное для вашей дочери занятие в увлекательное — все изменится.

В. Как ваша система может помочь ребенку, страдающему аутизмом, синдромом дефицита внимания или необучаемостью?

О. Я рекомендую детям и взрослым сначала усвоить урок, повторить какое-то действие четыре, пять или шесть раз, пока ребенок полностью его не освоит (то есть не поймет и не начнет применять, причем успешно), а затем отпустить ребенка и позволить ему немножко похвастаться своими новыми умениями. Для ребенка это будет шанс, может быть, впервые в жизни почувствовать себя умным. Как в беге на марафонскую дистанцию: все бегут по-разному, с разной скоростью, но все равно добираются до финишной черты. Из всех ребят, с которыми я работаю, именно такие, как правило, приходят еще и еще. Им так нравится чувствовать себя умными! Это прекрасная мотивация.

В. Мой ребенок отстает в школе. Что я могу сделать?

О. Многие родители подходят ко мне после представления и жалуются на то, что их ребенок всерьез боится математики или в целом плохо учится; иногда они говорят, что прибегают к помощи дорогостоящих репетиторов, пытаясь разобраться, «что не так» с их ребенком, и помочь ему выровняться и догнать сверстников. В результате, однако, обычно выясняется, что у ребенка нет задержки в развитии, да и в отсутствии сообразительности его не обвинишь. Скорее наоборот — к большому облегчению родителей, — недостает всего лишь уверенности в себе и, может быть, умения сосредоточиться. (Наверное, я уже надоел, как заезженная пластинка; одно и то же приходится повторять снова и снова, но это действительно важно.)

К несчастью, репетиторы редко учат детей учиться. Они разбирают с ребенком то, что он должен знать, но не помогают это запомнить, — и вообще не учат ни систематизации, ни способам эффективного запоминания, ни умению сосредоточиться. А я пытаюсь научить ребят именно этому. Другая проблема с частными репетиторами — стоимость занятий; далеко не каждая семья может позволить себе платить столько.

Попробуйте такое упражнение: запишите произвольное число из 200 цифр, и пусть ваш ребенок его выучит, как это сделал мой сын. Сообщайте ему цифры постепенно, по одной или по две в день, вечером или утром. Добавляйте цифры каждый день. Помогите ребенку подобрать методику, которая позволит ему удерживать в голове это растущее число. Можно провести тот же эксперимент с буквами. Или цифрами и буквами вперемешку. Одолев две сотни цифр, ваш ребенок почувствует, что способен на все!

В. Я учитель, и мне очень нравится ваша система запоминания. Но как мне рассказать о ней школьникам, чтобы они не потеряли интереса к традиционным методам, особенно в математике?

О. Хотя в моей книге и описаны в основном уловки и нетрадиционные способы решения задач, особенно математических, я не считаю, что традиционные методы не нужны. Скорее наоборот: прежде чем овладевать приемами быстрого счета, учащимся нужно как следует освоить традиционные методы сложения, вычитания, умножения и деления (не освоив их, ребята не смогут даже оценить красоту упрощенных методов). Кроме того, необходимо как следует выучить таблицу умножения. Все мои методики могут быть лишь вспомогательным и дополнительным материалом к традиционному курсу того, что вы хотите освоить — простейшую арифметику, историю, сложные вычисления или даже плотницкое дело. Они помогают оптимизировать процесс обучения и снять фактор страха и неуверенности в себе.

Один из способов развить память и воспитать целый класс ребят, способных самостоятельно думать и эффективно использовать информацию из различных источников, — это отправить их однажды домой со списком из 20 пунктов. Этот список может быть посвящен чему угодно, от поп-культуры (к примеру, список лучших фильмов столетия или любимых музыкальных групп) до любой области науки (например, ряд биологических определений или важных исторических событий). Дайте ребятам домашнее задание — найти рациональный способ заучить этот список в определенном порядке. На следующий день попросите каждого рассказать, как он (или она) старался запомнить этот список... Вы получите целый набор уникальных методик запоминания, придуманных совершенно самостоятельно вашими учениками!

В. Я слышал, что некоторые телевизионные шоу и видеозаписи вредны для развивающегося детского мозга. Что вы об этом думаете? Правда, что теле- и видеошоу создают неразбериху в голове дошкольника?

О. Ребенка следует знакомить с числами и паттернами как можно раньше, задолго до того, как он узнает о существовании таблицы умножения, и сделать это можно без всякого телевизора или компьютера. Я считаю также, что определенные телепрограммы можно показывать ребенку только тогда, когда его мозг подготовлен к правильному восприятию информации. В наше время дети начинают смотреть телевизор чуть ли не в четыре месяца от роду; средний дошкольник смотрит телевизор больше полутора часов в день.

Пока я готовил эту книгу к печати, появились результаты нового исследования; в них говорится, что на объем внимания детей влияет не только то, сколько времени они сидят перед телевизором, но и то, что именно они смотрят. В статье, опубликованной в Journal of Pediatrics, показано, как быстрая смена образов влияет на то, что психологи называют организующей функцией, то есть на способность сосредоточиться на задаче и не отвлекаться. Иначе говоря, организующая функция — это набор умений и навыков, определяющих наше поведение; в их число входит рабочая память, реакция на отсроченное вознаграждение и способность к решению задач — все те умения, которые необходимы человеку для эффективного функционирования. Организующая функция позволяет нам не только запоминать и решать задачи, но и планировать. В этом исследовании ученые разделили 60 четырехлетних детей на три группы. Одна группа смотрела девятиминутный мультик из сериала «Губка Боб Квадратные Штаны»; вторая — девятиминутный мультик из сериала «Кайю», реалистичную историю про маль- чика-дошкольника; третья группа, вместо того чтобы смотреть телевизор, девять минут просто рисовала. Сразу после этого ученые проверили организующую функцию всех детей. Выяснилось, что у детей, которые рисовали или смотрели реалистичный мультик, организующая функция в порядке, а вот у детей из группы, смотревшей мультик про Губку Боба, проблемы.

Напрашивается вывод: полчаса быстро сменяющихся телевизионных картинок способны значительно снизить организующую функцию дошкольника. Свою роль здесь, вероятно, сыграли быстрый темп мультфильма про Губку Боба и его фантастические герои — говорящая губка для посуды в штанах, живущая к тому же в глубинах моря; вероятно, для дошкольников это чересчур. Конечно, этот сериал не предназначен для маленьких детей, но ведь не секрет, что многие родители разрешают своим детям смотреть подобные программы с очень раннего возраста.

Мы с вами, как родители, должны задаться вопросом: как подготовить малыша к школьной жизни, как сформировать у него организующую функцию? По мнению специалистов, лучше всего это сделать при помощи старой доброй игры, которая требует от ребенка множества навыков, которые я описывал в этой книге. Играя, ребенок пользуется воображением, творит, сосредоточивается и концентрирует внимание, выслушивает и выполняет указания — все это ради достижения цели. Обучающие телепрограммы, подходящие по возрасту, тоже полезны, но главное здесь — соответствие возрасту. (Американская академия педиатрии не рекомендует детям до двух лет вообще смотреть телевизор.)

Важно помнить еще одну вещь: мы, взрослые, должны показывать детям хороший пример. Да, мы постоянно в загоне и пытаемся делать одновременно множество дел — к примеру, читать, работать на компьютере и разговаривать по телефону. Дети подражают родителям, и если мы не научим их сосредоточивать внимание и концентрироваться на одном деле, особенно в раннем возрасте, когда развивается мозг и формируются привычки, то можно считать, что мы плохо подготовили их к жизни.

Вопросы топ-менеджеров и руководителей

В. Я топ-менеджер в крупной компании, и мне приходится лезть из кожи вон, чтобы выделиться, особенно когда речь идет о моих идеях и предложениях. Естественно, мне хочется изменить компанию, в которой я работаю, к лучшему, и получить заслуженное повышение. Что я могу для этого сделать, помимо применения описанных в книге методик?

О. Ваш вопрос затрагивает важную тему, связанную с памятью: искусство быть запоминаемым. Эту книгу нельзя закончить, не коснувшись понятия запоминающихся идей. Я не знаю ни одного человека, который не хотел бы донести свои мысли до большего числа людей; цели при этом могут быть разными — прослыть остроумным, написать провокационную статью или речь, организовать какую-нибудь блестящую кампанию, выиграть выборы, стать выдающимся лидером, вызвать наибольший резонанс, а может быть, просто быть услышанным, воспринятым всерьез и произвести впечатление, которое не сотрется со временем. Марк Твен однажды заметил: «Ложь успеет обежать полмира, пока правда обувается». Очень точное наблюдение: городские легенды, конспирологические теории, пугающие обещания и утверждения циркулируют свободно и нигде не встречают препятствий (как та интернет-шутка, которую я упомянул в начале книги). В то же время люди с важными идеями — бизнесмены, преподаватели, политики, журналисты и другие — безуспешно пытаются подать их так, чтобы их заметили. Именно этому посвящена чудесная книга 2007 г. «Созданы, чтобы запомниться» (Made to Stick). Ее авторы, Чип и Дэн Хиты, отвечают на очень важные вопросы: почему одни идеи бурно распространяются, а другие умирают? И как повысить шансы достойных идей на успех?

Братья Хиты поднимают важный вопрос. Известно, что по мере того, как ширятся знания и опыт человека, его творческие возможности и способность к инновациям, как правило, сходят на нет. Почему? Потому что пресловутая колея, по которой ходит наше сознание, с опытом лишь углубляется. Чем больше мы знаем и чем старательнее специализируемся в какой-то определенной области, тем труднее выбраться из глубокой колеи на неезженую дорогу свободного творчества, более доступную нам, когда мы знаем меньше. Это интересный пара- докс, но еще больше меня поразило заявление Хитов, что инновации можно постоянно стимулировать, фокусируясь на искусстве коммуникации. Хиты утверждают, что любые идеи можно успешно донести до людей, используя факторы, способствующие запоминанию, такие как простота, неожиданность, конкретность, эмоциональность и увлекательная история. Свою теорию братья иллюстрируют следующим примером.

Когда Арта Сильвермана из Центра научных исследований в интересах общества (CSPI) — некоммерческой группы, которая просвещает людей в вопросах питания, — обвинили в распространении информации, что попкорн, который обычно жуют в кинотеатрах, вреден для здоровья, он, конечно, мог просто сказать, что пакет попкорна содержит 37 г насыщенных жиров. Он же решил включить эту информацию в понятный людям контекст. На пресс-конференции 27 сентября 1992 г. он сказал: «Среднего размера пакет “масляного” попкорна содержит больше забивающего артерии жира, чем завтрак из яичницы с беконом, обед из бигмака с картошкой фри и ужин из стейка со всеми положенными приправами и соусами, вместе взятые!» А сотрудники CSPI подсыпали соль на раны, продемонстрировав перед камерами весь этот набор жирной пищи. И судя по тому, какую сенсацию вызвала в СМИ эта пресс-конференция, сообщение сразу же нашло адресата. Об этой истории рассказали CBS, NBC, АВС и CNN; она попала на первые страницы USA Today, Los Angeles Times и Washington Post, известнейшие телеведущие Лено и Леттерман напропалую острили по поводу жирного попкорна, а репортеры вволю порезвились в заголовках.

В итоге идея не пропала бесследно. Посетители кинотеатров, впечатленные этой информацией, стали во множестве отказываться от привычного попкорна. Продажи рухнули. Персонал буфетов привык выслушивать вопросы о том, не готовился ли попкорн в пальмовом, т. е. «плохом», масле. Вскоре после этого большая часть крупнейших сетей кинотеатров объявила об отказе от пальмового масла при приготовлении попкорна.

Не буду вдаваться в подробности уроков, которые можно извлечь из книги Хитов; скажу только, что ее стоит прочесть хотя бы ради живых и подробных рассказов о конкретных ситуациях, возникавших в ходе их исследований. Книга Хитов — не пособие по развитию памяти; тем не менее она, без сомнения, поможет вам мобилизовать творческую энергию и экспрессивные таланты, что в свою очередь благоприятствует способности вашего мозга обрабатывать информацию — иными словами, вашу изобретательность.

В. Я менеджер. Как ваши методики могут помочь мне поддерживать рабочий настрой и мотивацию подчиненных?

О. Овладев шестью навыками, вы автоматически заметите, что работать, в том числе и управлять людьми, станет легче. После этого, когда вы на практике убедитесь в ценности этих навыков, вы сможете на собственном примере показать окружающим их преимущества, а также то, что их вполне можно сознательно освоить. Может быть, полезно будет выделить на это какое-то время или просто поделиться за обедом с подчиненными своим опытом и сведениями, почерпнутыми из этой книги. Вспомнив, как вы сами трудились над развитием логики, творчества и воображения, оттачивали способность эффективно организовывать данные, запоминать и хранить информацию, вы сможете рекомендовать коллегам и подчиненным тоже заняться этим. Создайте атмосферу, в которой нестандартное мышление и новые идеи, позволяющие отказаться от устаревших традиций, будут приветствоваться. Начиная работу над сложными проектами, помогите своим подчиненным, особенно неопытным, организовать мысли — и время — и вдохновите их на поиск собственных решений, даже если это будет означать отказ от привычного, давно устоявшегося порядка вещей.

И не забывайте о вознаграждении хорошей работы, если ее результаты достигнуты благодаря сосредоточенности и концентрации. Не только дети нуждаются в похвале и в ощущении собственной независимости и уникальности, взрослым они тоже необходимы — особенно в корпоративном и деловом мире. Помните, именно в таких условиях мы можем чувствовать себя незаметными, так как мы окружены людьми, обладающими аналогичными качествами и уровнем компетенции. Выбиться из толпы и выделиться становится все труднее. И если вы поможете членам своей команды сделать это, вы тем самым мотивируете их на дальнейшую работу, обеспечите лояльность и максимальные усилия с их стороны.

В. Помимо вашего веб-сайта и сайтов, которые вы уже упоминали, какие еще источники математических уловок, игр и других интеллектуальных развлечений вы могли бы рекомендовать?

О. Вот несколько англоязычных сайтов, которые могут показаться вам интересными:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.