Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекарство от рассеянности






Само слово «рассеянность» говорит о том, что рассеянное внимание — это когда вы делаете что-то, а думаете о другом. Я уже указывал на то, что существует разница между тем, что мы видим, и тем, что наблюдаем. Видим мы глазами, а вот за наблюдение — более сложный процесс — отвечает сознание. Наш мозг проделывает несколько операций, чтобы организовать информацию и поместить на хранение. Если мозг не осознает необходимости замечать поступающую информацию, он не может исполнить свою миссию. Проще говоря, если ваше сознание занято чем-то другим или отключено, когда вы что-то делаете и видите новую информацию, то наблюдать вы уже не можете. Состояние изначальной осознанности не достигнуто.

Средство от рассеянности, казалось бы, очевидно: когда вы делаете что-то, добивайтесь состояния изначальной осознанности. Думать о том, что делаешь, необходимо целенаправленно и сосредоточенно. Это значит, что нужно заставлять себя сразу же выстраивать ассоциации. А как иначе удастся всерьез думать о каком-то незначительном действии в момент его выполнения? Очень легко оказаться в западне почти бессознательного совершения действий. Поэтому, чтобы выйти из этого порочного круга, необходимо принуждать свой мозг выдумывать ассоциации, сколь угодно причудливые и нереальные. В конце концов изначальная осознанность как раз и заставляет человека регистрировать в сознании все происходящее вокруг, причем сразу же. Достаточно просто добиваться изначальной осознанности через ассоциации, чтобы избавиться от рассеянности — или по крайней мере частично предотвратить ее.

Рассмотрим пример. Представьте, что вы сидите за столом, желая разобраться с электронной почтой. В момент, когда вы собираетесь ответить на письмо с пометкой «Важно!», звонит телефон. На время разговора вы сворачиваете почтовую программу на экране компьютера, потому что вам нужно открыть файл в другой программе. Телефонный разговор затягивается. Наконец он все же заканчивается, и вы вешаете трубку, совершенно забыв ответить на важное письмо. Через несколько часов раздается новый телефонный звонок; звонит автор письма с недоуменным вопросом: вы же обещали ответить сразу, что случилось? Как вы могли забыть? Вам очень неловко, приходится оправдываться. Вам очень хотелось бы в будущем избежать подобных ситуаций.

Вот как нужно поступать: в следующий раз, когда вас отвлекут от дела, к которому необходимо вернуться после того, как вы уладите неожиданно возникшие проблемы, найдите способ, прежде чем переключаться, быстро придумать мысленную картинку, связанную с незаконченным делом. Если, к примеру, вас оторвали от неоконченного письма коллеге по имени Салли, то перед тем, как взять трубку, постарайтесь мысленным взором «увидеть» сердитую Салли и представьте, что сердита она на вас из-за письма. Или, может быть, лучше вообразить, что Салли застывает перед вашим рабочим столом, а к ее лбу скотчем приклеен конверт, символизирующий электронное письмо. Она не вернется к жизни, пока вы не доведете начатое до конца. Возможно, описанные мной идеи звучат глупо донельзя, но любая из них волей-неволей заставит вас подумать о том, чем вы занимались перед тем, как раздался телефонный звонок.

Буду честен: чтобы сформировать у себя привычку выстраивать подобные ассоциации всякий раз, когда понадобится что-то запомнить, переключая скорость или выполняя любое другое действие, нужна практика. Какое-то время вам придется заставлять себя придумывать ассоциации по любому, самому пустячному случаю, и лишь потом, когда это войдет в привычку, процесс станет происходить почти автоматически.

При формировании ассоциаций полезно делать их как можно более нелепыми и наглядными. К примеру, если вы, спеша ответить на телефонный звонок в кухне, бросили ключи на обеденный стол (где обычно их не оставляете), имеет смысл представить себе нелепый образ, как ключи падают в миску с фруктовым салатом и превращаются там на ваших глазах в кусочки фруктов. Или можно «увидеть», как ключи свисают с люстры и роняют вниз капли кетчупа или какого-нибудь другого соуса. Для возникновения подобной ассоциации, кстати говоря, достаточно доли секунды, не нужно даже замедлять шаги. Если вы просто подумаете о ключах, вы уже облегчите себе их поиски, а дополнительные пищевые ассоциации (кетчуп, фруктовый салат) точно подскажут, куда вы их положили.

Наверное, почти каждому случалось положить какую-то ценную вещь в безопасное место — чтобы она не потерялась, — а потом рвать на себе волосы, безуспешно пытаясь ее отыскать. А может быть, так никогда больше ее и не увидеть. Но это не обязательный исход. Все, что нужно сделать, чтобы избежать этой ловушки, — это, пряча сокровище, сформировать в голове необычную и живую зрительную ассоциацию между этим предметом и местом. Представим, к примеру, что вы хотите припрятать 500 долларов наличными на черный день и кладете их в коробку, которая уже очень давно стоит у вас на книжном шкафу и, скорее всего, будет стоять там еще очень долго. Возвращая коробку на шкаф, отвлекитесь на секунду и представьте, что это не коробка, а большая кнопка, открывающая тайный ход за шкафом, а ход этот ведет к сейфу, где и спрятано ваше сокровище. Абсурд? Да. Запоминается? Да. В следующий раз, подумав об этой коробке, — сколько бы ни прошло времени, — вы сразу вспомните, где она находится.

Надоело забывать у друзей всякие мелочи? Или, уходя из дома, оставлять что-то необходимое? И эти проблемы способны решить ассоциации. Не забудьте только, что цепочка ассоциаций должна вести вас от одного объекта к другому в логической последовательности. Если вы не хотите забыть блюдо, на котором принесли друзьям свой фирменный пирог, то, входя в дом в начале вечеринки, представьте себе это блюдо на ступенях: как вы наступаете на него, уезжая домой, как оно раскалывается на мелкие кусочки. Эта картина свяжет блюдо с моментом отъезда. Если вы приехали на машине, добавьте еще один образ, связывающий блюдо с автомобилем, — к примеру, представьте его на месте ветрового стекла. Садясь в машину после вечеринки и бросив взгляд на ветровое стекло, вы, вероятно, вспомните об этом блюде и при необходимости вернетесь за ним.

Выстраивая ассоциации для подобных случаев, полезно связывать вещь, которую вы опасаетесь забыть, с теми объектами, которые вы обычно видите последними, покидая какое-то место. Если вы не хотите оставить телефон на работе (опять!), то, выкладывая его угром на стол, представьте, как вы с его помощью вызываете в холле лифт, чтобы спуститься со своего одиннадцатого этажа. Большинство людей, выходя из дома, запирают дверь на ключ. Найдите способ связать любые предметы, которые вы боитесь оставить дома, с процессом запирания входной двери. К примеру, квитанцию, которую вам сегодня обязательно надо оплатить, свяжите в своем воображении с ключом, которым запираете дверь.

Как видите, везде речь идет об ассоциациях — об умении придумать образы, отражающие те самые вещи, которые вы стараетесь запомнить. Это не то же самое, что обмотать ниточкой палец и завязать узелок на память; не то же, что написать самому себе записку или завести будильник на то время, когда нужно вынимать жаркое из духовки. Часто нам не удается сделать эффективные напоминалки для себя просто потому, что мы не задаем себе соответствующие ассоциации. В этом случае мы ощущаем, что должны что-то вспомнить, но никак не можем сообразить, что именно (разве что мы подробно описали все в записке)! Весь смысл выстраивания ассоциаций заключается в достижении двух важных целей: 1) создать напоминал- ку, то есть ввести себя в состояние изначальной осознанности, и 2) сформулировать для себя, что нужно запомнить. В следующий раз, когда вы будете что-нибудь печь и захотите посмотреть телешоу, пока ваш пирог печется, сделайте следующее: заведите, как обычно, будильник на кухне, но одновременно возьмите с собой к телевизору лопатку для выпечки и положите перед собой на видном месте.

Подумайте, скольких неприятностей вам удастся избежать, научившись правильно применять простое правило ассоциаций. Вам не придется разворачиваться на полпути и возвращаться домой, чтобы проверить, выключили ли вы духовку или утюг, заперли ли входную дверь. Не придется терять время в поисках «потерянных» ключей, телефона или кошелька. Положив ключи на телевизор, вы отчетливо представите себе, как они царапают экран. Оставив телефон на столике рядом с любимым местом вашего питомца, вы вообразите, как телефон сам звонит вашей собаке. Засовывая кошелек в верхний ящик письменного стола, мысленно засунете в кошелек собственную персону. Не тратьте слишком много времени на придумывание идеальной ассоциации. Образ, который вы выберете, сам по себе не так важен, гораздо важнее то, что вы заставили себя думать о действии в тот момент, когда совершали его. Вы как будто «берете свой мозг за шкирку и заставляете его думать на нужную тему в нужный момент», как удачно описали это Лорейн и Лукас. В первый раз подобная техника покажется вам странной и, возможно, даже нелепой, но со временем вы привыкнете, и процесс выстраивания ассоциаций превратится в ритуал — в привычку, с которой вы не захотите расстаться, потому что она не раз или не два облегчит вам жизнь.

Бестселлер доктора Сьюза* «Чудесные места, куда ты отправишься!» (Oh, the Places You’ll Go!) давно стал классикой. Это замечательное напутствие для людей, вступающих в новую фазу своей жизни. Доктор Сьюз был настоящим гением во всем, что касалось сочинения запоминающихся историй, представляющих собой смесь абсурда, комедии, ритма и глупости. Его произведения по-прежнему пробуждают воображение и энтузиазм у миллионов читателей, как молодых, так и пожилых. Если вы способны хотя бы чуть-чуть подражать доктору Сьюзу, мысленно переносясь в дикие и странные места, то вам наверняка удастся обуздать самую эффективную и надежную из всех методик запоминания.

* Теодор Сьюз — американский детский писатель и мультипликатор. —Прим.ред.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.