Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструирование технологической карты проведения лабораторных работ






Основная функция, которую выполняют лабораторные рабо­ты, — практическое овладение учащимися обобщенными техни­ческими умениями.

Анализируя содержание лабораторных работ по общеотрасле­вым дисциплинам, нетрудно заметить, что в качестве обобщенных технических умений выступают методы. Для того чтобы выпол­нить любую лабораторную работу по исследованию электрических цепей, электрических машин, необходимо провести моделирова­ние схемы, измерение параметров, осуществить расчет и анализ режимов работы.

Планирование лабораторных работ осуществляется с помощью методических рекомендаций к проведению лабораторных работ по техническим дисциплинам. Рассмотрим традиционную струк­туру методики проведения лабораторных работ.

В методических рекомендациях указываются:

- тема лабораторной работы из программы по предмету;

- цель лабораторной работы (нужно учесть, что формулировки
целей часто расплывчаты и не нацеливают учащихся на конкрет­
ную деятельность);

- краткие теоретические положения (в этой части руководство
к проведению лабораторной работы дублирует содержание учеб­
ника);

- перечень оборудования и аппаратуры для проведения лабора­
торной работы;

- принципиальная (монтажная) схема проведения лаборатор­
ного исследования;

- порядок выполнения, краткое описание приемов деятельно­
сти учащихся, формы представления результатов измерений (таб­
лицы, диаграммы, графики);

- выводы по работе;

- контрольные вопросы.

Приведенная структура методических рекомендаций в настоя­щее время используется во всех типах учебных заведений (учили­щах, техникумах, вузах). В то же время нельзя признать, что она организует деятельность учащихся, не раскрывая логической по­следовательности выполнения операций и приемов проведения лабораторного исследования. Все ли учащиеся знакомятся с тео­ретическими положениями? Чаще всего не все. Учащиеся присту­пают к выполнению работы, не осознавая того, что должны по­лучить в результате исследования.

Чтобы изменить существующее положение, необходимо в ру­ководстве к лабораторным работам раскрыть программу проведе­ния исследования и всю последовательность выполняемых опера-


ций по определению параметров исследуемых электротехничес­ких устройств. При этом время лабораторной работы увеличивается до двух учебных часов. Например, при изучении цепей постоян­ного тока целесообразно объединить темы «Изучение последова­тельного соединения приемников электрической энергии и про­верка напряжения в отдельных приемниках по закону Ома» и «Изучение параллельного соединения приемников электрической энергии и проверка первого закона Кирхгофа» в одну «Изучение разветвленной электрической цепи постоянного тока с линейны­ми приемниками».

Формулируется цель проведения лабораторной работы. Затем указывается предмет исследования. Это необходимо для того, что­бы конкретизировать область исследования. Например: электри­ческая цепь постоянного тока, содержащая...; электрическая цепь, включающая...; электрическая машина, трехфазный трансфор­матор и т.д. Далее определяется метод исследования.

Ведущими методами исследования в технических дисциплинах являются: измерение, моделирование, анализ параметров элект­рических цепей, векторные диаграммы и т.д. Выбрав методы, уча­щиеся представляют выполняемые виды деятельности: все необ­ходимые электрические приборы (их типы); измерительные ком­плексы; источники напряжения; приемники (резисторы, лампы накаливания, конденсаторы, катушки индуктивности и др.); эле­менты управления.

После этого следует показать принципиальную схему исследо­вания, чтобы учащиеся понимали место подключения перечис­ленных приборов на лабораторном стенде.

Далее следует этап проведения лабораторной работы, который

включает:

- подбор аппаратуры;

- сборку электрической цепи;

- подключение источников питания.

Следующий, основной этап — проведение лабораторной рабо­ты. Он включает в себя перечень заданий. Содержанию задания соответствуют методы исследования и основные элементы конт­роля. Этот этап лучше всего представить в виде технологической карты (табл. 16).

Таблица 16






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.