Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструирование тестов по уровням усвоения






Для проверки усвоения учебной информации на первом уров­не должны использоваться тесты, требующие выполнения дея­тельности по узнаванию изучаемого объекта.

В тестах первого уровня выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как правильный ответ содержится в самом задании.

Тесты на опознание. В них одна существенная операция — вы­бор из альтернативы «ДА» — «НЕТ», т.е.р= 1. Например:

Является ли асинхронный двигатель электрической машиной пере­менного тока?

Эталон: «ДА», р = 1.

Тесты на различие. Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов. На­пример:

В каких единицах измеряется частота звукового сигнала в электриче­ской цепи?

Варианты ответов: а) В; б) Вт; в) кОм; г) Гц; д) А. Эталон: г) Гц, р= 1.

Тесты-классификации. Разновидностью тестов на различие являются тесты-классификации. В них соединены несколько тес­тов на различие. Например:

Укажите, какие из перечисленных формул расчета сопротивления цепи относятся к соответствующим электрическим цепям.

Электрические цепи:

а) цепи переменного тока, содержащие

последовательно соединенные R, L, С-эле-менты;

б) цепь переменного тока, содержащая конденсатор;

в) цепь постоянного тока, содержащая
параллельно соединенные резисторы;

г) цепь переменного тока, содержащая
последовательно соединенные R- и С-эле-
менты.

 

 

Эталон: 1 — в; 2 — г; 3 — б; 4 — а.

В тесты второго уровня включаются специальные зада­ния для проверки знаний, позволяющие воспроизвести инфор­мацию по изучаемым учебным элементам без опоры на помощь и подсказку извне.

Тесты подстановки. Наиболее простыми являются тесты-под­становки. В них, как правило, бывают пропущены ключевые по-


нятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста. Например:

Опишите конструкцию геркона (рисунок).

 

Эталон: 1 — контакт; 2 — контакт; 3 — корпус; 4 — катушка; р = 4.

Конструктивный тест. Другая разновидность тестов второго уров­ня — конструктивный тест. В него включаются задания, требую­щие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проана­лизировать явление; выполнить принципиальную схему. Напри­мер:

Дайте определение усилителя низкой частоты.

Возможный эталон: усилителем низкой частоты называется устройство, предназначенное для повышения мощности входного сигнала.

В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логи­ка операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испыту­емого.

Тест-типовая задача. Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т. е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех опе­раций. Например:

Первичная обмотка автотрансформатора имеет 1 000 витков, он вклю­чен в сеть переменного тока 220 В. Какое напряжение можно получить во вторичной обмотке с числом витков 10, 100, 500?

Эталон: 2, 2 В; 22 В; 110 В.

Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.

Тесты третьего уровня используются тогда, когда тре­буется определить умение учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике. Материалом для создания тестов третьего уровня могут быть зада­чи практического содержания или задачи с межпредметными свя­зями. Число существенных операций в тестах третьего уровня оп­ределяется по эталону.

Тест-нетиповая задача. Это разновидность тестов третьего уровня. Решение нетиповой задачи состоит, по существу, в сведении ее к

 

типовой задаче путем преобразования известных формул или на­хождения алгоритма решения. Например:

Четырехпроводная осветительная сеть получает питание по кабелю с линейным напряжением 380 В. В каждой из фаз А и В включено по 44 лампы, мощность одной лампы Р = 100 Вт. Определить токи в проводах кабеля до и после обрыва фазы А.

Мы не приводим здесь эталон, предоставляя возможность уча­щемуся самому найти правильное решение.

Тест «черный ящик». В него, как правило, включена проблем­ная ситуация, решение которой содержится в известных для уча­щихся материалах (знаниях и умениях). Опираясь на них, учащи­еся решают предложенное задание. Например:

Определите то, что находится в «черном ящике». «Через меня пропускают переменный ток. Чем больше его частота, тем меньше я сопротивляюсь его прохождению». Эталон: конденсатор.

Тестов последующего уровня в педагогической практике не существует, так как они характеризуются тем, что выявляют уме­ния учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько ре­шений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать.

С помощью тестов преподаватель может выявить професси­ональные знания и умения, а, рассчитав коэффициент усвоения, он измерит уровень сформированности знаний и умений. На основе коэффициента усвоения можно оценить знания и умения по удобной шкале оценки знаний учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.