Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационное обеспечение инвестиционных решений






 

Инвестиционная деятельность требует учета множества внешних и внутренних данных, что предполагает использование для ее регулиро­вания внешней и внутренней информационно-аналитической системы.

Внешняя информационно-аналитическая система аккумулирует следующие данные:

• нормативно-правовую информацию федеральных органов уп­равления экономикой (законы, указы, постановления), стратегическая задача которых—формировать благоприятный инвестиционный климат в стране в первую очередь за счет создания макроэкономических и пра­вовых условий для инвесторов. Задача инвестиционных менеджеров — отслеживать тенденции в данной сфере и пытаться вписаться в эту поли­тику. На сегодняшний день наиболее важными направлениями здесь яв­ляются создание финансово-промышленных групп и использование финан­сового лизинга в инвестиционной деятельности. (Это означает возмож­ность получения инвестором определенных льгот в этих случаях.);

• нормативно-правовую информацию субъектов Федерации — именно здесь приходится решать конкретные проблемы: создание и под­держание рабочих мест, строительство жилья, охрана окружающей сре­ды. Это требует создания местного благоприятного инвестиционного климата через местные налоговые льготы, программы поддержки от­дельных предприятий, производства отдельных социально значимых то­варов. Для этого прежде всего используют возможности льготного нало­гового режима. Так, в мае 1995 г. Законодательное собрание Тверской области приняло специальный Закон о льготном налогообложении мест­ных промышленных предприятий, на которых доля средств, привлечен­ных из-за пределов области (в объеме освоенных за год капиталовложе­ний), превышает 30%. Для них устанавливались льготы по налогу на прибыль, имущество и землю (в пределах платежей в местный бюджет). Такая политика характерна для администраций ряда регионов России и ведет к формированию своеобразных островков, где инвесторы чувству­ют себя относительно благоприятно;

• информацию межотраслевого характера, например об экологи­ческих аспектах инвестиционной деятельности. С 1993 г. в России дей­ствует Положение о государственной экологической экспертизе, в соот­ветствии с которым такой экспертизе подлежат в обязательном порядке технико-экономические обоснования и проекты на строительство, ре­конструкцию, модернизацию, техническое перевооружение независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Сюда же относится инфор­мация о порядке согласования проектной документации с теми или ины­ми организациями, получении права на осуществление деятельности и т.д. Полезность такой информации состоит в том, что она порождает уверенность в полноте данных и снижает вероятность возникновения до­полнительных затрат в будущем — в процессе реализации или эксплуа­тации проекта;

• налоговое законодательство и инструкции налоговых и финан­совых органов о порядке уплаты налогов, пошлин, платежей и сборов. Налоговая среда имеет особое значение, поэтому информация о всей системе налогов важна для правильной оценки эффективности инвестиционных решений. По действующей системе необходимо учесть следую­щие основные типы налогов: налог с продаж (НДС), налог на прибыль, налоги на активы (имущество, землю и т.д.), налоги на природные ресур­сы, налоги на заработную плату. По оценкам экспертов из Бюджетного комитета Государственной Думы России, сейчас приходится платить 23 федеральных налога и примерно такое же количество федеральных сборов, а также более 180 различных налогов и сборов, введенных ре­гиональными и местными органами власти. Поэтому важно принять во внимание соотношение между налогами разного уровня — от федераль­ного до местного, учесть возможные льготы по налогообложению и вари­анты его оптимизации;

• нормативно-методологическую информацию—стандарты (пра­вила) подготовки инвестиционных проектов или их бизнес-планов (опи­сание принятых в современной практике принципов и методов расчетов показателей эффективности, формы расчетных и итоговых таблиц и т.д.). Главным нормативным документом в данной сфере являются Мето­дические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных про­ектов и их отбору для финансирования. Этот документ вводит в практику инвестиционного анализа следующие главные моменты:

— моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

— анализ рынка, финансового состояния предприятия, претендую­щего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проек­та, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.;

— определение эффекта сопоставлением предстоящих результа­тов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал и других показателей;

— приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном пе­риоде;

— учет воздействия инфляции, задержек платежей и других фак­торов, влияющих на ценность используемых денежных средств;

— учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.

Здесь учтены не только черты рыночного хозяйства как такового, но и реалии переживаемого страной переходного периода (в том числе инфляция). Естественно, что в прежних методиках, предназначенных для централизованно планируемой экономики, не было таких понятий, как анализ рынка, доход на капитал, степень доверия к руководителям проекта или, скажем, интересы участников проекта. Главное в этом блоке информации — возможность грамотно, на основе современных подходов разработать и обосновать эффективность инвестиционного решения;

• стандарты внешней финансовой (бухгалтерской) и статистичес­кой отчетности как формы отражения будущих результатов реализации и осуществления проекта.

Часть данных из внешней информационно-аналитической среды (прежде всего нормативная информация на уровне федеральных орга­нов управления экономикой, налоговое законодательство) аккумулиру­ется в справочных системах (Консультант-плюс, Гарант), что облегчает деятельность менеджера по ее формированию и пополнению. Важно от­метить, что постепенно информация такого рода из регионов России так­же начинает появляться в справочных системах. Другую часть подбира­ет и обновляет менеджер.

Внутренняя информационно-аналитическая система — это сово­купность данных о предприятии: его организационно-техническом уров­не, кадрах, организации снабжения и положении на рынке, состоянии экономики и финансов.

Вся совокупность внешней и внутренней информации использует­ся для разработки плана инвестирования средств — бизнес-плана инве­стиционного проекта.

Подготовка бизнес-плана инвестиционного проекта

 

Любой серьезный инвестор требует представления материала по проекту в виде комплекса взаимосвязанных разделов с расчетами и до­кументов, в том числе организационно-правового характера. В мировой практике для этих целей используется бизнес-план документ, отра­жающий все аспекты будущего коммерческого предприятия, в котором анализируются все возможные проблемы и описываются способы их ре­шения. Такой грамотно разработанный документ может предостеречьотмногих будущих ошибок не только начинающего предпринимателя, но и опытного хозяйственника.

Западный опыт свидетельствует, что хорошо подготовленный биз­нес-план дает возможность найти дополнительные источники финанси­рования в десяти случаях из ста. В России подобной статистики пока нет, главным образом потому, что грамотные бизнес-планы способны со­ставлять не на многих предприятиях. Это достаточно дорогостоящее ме­роприятие, если речь идет об услугах пользующихся авторитетом западных консалтинговых фирм, или очень трудоемкое, если предприятие раз­рабатывает этот документ своими силами.

Наиболее трудным этапом является сбор и обработка информации о рынке — маркетинговые исследования. Рекомендуется привлекать к этой работе экспертов, которые помогут существенно снизить риск по­терь в эффективности проекта. Главная роль при подготовке такой ин­формации отводится службе сбыта, в функции которой входит система­тический сбор и анализ данных по всему спектру вопросов реализации продукции. Связанность этих проблем с оценкой тенденций развития от­расли и идентичных производств предполагает также привлечение к ра­боте инженерных подразделений предприятия.

Основные данные, собираемые на этом этапе, касаются тенденции развития отрасли, родственных предприятий, соответствующих произ­водств в регионах, где предполагается сбыт продукции.

Основная информация о главных конкурентах: номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции; рынки, на которых они работают, их доли в сбыте; конкурентоспособность выпускаемой ими продукции; политика цен; политика в области сбыта; характеристика производ­ственной базы.

Изучение спроса на продукцию предполагает оценку величины и структуры текущего спроса, перспективную оценку спроса на рынке с учетом всего срока эксплуатации проекта.

Еще один важный элемент — информация о ценах на продукцию, производимую по проекту. Решения по ценообразованию должны прини­маться на основе учета факторов как рыночного, так и производственно­го характера. При этом важно учесть все затраты, влияние брака, отхо­дов и других, кажущихся мелкими, но на самом деле существенных элементов издержек.

Очень важна информация о снабжении.

При анализе организации снабжения выделяют:

• оборудование для проекта. Инженерно-технологические подраз­деления, определяющие техническую политику предприятия, должны обеспечивать данные о технологии производства, стоимости, перечне необходимого оборудования (в том числе производственного, вспомога­тельного), запасах инструмента и запасных частей, предполагаемых по­ставщиках оборудования (включая оценку их как партнеров предприя­тия, способных выполнять договорные условия);

• службы, ответственные за формирование производственных за­пасов всех видов, должны собирать данные о необходимых сырье, нор­мативных запасах и ценах, в том числе:

— необработанных сырье и полуфабрикатах;

— обработанных промышленных материалах;

— комплектующих изделиях;

— вспомогательных материалах;

— вспомогательных производственных ресурсах и услугах;

— качестве сырья;

— графиках поставок;

— основных поставщиках сырья и гарантиях его поступления по необходимым для производства графикам;

— оценке рынка сырья.

Существует множество схем (структур) подготовки бизнес-плана, однако можно выделить основные (главный раздел — финансовый план). Представим структуру, разработанную на основе рекомендаций Российско-американского фонда предпринимательства.

1. Описание проекта.

1.1. Какой товар или услугу вы будете предлагать.

1.2. Как будут использованы деньги, полученные для проекта.

1.3. Новое производство или расширение существующего.

1.4. Что даст финансирование для увеличения объема продаж, производства, роста прибыли.

1.5. Описание наибольшего риска инвестирования в ваш проект.

1.6. Меры по снижению риска.

2. Краткие сведения о вашем предприятии.

2.1.История создания.

2.2. Основные владельцы.

2.3. Существующие достижения.

2.4. Основные трудности, пути их преодоления.

3. Характеристика руководства.

3.1. Основные данные о руководящих сотрудниках.

3.2. Описание их профессионального опыта и роста.

3.3. Организационные изменения на предприятии: когда были про­ведены и какие.

4. Более подробное описание продукции по проекту.

4.1. Характеристики продукции.

4.2. Процесс производства.

4.3. В чем уникальность продукции.

4.4. Возможности расширения производства в будущем.

4.5. Какие необходимы патенты, разрешения или лицензии.

4.6. Торговая марка — правовое обеспечение.

5. Характеристика работы предприятия.

5.1. Какое оборудование есть или арендуется.

5.2. Техническое состояние основных фондов.

5.3. Потребности в основном оборудовании для выпуска продук­ции.

5.4. Потребности в оборотных средствах.

6. Поставщики.

6.1. Характеристика сырья.

6.2. Число поставщиков, их месторасположение.

6.3. Проблемы с поставками в настоящий момент.

6.4. Как контролируется качество сырья.

7. Потребители.

7.1. Основные потребители.

7.2. Их месторасположение.

7.3. Экспорт.

7.4. Чем данное предприятие привлекательно для покупателей.

7.5. Доля рынка—перспективы роста.

7.6. Маркетинговая и рекламная деятельность.

8. Конкуренты.

8.1. Основные конкуренты. Их достоинства и недостатки.

8.2. Перспективы конкуренции.

8.3. Слабые стороны предприятия.

8.4. Меры по их устранению.

8.5. Сильные стороны данного предприятия.

9. Оценка текущих финансовых показателей.

9.1. Динамика основных финансовых показателей за последнее время.

9.2. Факторы изменения.

9.3. Характеристика активов предприятия.

10. План финансирования.

10.1. Факторы изменения финансового состояния.

10.2. Прогнозные характеристики финансовых показателей проек­та, опирающиеся на расчеты доходов и затрат.

10.3. Схема финансирования. Анализ рисков. Исследование устой­чивости проекта. Факторы, могущие отрицательно повлиять на будущее финансовое состояние. Меры преодоления их воздействия.

К бизнес-плану прилагаются юридические документы (уставные документы, права на владение или пользование ресурсами и т.д.).

После сбора информации, ее обработки и подготовки проекта биз­нес-плана целесообразно провести анализ данных по проекту с привле­чением соответствующих экспертов и получением их заключения.

Направления этого анализа таковы:

• технико-экономический анализ;

• маркетинговый анализ;

• институциональный анализ;

• социально-экономический анализ;

• экономико-экологический анализ;

• финансовый анализ.

В сферу технико-экономического анализа входит изучение мес­торасположения предприятия и вспомогательных производств, масшта­ба и сроков исполнения проекта, выбора технологического процесса, осуществления инжиниринговых мероприятий, графика реализации проекта и предприятия, оценки затрат, соответствия стандартам и нор­мам, снабжения, технической инфраструктуры и эксплуатации оборудо­вания.

Маркетинговый анализ это оценка коммерческих аспектов проекта, включающих закупочную деятельность и непосредственно сбыт. При институциональном анализе исследуют организационные факторы реализации проекта, а также проблемы подготовки кадров.

Социально-экономический анализ раскрывает социально-эко­номическое значение проекта, т.е. что дает проект с точки зрения сохра­нения или увеличения числа рабочих мест, условий работы и быта пер­сонала и т.д.

Экономико-экологический анализ предполагает изучение со­стояния окружающей среды предприятия, взаимовлияния этой среды и деятельности предприятия. Особенно важен финансовый анализ, ре­зультаты которого покажут финансовую эффективность проекта для всех его участников.

Базой для расчетов всех показателей эффективности инвестици­онных проектов являются данные о чистом потоке денежных средств, ко­торый определяется как разность текущих доходов (притоков) и расхо­дов (оттоков), связанных с реализацией инвестиционного проекта и измеряемых количеством денежных единиц в единицу времени. С финан­совой точки зрения потоки текущих доходов и расходов, а также чистый по­ток денежных средств полностью характеризуют инвестиционный проект.

Наряду с инвестициями в основные средства (здания, машины, оборудование и т.д.) при формировании потока денежных средств необ­ходимо учесть потребность создаваемого производства в оборотном ка­питале и ее изменение взависимости от масштабов деятельности и ряда других факторов (сезонности производства, потребности в запасах сы­рья, материалов, готовой продукции и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.