Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведение группы – виды групп, особенности построения работы с группой






 

Выше, в разделе «Методики преподавания» я рассматривала особенности подхода к группам разного возраста и разной мотивации. В этом разделе я больше сосредоточусь на вопросах структуры занятия и общей концепции ведения группового занятия.

В первую очередь, я бы хотела отметить, что существует несколько видов работы с группой, о которых я собираюсь писать здесь. Во-первых, это работа со своей группой, во-вторых, ведение семинара в чужом клубе, в-третьих важно разделение на информационный семинар и семинар, направленный на создание и отработку навыков у участников. А так же важна общая структура проведения групповой работы.

Самое первое, что должен сделать тренер, ведущий группу, это определить, какова цель этой группы. Выше я уже описала специфику работы с людьми, ориентированными на танцевание для себя, и с людьми, ориентированными на результат. Здесь я привожу комментарии по работе с танцорами-спортсменами.

Итак, такая группа может ставить своей целью получение новой информации – и это, как правило, выездной семинар, и, как правило, разовый. А другая группа, тоже спортивная, может ставить своей целью создание и отработку новых навыков движения. И, как правило, это своя собственная группа, которую тренер ведет постоянно. Конечно, это не обязательное условие, поскольку и в собственном клубе можно проводить информационные разовые семинары, и так же в чужом можно проводить регулярные тренинги по отработке навыков.

Когда цель группы определена еще до семинара, работа тренера сильно упрощается, однако когда-то бывает и самый первый раз, когда заранее неизвестно, чего именно ждет группа от ведущего, и чем именно он может быть ей по-настоящему полезен.

Таким образом, работа с группой, в первую очередь, строится по определенной схеме, в которую заложен этап знакомства и определение цели работы и интересов участников. Если же группа не первый раз собирается у данного ведущего, то этап знакомства исключается, но определение актуального интереса и потребности группы остается. В разных группах этот этап может строиться по-разному в зависимости еще и от возраста и профессионального уровня участников.

Для взрослых танцоров и тренеров, имеющих свое собственное представление о танце и точно понимающих, за какой именно информацией они пришли, занятие начнется с прояснения их профессионального уровня, знания и понимания темы, а так же с тех вопросов, с которыми они пришли на семинар. И это будет в больше степени теоретическая часть.

Для танцоров младшего возраста (и более низкого уровня) этот этап может быть полностью практическим с небольшими теоретическими отступлениями ведущего, направленными на то, чтобы уяснить ту степень понимания и компетенции в материале, которая присутствует у данной группы.

Я точно знаю, что подавляющая часть тренеров вообще не организует эту часть ведения группы, либо организует ее в одностороннем порядке, когда тренер смотрит на участников и делает одному ему понятные и известные выводы, не пользуясь обратной связью от участников. Под обратной связью в психологии понимается любой отклик, сомнение, вопрос, суждение, интерпретация (как интеллектуальная, так и через действие) того материала и на тот материал, который подает ведущий.

В чем промах ведущего, который не придает значения этой части работы.

Здесь следует пояснить, что при постановке цели семинары (теория или отработка навыка) важно понимать, какими средствами эта цель будет достигаться.

Если тренинг информационный, то это значит, что танцоры будут в дальнейшем самостоятельно создавать навыки движения теми способами, которые они изобретут сами или теми, которые изобретет их непосредственный тренер. И поскольку сама идея информативного тренинга подразумевает, что информация, в общем-то, подается быстро, если не требовать от участников немедленного усвоения, то это не такая уж большая и насыщенная работа. Как правило, чтобы просто информировать кого-то о чем-то, подать и доказать идею, не нужно очень много времени. И тогда, чтобы продлить количество оплачиваемых часов, тренер устраивает шоу под названием «Я танцую это так». Все смотрят, все восхищаются и для всех остается загадкой, что же он на самом деле делает, какие приемы использует для того, чтобы от слов «надо делать так» перейти к уже готовому варианту исполнения. Одни участники после такого семинара говорят «он загадочно талантлив», другие «он просто устроил шоу».

Я считаю, что такой семинар может быть проведен либо с целью завлечь как можно большее число танцоров на индивидуальный урок, либо потому, что сам тренер хорош, как танцор, а навыки преподавать попросту не умеет, либо это происходит тогда, когда приглашающая сторона не оговаривает эту сторону подачи материала.

Тем не менее, такой семинар чрезвычайно полезен любому, кто умеет думать сам, кому достаточно понять принцип и «схватить» картинку, чтобы эффективно работать самостоятельно.

Я по опыту знаю, что таких людей не очень много, и их проницательность и умение из крупиц информации создавать для себя огромное поле деятельности является основой их таланта, уникальности и успешности. Каждый тренер может назвать у себя в клубе максимум одного-двух таких учеников.

Поэтому более эффективным для долгосрочной работы с группой я считаю тренинг по отработке навыков. Его польза не только в том, что участник тут же делает то, о чем говорится, но и в том, что, благодаря такой работе быстро растет результат участников, вместе с ним растет имидж тренера, работающего в этом ключе, а вместе с имиджем растет его популярность и материальное благосостояние J.

Я так же знаю, что существует интуитивное представление о том, что качественно работать – это плодить себе конкурентов J. Можно придерживаться и этой позиции и продолжать зарывать свои таланты J.

Далее я буду описывать работу в группе, основной целью которой является отработка навыка. Я считаю эту модель группы наиболее сложной, а поэтому информация по этой теме имеет самый большой объем. Для того, чтобы адаптировать эту информацию к вашим целям и способам ведения групп, просто выбросите лишнее J.

Для примера я беру группу, в которую тренер приходит в первый раз, и это группа уже подготовленных танцоров. В некоторых местах я буду делать пояснения, нужно ли делать что-то подобное в регулярных группах и менее подготовленных, и как это делать.

 

Планирование

 

При подготовке к семинару важно, чтобы тренер точно представлял себе план занятия. И поэтому даже опытному тренеру рекомендуется записать его или хотя бы мысленно повторить несколько раз перед проведением группы.

Вот пример такого плана.

1. Вступление, знакомство (в регулярном семинаре – только вступление)

Во вступлении и знакомстве тренер рассказывает:

· кто он, каков его опыт работы в данном русле

· что именно он может и хочет предложить участникам

· как именно это будет им полезно

· какова общая тема семинара (если это многодневный семинар) и тема сегодняшнего тренинга в отдельности

· какие задачи он собирается ставить перед участниками, и какими средствами их собирается решать (показ композиции, разбор ее на фигуры, отработка каждого отдельного элемента на специальных упражнениях, посвящение в детали ведения и варианты актерского исполнения, например).

· будет ли теоретическая часть – про что она будет

· каковы правила поведения в группе на его семинаре

· каков интерес участников к данной теме и чего бы они сами хотели услышать, узнать, попробовать

2. После того, как первая часть закончена (а ниже я точно расскажу о том, как это понять J), тренер приступает ко второй. Если первая часть была целиком теоретической, то здесь можно удовлетворить свой тренерский интерес и посмотреть, что участники танцуют, что они умеют, где их слабое звено. Используя эту информацию, отталкиваясь от нее в дальнейшей подаче материала, тренеру удастся максимально удовлетворить потребности участников в его работе, тем самым, сделав работу максимально эффективной.

Понятно, что каждый тренер идет на семинар со своей заготовкой (о чем именно он будет говорить), однако наглядное представление об уровне участников может стать для него хорошей подсказкой о том, КАК именно об этом говорить.

3. Дальше тренер может поделиться своими наблюдениями о том, какие проблемы и позитивные (обязательно!) моменты он увидел, перечислить спектр тренировочных задач, с помощью которых можно решать увиденные им проблемы, и предложить участникам выбрать, над какой именно тренировочной задачей они бы хотели поработать. Здесь тренеру необходимо быть внимательным к тому, чтобы, во-первых, тренировочная задача перекликалась с его заявленной темой, во-вторых, чтобы выбрать для работы ту тренировочную задачу, за которую прозвучит больше голосов. Если вдруг голоса разделятся поровну или даже на три части, предложите очередность.

4. Основная часть. Здесь происходит собственно подача тренировочного материала, отработка его на различных упражнениях. Теория может чередоваться с практикой.

5. «Переваривание». Здесь тренер может интересоваться о том, все ли понятно участникам, какие возникли вопросы и отвечать на них.

6. Заключение. Здесь тренер может поделиться своим впечатлением от группы и своими наблюдениями, выслушать так же впечатления участников и в связи с ними определиться с планом работы на следующий тренировочный день или следующий семинар.

Специфика информационного тренинга заключается в том, что участнику не предлагается использовать его опыт для работы, а потому многие моменты перечисленного плана становятся лишними. Информация обычно подается на тренинге жестко структурировано – столько-то времени на освещение одного вопроса, столько-то на другой и столько-то для ответов на вопросы. Тогда как тренинг по отработке навыков строится от того, успели ли участники достаточно вникнуть в материал и готовы ли они продолжать. Если не успели и не готовы, тренер должен научиться жертвовать количеством материала ради качества его усвоения.

В детской группе или менее подготовленной группе, так же как и в других группах, важным является то, насколько усвоен материал, однако обратная связь эффективна не в виде ответов на вопрос: все ли вам понятно. Гораздо более эффективно в такой группе для тренера наблюдать за реакцией и движением участников и комментировать происходящее. Как правило, дети и не очень опытные танцоры еще не обладают достаточным осознаванием исполняемого материала и достаточным лексиконом для описания своего понимания происходящего, чтобы суметь задать точный вопрос или выразить свое непонимание. И здесь тогда залогом эффективности тренера становится умение применить огромный запас форм, приемов и методов для того, чтобы каждый из участников мог прочувствовать движение и осознать его.

По опыту работы с тренерами я представляю, что из перечисленного в плане наибольшее затруднение вызывает первый пункт (знакомство и вступление) и частично третий пункт, а именно: как соединить свою заготовку с потребностью участников. И эти моменты я хочу прокомментировать как можно более полно. Итак:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.