П/П
| Тематичний план
| Форма навчання
|
Всього
годин
| Денна
|
ПЗ
| СРС
|
1.
| Стратегии и тактики учебного текста. Понятия «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика» в научной литературе. Эпистемические стратегии УТ в авторитарном и конвергентном типах УПД. Метадискурсивные стратегии учебного текста. Коммуникативно-прагматические стратегии УПД.
Самостоятельная работа студента: написание фрагмента урока (обобщение, контроль) и его анализ с точки зрения способов реализации дискурсивных стратегий и тактик.
|
|
|
|
2.
| Интеграция текстов учебно-педагогического дискурса
Учитель как переводчик с языка науки и искусства на язык «обыденного сознания» школьников. Вертикальная и горизонтальная интеграция языков УПД. Межпредметная и внутрипредметная интеграция текстов УПД. Интегрированные уроки русского языка.
Интеграция текстов в системе ноосферного образования и «погружения».
Самостоятельная работа студента: написание фрагмента урока развития речи и его анализ с точки зрения способов реализации категории интегрированности.
|
|
|
|
3.
| «Учебный текст как поликодовая система
Понятие о поликодовых (креолизованных) текстах. Функции поликодовых текстов в УПД. Классификация поликодовых текстов. Креолизация и ее виды. Паралингвистические средства воздействия на учащихся. Типы гипертекста в учебно-педагогическом дискурсе. Мультимедийные тексты и их особенности. Стратегии чтения школьника в интернете
Самостоятельная работа студента: написание фрагмента урока и его анализ с точки зрения способов реализации категории поликодовости.
Контрольная точка №1
|
|
|
|
4.
| Сложные речевые жанры учебно-педагогического дискурса
Понятие «речевой жанр» в научной литературе. Классификация речевых жанров УПД. Организующие жанры УПД: типология упражнений по русскому языку
Самостоятельная работа студента: анализ жанровых особенностей учебных текстов
|
|
|
|
5.
| Моделирующие жанры УПД
Вступительное слово учителя. Заключительное слово учителя. «Слово учителя» (объяснение нового материала). Учебная беседа и ее виды. Учебная дискуссия
Самостоятельная работа студента: создание фрагмента УПД (объяснение нового материала).
|
|
|
|
6.
| Верификационные жанры УПД.
Виды контроля на уроках русского языка. СРЖ «опрос» и его разновидности. Тестирование на уроках русского языка. Типы тестов.
Самостоятельная работа студента: анализ «фотографии» урока с точки зрения его жанрового оформления
Контрольная точка №2
|
|
|
|
7.
| Простые РЖ учебно-педагогического дискурса. Эпистемические РЖ.
Понятие о простом речевом жанре УПД. Текстема как языковая основа ПРЖ. Описательные РЖ: представление объекта, называние существенных признаков, характеристика существенных признаков. Дефинирование, этимологизация термина, характеристика исключений, сравнение с другими объектами, классификация объектов и т. п. Историко-лингвистический комментарий и культуроведческий экскурс как жанры УПД. Объяснение и его разновидности.
Самостоятельная работа студента: составление и анализ конспекта урока с точки зрения его жанровых особенностей
|
|
|
|
8.
| Фатические РЖ учебно-педагогического дискурса. Оценочные жанры УПД.
Понятие «оценка» в лингвистической и педагогической литературе. Аксиологическая, (рациональная) парциальная, фиксированная и интегральная оценка. Риторические и нериторические РЖ оценки. Способы выражения позитивной и негативной оценки в речи учителя.
Самостоятельная работа студента: написание отзыва и рецензии как письменных оценочных жанров.
|
|
|
|
9.
| Побудительные и этикетные жанры речи педагога.
Мягкие и жесткие стратегии побуждения учащихся. РЖ команды, приказа, внушающего наставления, разрешения, запрещения, просбы и разрешения, совета и подбадривания
Этикетные РЖ учителя: приветствие, прощание, обращение, извинение.
Самостоятельная работа студента: анализ дискурса с точки зрения реализации в нем коммуникативно-прагматических стратегий учителя
Контрольная точка №3
|
|
|
|
10.
| Лингвистический «портрет» урока. Итоговый анализ текстов УПД с точки зрения текстово-дискурсивных категорий.
Контрольная работа
Самостоятельная работа студента: анализ фрагмента урока с точки зрения реализации текстово-дискурсивных категорий.
|
|
|
|