Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Из каких сложных и простых речевых жанров состоит приведенный ниже текст?






Тема урока:

«Переходные и непереходные глаголы»

6-й класс

 

1. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Сравним значение совершенного вида у глаголов читать – прочитать и расти – вырасти. У какого глагола значение завершенности действия совпадает с результативностью? ‑ Читать – прочитать можно книгу, письмо, рассказ, в результате появляются новые знания, вырасти – значит только завершить процесс роста, результата нет. ‑ С каким грамматическим явлением это связано? ‑ Такой вопрос мы задавали, когда говорили о видах глаголов. ‑ А сегодня тема нашего урока – переходные и непереходные глаголы.

2. Давайте рассмотрим иллюстрацию рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Выпишите из этого отрывка глаголы-сказуемые вместе с подлежащими, действие которых переходит на другой предмет (запись на кодоскопе или на доске).

Надзиратель Очумелов – идет?

Городовой – шагает?

Двери – глядят?

Нет таких глаголов? И правильно, ведь задача писателя – показать, что городок спит, событий нет никаких... Ну, идет себе куда-то Очумелов, а за ним городовой шагает…... Скучно...… Да и настоящее «действующее лицо» еще не появилось. А теперь то же самое задание выполним в следующем отрывке.

(Человек) падает на землю и хватает собаку за задние лапы... Стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.

ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ и ХВАТАЕТ СОБАКУ за задние лапы...

ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ПАЛЕЦ...

Ну что ж, появились настоящие «действующие лица» – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине и золотых дел мастер Хрюкин. А вместе с ними – и такие глаголы, для которых недостаточно было одного действующего лица – подлежащего, как в случае с Очумеловым или городовым. Ведь если Хрюкин ХВАТАЕТ, так обязательно кого? (в данном случае СОБАКУ) или что? (например, палку); если ПОКАЗЫВАЕТ, так тоже кого? (например, сестру) или что? (ПАЛЕЦ).

 

Вот мы и познакомились с переходными и непереходными глаголами. Итак, дайте определение, какие же глаголы мы будем называть переходными, а какие – непереходными. Вы можете проверить свое определение по учебнику. В каком падеже должно стоять существительное при переходном глаголе? Может ли быть предлог в этом словосочетании?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.