Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. Прочитйте информацию о видах контроля знаний на уроках русского языка. Дополните таблицу №1.






Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.

Итак, начну с небольших по объему и таких привычных словарных диктантов и тестов по русскому языку. Безусловно, для учителя-словесника очевидны их преимущества в качестве промежуточного (пограничного) контроля знаний после изучения определенной темы: и на проведение, и на проверку уходит совсем немного времени. Только вот ученики, даже самые старательные и целеустремленные, часто без энтузиазма к ним относятся: «Опять словарный диктант (тест)!». Мне хочется рассказать об одном педагогическом приеме, возможно, не столь значительном, но который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить эти небольшие контрольные работы и воспринимать их как увлекательную игру. В начале учебного года мы наклеиваем на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради (для плановых работ существуют отдельные) два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой – «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей», «Бумага для офисов». 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже дается шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов» уже с хорошей оценкой. Да, конечно, несколько увеличивается объем проверки, но зато результат превосходит все ожидания. Здоровая конкуренция заставляет ребят постоянно стремиться к пополнению 1-го конверта, а значит, работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки. Удивительно, что и старшеклассники с интересом относятся к этой идее. Для них я готовлю подборки из словарных слов, часто встречающихся в вузовских тестах, из литературоведческих терминов и др.

Еще один вариант контрольных работ, который я использую на уроках русского языка, ‑ это зашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6-м классе я таинственно сообщаю ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях, чтобы информация не просочилась к ученикам 6А (Б, В), которые еще их не изучали». На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно начинаю диктовать: «Не кричи, ‑ сказала мама, ‑ был бы ты воспитанным человеком, ты никогда не повышал бы голоса». «А я и не кричу, ‑ ответил я, ‑ просто мне нравится, когда голос звучит по-командирски. Эх, если я стал бы вдруг генералом, мне никто тогда не сказал бы: «Не кричи!» В тетрадях появляется запись: п и у у и и и и у у п. Конечно, комментируя оценки за диктант-«шифровку», учитель не забудет об элементах игры и скажет: «Жаль, что не все поняли наш тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками (агентами и т. д.), нужно обязательно еще раз прочитать параграф и выполнить упражнение номер…».

После изучения какой-либо темы даю детям задание: написать небольшую по объёму творческую работу (монолог, этюд, сказку, мини-сочинение и т.д.) с определённым грамматическим заданием (темы работ стараюсь подбирать интересные). Например, шестиклассники после изучения темы «Условное наклонение глагола» пишут сочинение под названием «Бы…» (по аналогии с рассказом В. Драгунского), естественно, используя глаголы условного наклонения. Если в рассказе писателя главный герой, мальчик, однажды представил себя на месте родителей, а родителей на месте детей, то учащиеся должны поставить себя на место учителей, а учителей на место учеников. Такое задание вызывает бурную радость. Фантазия учащихся бьёт ключом! Подобныетворческие работы можно предложить учащимся после изучения многих тем, так как считаю их очень эффективными в том плане, что, во-первых, проверяется уровень усвоения темы, во-вторых, ведется работа по развитию речи, в-третьих, прививается интерес к так не любимому учениками виду письменной работы ‑ сочинению.

Еще один вариант контрольных работ, который я использую на уроках русского языка, ‑ это зашифрованные слова. Обычно такую работу я провожу при завершении изучения какой-либо части речи. Скучное занятие ‑ морфологический разбор! А если в начале урока таинственно сообщить, например, шестиклассникам, что необходимо зашифровать все, что они знают о глаголе, чтобы информация не просочилась к ученикам других классов, и раздать матрицы ‑ таблицы с кодом грамматических признаков глагола, задание вызывает большую заинтересованность. Работа проходит очень активно, даже слабые учащиеся показывают неплохие результаты. Например, вот как выглядит зашифрованное слово убежала – 12-10-13-00, если работать по указанной ниже матрице.

Вид Спряж. Перех. Накл-ие Время Лицо Число Род Код
Несов.   Перех Изъяв. Настоящ.   Един. Жен.  
Соверш.   Неперех. Повелит. Прошед.   Множ. Муж.  
  Р   Условн. Будущ.     Сред.  
--------- ---- ---------- --------- --------- ---- ------ -----  

Конечно, комментируя оценки за задание-«шифровку», учитель не забудет об элементах игры и скажет: «Жаль, что не все поняли наш тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками (агентами и т. д.), нужно обязательно еще раз повторить параграф(ы)…»

Конечно, нельзя не упомянуть об использовании на уроках раздаточного материала с заданиями и вопросами различного уровня сложности.Уже много лет в своей работе успешно применяю перфопапки, которые представляют из себя небольшую сложенную пополам плотную бумагу с прорезями, в которые вписываются нужные буквы, окончания, слова, знаки препинания, номера правильных ответов и т.д. Перфопапки применимы на различных этапах урока: для проверки домашнего задания, для проверки качества усвоения знаний, формирования новых понятий, при закреплении материала, для контроля знаний, умений и навыков, в качестве дополнительных заданий. Метод позволяет за короткое время поставить объективную оценку каждому ученику за знание, понимание и применение правил. У меня разработана целая система перфопапок по многим темам, начиная с правописания приставок до знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. А также составлены перфопапки на основе заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Часто такой вид контроля знаний, как домашнее задание, имеет творческий характер. Например, после изучения темы «Стили речи» часть учащихся (обычно слабые) должны составить карточки с отрывками из текстов разных стилей, а другая часть - изложить какую-нибудь известную сказку в публицистическом, научном, разговорном или в официально-деловом стиле. Приведу небольшие отрывки из работ: «Из милицейского протокола: «… обвиняемый Волк в отсутствие гражданки Козы обманным путём проник в жилище потерпевшей и по отношению к несовершеннолетним детям потерпевшей Козы …совершил преступные действия, нанеся тем самым потерпевшей материальный и моральный ущерб..» («Волк и семеро козлят») или же следующий отрывок: «Мучное изделие округлой формы совершало вращательные движения по наклонной плоскости. В направлении, противоположном данному телу, передвигалось хищное животное семейства псовых…» («Колобок»). С такой работой справятся только сильные учащиеся. Потому что, помимо того, что они знают об особенностях и функциях каждого стиля речи, они должны иметь навыки владения этими стилями речи.

Или же даю учащимся среднего звена задание на дом следующего типа: показать правила наглядно, т. е. нарисовать. Ведь недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю». Если ребенок успешно справился с заданием, это говорит о том, что материал урока он усвоил. Эти самодельные пособия и рисунки помогают мне и при проведении уроков-повторений. (Материалы сайта «1 сентября»).

Задание 2. Найдите в интернете (сайты «1 сентября», gramota.ru и др.) информацию о методе проектов. Проанализируйте приведенный ниже текст школьников. Какую исследовательскую задачу поставил учитель перед старшеклассниками? Предложите другие темы для «проектов»учащихся (на материале русского языка) – не менее 10.

 

Тема нашего исследования — «Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация». К проведению этого исследования нас побудило то, что везде: в маршрутных автобусах, на рекламных вывесках, на упаковках — появляется большое количество ошибок. Мы хотим выдвинуть лозунг: «Ошибка — враг человека!» Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили наш проект.

Начнём с ужаснувшего нас примера. В школьных дневниках, подаренных детям мэрией, обнаружилось 80 опечаток. Пример говорит о катастрофически пренебрежительном отношении к родному языку, и эта ситуация не единственная. Мы собираем вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные слоганы, ценники, объявления в маршрутных автобусах, названия магазинов и т. п. Все найденные ошибки мы классифицируем по группам. Перечислим виды ошибок, приводя по нескольку примеров из собранного нами «альбома».

Виды ошибок

1. Орфографические. Например, на упаковке печенья «Юбилейное» написано «наября», на упаковке вермишели быстрого приготовления «Милана» — «расчитан», на пакете из-под постельного белья — «самоклеющаяся плёнка».

2. Пунктуационные. В маршрутном такси видим надпись: «Справки незаверенные у нотариуса не действительны». Здесь 4 ошибки: 2 орфографические (НЕ с причастиями и прилагательными) и 2 пунктуационные (не выделен причастный оборот).

3. Грамматические. Например, на упаковке майонеза напечатано «Золотая семечка», хотя существительное «семечко» среднего рода. В инструкции по применению лекарства предлагают принять «одну леденцу», не считаясь с тем, что существительное «леденец» мужского рода. В рекламе йогурта он превозносится как «очень фруктовый», но «фруктовый» — относительное прилагательное и не может сочетаться со словом «очень».

4. Речевые. В одном из маршрутных автобусов можно прочитать надпись: «В ночное время проезд увеличен в 1, 5 раза». Неясно, зачем пассажирам кататься в 1, 5 раза дольше, если на самом деле речь идёт о цене проезда.

5. Семантические. Например, на рекламном плакате «Гарри Потер» написано с одной буквой «т», а тушёнка называется «мясом говядины» (а ведь говядина — это и есть мясо крупного рогатого скота).

6. Логические. Рекламные объявления: «Дюпор Люба. Гадание в лучших французских традициях. Патологии в роду». Неясно, лечит ли гадалка от патологий в роду, наводит их или у неё самой в роду эти патологии. (Налицо пропуск звена в объяснении.) А реклама языковой школы «Терра» предлагает следующее: «По окончании свободного владения языком, подтверждаемое сертификатом ВГУ». То есть если до посещения этой школы ты и умел говорить хоть на каком-то языке, то после обучения разучишься, что и подтвердят сертификатом. Видно, и само объявление составлено человеком, прошедшим обучение в школе «Терра»: столько в нём грамматических и логических ошибок!

7. Несуществующее написание. Магазин имеет название «Прем’ер керамик», хотя апостроф вместо мягкого знака употребляться в русском языке не может.

8. Смешение латиницы и кириллицы. Например, в названиях магазинов «Другая muzыка», «Клаssные джинсы», «Zанзибар».

Причины возникновения ошибок.

Безграмотность. Мы очень часто обнаруживаем ошибки на стендах, упаковках, в газетах, в маршрутных автобусах и т. д. Все они возникают из-за беспечного подбора сотрудников. У многих из этих людей нет хорошего образования, и зачастую по этой причине совершаются глупые ошибки, которые меняют смысл слов, а иногда и предложений.

Намеренное воздействие. Нередко встречаются ошибки, допущенные намеренно. Они служат для привлечения внимания покупателей: для выделения товара с помощью нелепых ошибок или чрезмерного преувеличения. Тогда «ошибка» превращается в специальный приём. Например, в рекламе «Пиво по-руски» или в рекламе такси «Fox» — «25 часов».

Борьба против ошибок. Как мы предлагаем бороться с ошибками? Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.

Провели сбор материалов и подготовили отчёт Зарета Есиева, Олеся Родионова, Лидия Шишкина«.

Задание 3. Составьте разные виды тестов по разделам: 1) «Односоставные предложения», 2) «Главные и второчтепенные члены предложения» ‑ по вариантам (фамилии студентов под четными и нечетными номерами в акад. журнале).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.