Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Верификационные жанры УПД






План

  1. Виды контроля на уроках русского языка
  2. СРЖ «опрос» и его разновидности
  3. Тестирование на уроках русского языка. Типы тестов.

 

Цель верификационных жанров УПД – контроль знаний, умений и навыков учащихся.

Таблица 1

Предварительный контроль (опрос) направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться Текущий контрольосуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.   Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Итоговый контрольпроводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения.
Индивидуальный опрос Коллективный опрос Фронтальный Комбинированный опрос Уплотненный (с работой по карточкам)   Срез Диктанты. / Списывание Письмо по памяти Блицопрос Контрольная работа   ПР (проверочные работы) СР (самостоятельная работа) ГР (грамматический разбор) Работа над ошибками Диктант с ошибками Зачет   Контрольная работа Тестирование Экзамен Защита проекта  

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

• внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

• взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

• самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Одним из самых распространенных верификационных РЖ является опрос.

По форме он бывает устным, письменным и компьютерным (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); по количеству опрашиваемых – индивидуальным, письменным коллективным, устным фронтальным, уплотненным (комбиинированным); по времени проверки – предварительным, текущим и итоговым (в том числе тематическим); по степени охвата учебного материала проверка знаний, умений и навыков может быть сплошной и выборочной и т. д.

Фронтальный опрос (фронтальная беседа) – полиадресатный жанр УПД. Его основная задача – мобилизовать внимание учащихся, восстановить в их памяти изученный ранее теоретический материал. Фиксируется, главным образом, не уровень знаний, а активность. Учащимся предлагаются дробные вопросы, предполагающие краткие, односложные ответы.

Коллективный опрос осуществляется в форме письменных проверочных работ: диктантов разных типов, грамматических контрольных работ, работ с использованием перфокарт /перфоконвертов, компьютерных проверяющих программ.

Индивидуальный опрос может быть устным (в том числе «тихим») и письменным.

Устный опрос используется для проверки усвоения формулировок понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения приводить факты, подтверждающие то или иное положение. Он имеет трехчастную структуру и состоит из вопроса преподавателя и устного монологического ответа учащегося (по плану, данному учителем; по самостоятельно составленному плану; по обобщающей таблице; по опорным примерам, с использованием карточки контроля знаний и т. д.), завершающегося комментарием (развернутой оценкой) учителя. Разновидностью является «тихий опрос», предназначенный для интравертов или слабых учеников (ответ проговаривается на диктофон, а запись анализируется учителем во время самостоятельной работы класса или после урока).

Письменный индивидуальный опрос предназначен для проверки умений и навыков по определенной теме или разделу. Это небольшие по объему письменные тексты (от текстов-примитивов до связных текстов), предполагающие анализ языковых явлений. Контроль осуществляет учитель, сам учащийся (самоконтроль) с помощью карточек-информаторов, т. е. карточек справочного характера, технических средств обучения (специальной компьютерной программы). Активно используется взаимопроверка (при работе в парах) с опорой на образец. Нередко к проверке задания привлекаются учащиеся-консультанты. Для активизации внимания всех учащихся к ответу одноклассника практикуется его рецензирование, воспроизведение в виде тезисов, развернутого плана, примеров и других видов вторичного текста.

«Уплотненный» (комбинированный) опрос – это сочетание фронтального и индивидуального опросов. Предполагается работа с карточками.

Важным жанром УПД является тестирование. Основная его цель – получение информации об уровне знаний и навыков учащихся на определенном этапе обучения. Лингводидактическое тестирование состоит из системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тестирование выполняет в УПД три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля.

В соответствии с содержательно-временными параметрами коммуникативной ситуации различаются следующие виды тестирования:

а) текущее и оперативное: выявляется исходный уровень готовности школьника к дальнейшему обучению, проверяется качество усвоения знаний по определенным темам и разделам учебной программы;

б) рубежное: проводится в период тематической аттестации;

в) итоговое: проводится в конце семестра или учебного года;

г) тренинговое тестирование является обучающей программой для самостоятельной работы учащихся над учебной темой.

Тестирование как сложный РЖ включает в себя следующие тексты:

  • метатекст, имеющий следующую структуру: а) инструкцию по выполнению задания; б) основное содержание задания, где формулируется проблема, задача; в) эталонный ответ и правила оценки его выполнения;
  • вторичный текст учащегося с выполненными заданиями;
  • контрольно-оценочный текст педагога.

Типы тестов определяются на основе разнообразных критериев.

I. С точки зрения целей применения выделяют:

а) тесты-достижения: объектом контроля может выступать усвоение изученного материала (лексического, грамматического, фонетического), а также разнообразные умения и навыки. Эти тесты составляют точно по программе и используют для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля. Можно разделить тесты достижений ещё на две группы: тест процесса, предназначенный для текущего контроля успеваемости, и собственно тест достижений, предназначенный для итогового контроля;

б) критериально-ориентированные тесты, позволяющие сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков (чаще всего используются для разделения испытуемых на две группы: усвоивших и не усвоивших необходимый навык на базе определенной области содержания);

в) нормативно-ориентированные тесты, сравнивающие испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;

г) аттестационные тесты, определяющие степень обученности;

д) тесты прогнозирования результатов обучения.

II. В зависимости от характера деятельности испытуемого при выполнении теста различают:

1. Закрытые задания (с выбором ответов). Инструкция для такой формы тестов такова: Обведите (обозначьте крестиком) номер (букву) правильного ответа. Или: Укажите простое предложение. Или: Выберите предложение с инверсией. Они имеют несколько разновидностей:

а) с выбором одного правильного ответа;

б) задания альтернативных ответов (с двумя вариантами ответов: да/нет);

в) с выбором одного неправильного ответа;

г) задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть понимания связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами, классами и др.; далее предлагается два множества в виде списков элементов: слева ‑ элементы задающего множества (постановка проблемы), которые кодируются с помощью цифр, справа ‑ элементы, которые надо выбрать по принципу соответствия, кодируются буквами русского алфавита: Установите соответствие между существительным и его родом:

Несклоняемое существительное Род
такси ж.р.
салями ср.р.
торнадо м.р.

д) задания на ранжирование предназначены для проверки знаний последовательности определенных действий, процессов, алгоритмов выполнения, последовательности событий во времени и др.: У становите порядок слов в соответствии с последовательностью словообразования, обозначив направление производности стрелкой;

е) задания с выбором нескольких правильных ответов (множественного выбора): выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных (могут быть выражены в форме ответа на определенный вопрос или в форме предложений): Обведите номера всех правильных ответов;

ж) задания в тесте-выборке связаны с разного рода классификациями языковых единиц (требуется выделить единицы определенного типа по одному основанию), исключением лишнего компонента ряда, дополнением ряда (но лишь в том случае, если даны справочные материалы): Отметить во фразе все звонкие согласные.

2. Задания с открытым ответом:

а) задания свободного изложения;

б) задания-дополнения (ответ формулируется самим тестируемым): Слог, который произносится с большой силой, называется_______. Составляются из определений, правил, алгоритмов и т. д. путем замены в нем ключевого слова на прочерк. В инструкции содержится общее указание дополните, дополнить: задания на завершение; задания с коротким или расширенным ответом.

3. Комбинированные тесты.

III. В зависимости от используемых знаковых систем тесты бывают собственно вербальными (вопросы, утверждения и отдельные лексические единицы) и креолизованными (сопровождаются рисунками, схемами, шрифтовими выделениями и пр.).

IV. С обратной связью (содержание и форма текущего тестового задания зависят от ответов испытуемого на предыдущее) или без нее.

V. По статусу контролируемой программы различают стандартизированные тесты, прошедшие экспериментальную проверку для установления определенных норм, апробированные на большом контингенте тестируемых и имеющие стабильные показатели качества, и преподавательские тесты, предназначенные для учащихся определенного класса (тестовая контрольная работа).

VI. По характеру контролируемой компетенции: тесты языковой (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические), речевой, коммуникативной и социокультурной компетенции; смешанные.

В отличие от обычной контрольной работы тестовые задания представляют собой не вопросы и не задачи, а утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Язык заданий однозначный (для испытуемого) и лаконичный.

Ответы к заданиям теста во вторичном тексте учащегося могут находиться в разных отношениях друг к другу: а) противопоставления, противоположности, когда выбор одного из них в качестве верного является утверждением ошибочности всех остальных; б) равноправия, когда верными могут оказаться несколько из предложенных ответов; в) дополнения друг друга, когда только несколько отобранных ответов в сумме дают законченный ответ на поставленный в задании вопрос.

До сих пор речь шла о тестах, созданных на базе учебно-научных УТ. На основе дидактических УТ могут быть созданы следующие виды тестов:

· тесты, направленные на контроль понимания авторского концепта;

· тесты, направленные на контроль логической информации;

· тесты на понимание культурологической, литературоведческой информации;

· тесты на понимание структуры текста, значений слов;

· тесты на обобщение информации;

· тесты на выделение информации и пр.

Подводя итог, отметим, что тестирование является одним из непременных условий современного учебного процесса, оно развивается и совершенствуется с развитием обучения русскому и украинскому языкам. Несмотря на важность этого жанра УПД, многие авторы школьных учебников его игнорируют. Единственным исключением является учебник для 8 класса (Л.В. Давыдюк, В.И. Стативка), все разделы которого завершаются контрольным тестированием. Здесь представлены языковые закрытые тесты с выбором одного правильного ответа, с альтернативным ответом, с выбором одного неправильного ответа, задания множественного выбора.

В связи с внедрением в учебный процесс электронных средств коммуникации и дистанционного обучения роль тестирования как РЖ будет неизменно возрастать.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.