Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпистемические РЖ. Организующие жанры УПД






К организующим жанрам относятся упражнения, основное назначение которых – формирование и совершенствование умений и навыков. Существуют разные подходы к классификации упражнений, которые строятся по ряду оснований: структурно-компонентный состав задания; деятельность учащегося; деятельность учителя; содержание и структура образования.

1. Классификации, ориентированные на содержание изучаемого лингвистического материала: стилистические, орфографические, грамматические, фонетические и пр. Например, собственно стилистические упражнения могут быть следующими: стилистический анализ, редактирование, парафраз предложения и текста, конструирование стилистически дифференцированных предложений, изложение-миниатюра со стилистическим заданием, стилистический этюд и др.

2. Классификации, ориентированные на характер познавательной деятельности школьника: упражнения репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.. Частично-поисковые задания рассчитаны на «открытие» учащимися уже познанного, известного науке: 1. Как вы думаете, под влиянием чего возникло написание разных гласных в одном и том же корне в следующих словах: выиграть – разыграть, выискать – подыскать? Почему эти слова трудны для написания? 2. Попытайтесь определить, как произошло слово чёлка, и сделайте вывод о роли словообразовательного анализа для выбора правильного написания). Они разграничиваются на а) проблемные задания с опознавательной функцией (Какая часть речи слово «смел»: Как он смел! Как он смел?) и задания с объяснительной функцией (Докажите, что в системе частей речи имена противостоят глаголам) и б) занимательные (игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены и пр.). Исследовательские задания предполагают отдельные новые наблюдения, некоторые новые идеи (естественно, в рамках, посильных для школьника): Понаблюдайте за речью своих одноклассников. Определите, употребляют ли они школьный сленг. Запишите сленговые слова и выражения. Назовите источники пополнения сленга (из жаргона наркоманов, воров, из компьютерного сленга и др.). Покажите, как переосмысливаются известные слова и выражения.

3. Классификации, ориентированные на: а) степень сложности деятельности учащегося; б) степень самостоятельности в формировании умений и навыков.

Предварительные (пропедевтические) упражненияслужат актуализации опорных знаний, умений, то есть тех, которые были освоены школьниками ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Например, перед знакомством с чередующимися гласными И-Е в корне учитель предлагает ученикам вспомнить и другие правила написания гласной в данной морфеме. Предварительные упражнения ориентированы на коллективного адресата.

Вводные (иллюстративные) упражнения предназначены либо для теоретического пояснения, либо для показа действия. В обоих случаях они выполняются учителем, хотя ученики могут принимать участие в обсуждении объясняемого материала.

Пробные упражнения используются для профилактики ошибок. Традиционно их выполняют все ученики одновременно с последующим сравнением результата с записью на классной доске (или экране).

Закрепительные упражненияспособствуют формированию умения школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие.

Повторительно-обобщающие упражненияпомогают систематизировать и обобщить теоретические сведения, совершенствуют умения включать новые знания в систему уже известных языковых понятий.

Контрольные упражнениямогут быть либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Эти зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.

4. С точки зрения форм речевой деятельности (говорение, письмо) все упражнения делятся на диктанты, списывания, творческие упражнения.

5. Классификации, построенные на этапах позвательной деятельности учащихся при изучении лингвистического явления: 1) аналитические, 2) аналитико-синтетические и 3) синтетические.

Приведем пример. Составьте простые предложения, в которых есть: а) две запятые; б) две запятые, тире и двоеточие. Это 1) пунктуационное упражнение, 2) частично-поисковое (проблемное с опознавательной функцией), 3) повторительно-обобщающее, 4) творческое, 5) синтетическое.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

  1. Докажите, что понятие «речевой жанр» является родовым для видовых понятий «тип текста» (текстема) и «жанр дискурса».
  2. По каким основаниям производится классификация жанров УПД?
  3. Назовите РЖ учебно-педагогического дискурса.
  4. Назовите типы упражнений, используемых на уроках русского языка.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.