Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Покажите разницу в методологическом субтексте при использовании разных методов обучения. Тема урока – «Причастие как особая форма глагола».






1.

Учитель: Сегодня мы будем изучать своеобразную часть речи. Но сначала поработаем с текстом. Прочитайте текст и найдите в нем однокоренные слова. Сделайте их морфологический разбор.

КАЛИНА

Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные, но в рот не просятся – слишком горьки. Вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость. В большом почете у людей калина с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка” (по А. Удовицкому, Ю. Лаптеву, Ю. Тринклеру).

Учащиеся:

1 ученик: Краснеет (что делает?). Глагол настоящего времени, несовершенный вид, невозвратный, сказуемое.

2 ученик: Красные (какие?). Имя прилагательное, качественное, множествен. число, именительн. падеж, определение.

3 ученик: Краснеющими. Имя прилагательное, качественное, множествен. число, именительн. падеж, определение.

Учитель: Неплохо. Подумайте, какова разница между этими прилагательными?

Ученики: ‑ Красный всегда красный. ‑ Это постоянный признак предмета. – А краснеющий обозначает, что ягода только начинает краснеть.

Учитель: Хорошо, замените слово краснеющий словосочетанием, близким по значению. Ученики: Который краснеет.

Учитель: Признак какой части речи налицо?

Ученики: Глагола.

Учитель: Как вы думаете, от какого слова образовано краснеющий?

Ученик. Краснеть.

Учитель: Точнее, от краснеет, от глагола настоящего времени. Иными словами, это особая форма глагола. Скажите, а в чем ее особенность?

Ученики: Она похожа и на прилагательное, и на глагол.

Учитель: Верно. Назовите признаки прилагательного.

Ученики: ‑ Как прилагательное отвечает на вопрос какой? – Изменяется по родам, числам и падежам. – В предложении является определением.

Учитель.: Назовите признаки глагола. Сравните: краснеющий и красневший, покраснеть → покрасневший.

Ученики: ‑ У них есть настоящее (краснеющий) и прошедшее (красневший) время.

Учитель: А вид можно определить? От какого глагола образуется слово краснеющий? Какого вида?

Ученики: Краснеть. Несовершенного вида.

Учитель: А покрасневший?

Ученик: Покраснеть. Что сделать? Совершенного.

Учитель: Слова краснеющий, красневший. покрасневший ‑ это причастия. А теперь сделайте вывод: что представляет собой эта особая форма глагола.

Ученики: ‑ Причастие ‑ это особая форма глагола, средняя между глаголом и прилагательным. – Как прилагательное, оно изменяется по родам, числам и падежам. – И в предложении является определением. – А как глагол имеет совершенный или несовершенный вид и время, прошедшее или настоящее.

Учитель: Молодцы! Вы назвали основные признаки причастия. А теперь сопоставим ваши выводы с определением в учебнике. О чем вы не сказали?

2.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучение новой части речи – причастия. Запишите тему урока. Сейчас я вам буду рассказывать о причастии, а вы будете составлять план. Начали.

1. Причастие — особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Посмотрите на доску. Здесь записано несколько предложений с выделенными причастиями.

1) Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст, и важна должна быть причина, его к тому побудившая.

2) Трава давно не кошена.

‑ Прочитайте первое предложение. – (Ученик читает). – Назовите причастия. Какими членами предложения они являются? – Определениями. – Прочитайте второе предложение. Какова синтаксическая роль причастия? – Сказуемое. – Так. Синтаксическую функцию мы определили.

3. А теперь поговорим о морфологических признаках. Причастие совмещает

морфологические признаки глагола и прилагательного.

Посмотрите на таблицу.

ПРИЧАСТИЕ

Признаки глагола:

вид:

решившийся — решиться, побудившая — побудить (сов.в.),

засыпающего — засыпать, волнуемый — волновать (несов.в.);

переходность:

поющий (кого? что?) песню — бегущий, летящий;

возвратност ь:

поднимавший груз (невозвр.) — поднимавшийся по лестнице (возвр.);

залог:

атакующий противника (действительный) — атакуемый противником (страдательный),

время:

сидящий (наст. вр.) — сидевший (прош. вр.),

ведомый (наст.вр.) — приведённый (прош.вр.).

ВНИМАНИЕ!

Причастия не имеют формы будущего времени!

Признаки прилагательного:

общее значение ( признак предмета):

какой? синий дом — синеющий простор,

какая? плакучая ива — плачущая девчушка,

какое? весомое замечание — висевшее ружьё;

род (изменяются по родам):

слушающий — слушающая — слушающее,

прочитанный — прочитанная — прочитанное;

число (изменяются по числам):

несущий — несущие, спрягаемый — спрягаемые,

спавший — спавшие, прочитанный — прочитанные;

падеж (изменяются по падежам):

сказавший — сказавшего — сказавшему — сказавшим — сказавшем,

бегущий — бегущего — бегущему — бегущим — бегущем;

склонение (склоняются по тем же моделям):

вечерн-ий — вечереющ-ий, вечерн-его — вечереющ-его, вечерн-ему — вечереющ-ему,

зелен-ый — гоним-ый, зелен-ого — гоним-ого, зелен-ым — гоним-ым, зелён-ом — гоним-ом;

синтаксическая функция (являются определениями и именной частью сказуемого):

наличие полной и краткой формы: сильный — силен, указанный — указан.

‑ Назовите признаки глагола. – (Ученики читают фрагмент таблицы).

‑ Назовите признаки прилагательного. ‑ (Ученики читают фрагмент таблицы).

‑ А теперь прочитайте ваш план.

Ученики:

План

1. Причастие – особая форма глагола. Значение.

2. Роль в предложении.

3. Морфологические признаки глагола и прилагательного.

План

1. Причастие – особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.

2. Бывает определением и сказуемым.

3. Признаки глагола: переходность, возвратность, вид, залог.

4. Признаки прилагательного: обозначает признак, изменяется по родам, числам и падежам.

Учител ь: Второй план лучше. Расскажите о причастии, опираясь на план.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.