Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Йога






 

" Йога познания ума в его обнаженности" есть в чистом виде Джняна-йога. Поэтому, в отличие от многих сложных и часто опасных систем йоги, основанных на дыхательных упражнениях и обычных приемах медитации, ею можно без риска заниматься самостоятельно. Единственное, что необходимо, - это вести нормальный размеренный образ жизни. Живого гуру тем не менее желательно иметь не только для решения многих проблем, касающихся йоги, которые не могут не возникать, но главным образом потому, что он будет ограждать ученика от ошибок и лично наблюдать за его продвижением на этом пути. Однако, если все-таки не удается найти знающего, заслуживающего доверия гуру, нужно продолжать работать самостоятельно, постоянно вспоминая афоризм: " Когда ученик будет готов, учитель явится". Максимальную пользу от этой йоги получают те, кто поднимался в этой жизни или в какой-то прошлой выше подготовительной ступени.

Автор этого трактата, Падмасамбхава, как указано в колофоне, или кто-то другой, был, как подсказывает само содержание трактата, адептом йоги с исключительно глубоким знанием Реальности. Однако нет достаточных доказательств, опровергающих содержащееся в колофоне утверждение о том, что сам Великий Гуру написал его и что трактат является прямым результатом его собственных достижений.

Нужно медитировать по его кратким перцептуаль-ным наставлениям постепенно, переходя от одного к другому и доводя медитацию до требуемого результата. В противном случае понимание будет только умозрительным. Поэтому эта йога не может вызывать сколько-нибудь интереса у тех, о ком сказано: " Учить их философии так же легко, как есть ложкой сладкий крем". Также она не привлечет внимание тех, для которых богатство, материальные блага и слава дороже свободы. Трактат такого содержания, выражающий в кратких изречениях самую суть учения Ма-хаяны, обращен к тем, кто уже обладает этим глубоким прозрением, приобретаемым путем дисциплины ума.

Цель этой йоги - достижение нирваны, полное пробуждение от сансарического сна, одновременно с которым приобретается Высшее Познание того, что нирвана и сансара извечно одно нераздельное целое. В этом и состоит Великое Освобождение.

Поскольку нирвана извечно составляет основание всякого существования, ее достижение осуществляется с помощью йогического метода трансмутации мирского ума в Надмирный Ум, успех в которой равнозначен обретению философского камня средневековых алхимиков или овладению их оккультным учением о превращении простого металла в золото. Этот процесс обычно состоит из трех ступеней. Сначала в результате изучения и исследования возникает умозрительное представление о Божественной Мудрости. Затем появляется интуитивное прозрение. И на завершающем этапе йог стоит лицом к лицу с Обнаженным Умом.

В помощь практикующему этот вид йоги мы приводим здесь с целью сопоставления краткие описания той же самой системы Джняна-йоги с позиций брахманизма, которую представляет ее недавно скончавшийся Учитель Махарши из Тируваннамалаи.

" Правильное исследование (санскр. вичара) есть единственный метод успокоения ума. Хотя есть другие способы дисциплины ума, как, например, дыхательные упражнения (санскр. пранаяма), он неизменно вновь и вновь выходит из-под контроля. Во время задержки дыхания ум остается спокойным, но в тот момент, когда дыхание возобновляется, ум начинает функционировать под влиянием его врожденных наклонностей (санскр. васана), являющихся следствием поступков, совершенных в прошлом (санскр. карма). Ум и жизненная сила (санскр. прана) происходят из одного источника. Мысли сунь манифестации ума. Мысль о я есть мысль-основание, возникающая прежде других, и это есть эгоизм (санскр. ахам-кара). Прана также возникает из того же источника, что и эгоизм. Поэтому когда прана находится под контролем, ум также дисциплинируется. А когда ум подчинен, устанавливается контроль над дыханием. Дыхание (прана) считается грубым проявлением, или индексатором (санскр. стхула) ума. В течение жизни ум удерживает прану в теле, а в момент смерти ум и прана покидают тело одновременно.

Пранаяма помогает контролировать мыслительные процессы, но не может упразднить их. Также медитация на образе (санскр. мурти-дхьянам), повторение формулы (санскр. мантра-джапам) в сочетании с диетой - не более чем промежуточные ступени, являющиеся подготовкой к достижению контроля над деятельностью ума. С помощью мурти-дхьянам и мантра-джапам ум фиксируется на одном, подобно хоботу слона, которому дали держать цепь, и поэтому он не может как всегда шевелить им и ухватиться за другой предмет.

Каждая мысль сама по себе ничтожно слаба, потому что ум отвлекают бесчисленные сменяющие друг друга мысли. Чем больше контроля над мыслями, тем больше сосредоточен ум, и, следовательно, его силы и способности возрастают.

Успех приходит, если ум натренирован в атмави-чаре [то есть в правильном исследовании Реальности].
Из всех видов дисциплины наиважнейшим является правильное питание, то есть употребление только саттвической [чистой вегетарианской] пищи в умеренном количестве. Благодаря этому ум становится все более саттвическим [чистым], и атмавичара дает все более ощутимые результаты.

Бесчисленные васаны, или наклонности, обусловленные кармой прошлого, наслаиваются в уме. Они накапливались с незапамятного времени в течение бесчисленных прошлых жизней. Подобно волнам океана, они поднимаются друг за другом на поверхности ума.

Когда успешно осуществляется сварупа-дхьяна [то есть медитация на Истине, Реальности], эти васаны вытесняются и исчезают независимо от времени и глубины их внедрения. Нужно стать твердым и непоколебимым в практике сварупа-дхьяны и не допускать и тени сомнения относительно возможности искоренения всех накопленных васан и трансмутации ума в Атма-Сварупам [Окончательную Истину, или Тако-вость]...

Пока васаны удерживаются в уме, нужно искать ответа на вопрос: " Кто я? " Продолжая заниматься поиском ответа, нужно подавлять всякую мысль в момент ее зарождения. Отсутствие интереса к миру вещей называется вайрагьям, то есть отсутствие желаний, а непоколебимая приверженность к Атма-Сварупам есть джнянам, мудрость, то есть истинное знание. Вайрагьям и джнянам ведут к одной цели.

Йог должен осознать, что существуют аспекты ума, столь же многочисленные, как и различные способы его проявления не только в существах человеческих и ниже человеческих на Земле, но также и во всех чувствующих существах сансары. Он не должен смотреть на человека как на центр Вселенной, как смотрит на него христианская теология, ибо средоточием Вселенной является ум. Абхидхарма различает четыре вида ума: 1) ум, выражающийся в животной чувственности (санскр. кама-вичара); 2) ум, проявляющийся через живые организмы, или формы (рупа-ви-чара); 3) ум, проявляющийся минуя форму (арупа-вичаpa); и 4) ум в его предвечном неизменном обнаженном состоянии (локоттара-вичара Ум также классифицируется по его сансарическим манифестациям. Можно говорить, что есть два главных аспекта ума, сансарический и нирванический. Ум же per se, или неизменное сознание (чит), возвышается над ними обоими.

Когда ум проявляется в сансаре, возникает страдание, так как страдание присуще природе преходящего, иллюзии, Невежеству (Авидья). До тех пор пока ум не перестанет быть сансарическим, страдания не прекращаются.

Все вещи, телесные формы, ощущения, восприятия, идеи, субъективные оценки, ум, или сознание, в их сансарических аспектах нереальны в том смысле, что они есть просто иллюзорные отражения Реальности, как Одного во многом. Свет Луны не есть ее собственный свет, а только отраженный свет Солнца. Он кажется тем, чем не является в действительности, и в этом смысле он нереален. Также все вещи сансары кажутся реальными подобно отражениям на спокойной глади водоема. Чтобы познать Реальность, а не ее блеклое иллюзорное отражение, нужно достичь этой Реальности. Источник солнечного света нельзя найти на Луне. Также Единый Ум, или Высшее Сознание, в его вечной неизменности может быть познан только непосредственно, а не через его сансарические отражения. Как сказал Плотин, " не пытайся познать этот Принцип с помощью внешнего; иначе вместо Его самого ты не увидишь ничего, кроме его отражения".

Следовательно, главная цель йога - познать с помощью йоги свой микрокосмический аспект ума, дабы достичь истинного состояния ума. Касаясь этого вопроса, профессор Д. Т. Судзуки, выдающийся знаток дзэн-буддизма, с которым наш трактат " Йога познания ума в его обнаженности" имеет много общего, описывает его как видение человеком [Единого] Ума внутри себя. Так учил основоположник дзэн-буддизма Бод-хидхарма, называемый в Японии Дарума1. В нашем тексте подчеркивается, что ум микрокосма неотделим от Макрокосмического Ума и оба являются Единой Сущностью Надмирного Ума: " Ум каждого человека неотделим от других умов". Конечная цель йога - соединить микрокосмический аспект ума, сияющего, но скрытого за густой пеленой невежества, с его родителем, макрокосмическим умом, и значит, подняться над всеми противоположностями и всеми иллюзорными явлениями, из которых составлена сансара.

Плотин так описывает этот процесс:

" Поэтому, чтобы раскрыть природу разума, мы должны созерцать ум в его божественном аспекте. Можно идти таким путем: удалить телесную оболочку человека, то есть твою; затем освободиться от той невидимой силы, которой наполнено тело; затем отвратить себя от чувственности, страстного желания и гнева и всех низменных страстей, склоняющих тебя к мирскому. То, что остается затем в сознании, мы называем " образ ума", который есть эманации ума, подобно тому, как сияние, окружающее огромное тело Солнца, есть его эманация. Над разумом мы встретим То, что именуется " природой Добра". Добро, которое трансцендентно Прекрасному, есть источник и сущность Прекрасного. Человек должен слиться с этим Принципом, который присутствует в нем изначально. Тогда вместо многого, которым он был, он станет один".

Посему, эту йогу можно постичь, как и сам буддизм, с помощью глубокой интроспективной медитации, а не чисто интеллектуальным путем.

Как говорил Будда, " нет ышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышления и знание, тот, действительно, близок к нирване".

 

ХIII. ПРОБЛЕМА Я (ДУШИ)

 

В процессе интроспективной медитации над изречениями, относящимися к учению о Едином Уме, ученик неизбежно столкнется с извечной проблемой, кем является человек. Интуитивное внутреннее чувство побудит его искать ответа на вопросы: Почему я существую? Как я являюсь? Я какая-то сущность, душа, всегда отделенная и отличающаяся от каждого из бесчисленных мириад одинаково устроенных существ, которых я вижу вокруг себя в различных состояниях существования? Реален этот притягательный мир явлений? Реальны все эти неживые предметы и все эти живые дышащие существа, в окружении которых я нахожусь? Или они, как проповедуют Будды, не более чем содержание создаваемого кармой миража, вещество, из которого состоит сновидение жизни?

Когда внутри начнет раздаваться голос истины, вначале очень слабый, подобно возвращению сознания у человека, пробуждающегося от тяжелого отупляющего сна, вызванного наркотическим зельем, или подобно первым проблескам утренней зари, ученик начнет постепенно понимать, что эта проблема может быть разрешена только путем выхода за пределы обособленности и осознания с помощью надмирного ума неизменного единства все вещей, состоящих из органического и неорганического вещества.

Чем больше погружается ученик в созерцание того факта, что я связано со всеми другими я, тем ближе он подойдет к безличному, объединяющему все я.

Тогда он поймет, " что если сердцевиной каждой отдельно взятой сущности является один и тот же фактор, то ни один индивидуум не имеет в своей истинной сущности индивидуального существования. Нет ничего такого, что является индивидуальным я. Есть только общее объединяющее всех начало".

Как постоянно напоминают мудрецы в своих афоризмах-парадоксах, только потеряв себя, обретают себя, только подчинив себя, достигают победы над собой, только умерев на кресте сансары, обретают жизнь более полную и становятся светом во тьме. Ученик достигает того понимания я, которому учит этот трактат, путем обезличивания личности, отключением от я, осознанием пустоты каждого объекта Вселенной.
Чтобы успешно следовать этим путем, нужно нейтрализовать кармическую наклонность предпочтения своему я, выражающегося в привязанности к результатам мирской деятельности; самовозвышение, самовосхваление должны уступить место умалению собственной значимости и полному смирению. Тогда исчезнут все противоречия между я и миром явлений, как исчезают волны на море, когда прекращается ветер. Именно в этом состоянии " исчезает я и всякая мера исчезает, растворяясь в безмерности бытия, не имеющего ни границ, ни основания, ни определений. Она уничтожается бытием, в котором ничто не противоречит другому. Следовательно, нет ничего, чему субъект себя противопоставляет. Это достигается путем отождествления со всеми вещами и событиями, какие есть и какие происходят. Я утрачивает напористость и становится пустым. Вход в реальность больше уже не преграждают предпочтения индивидуума, которые, являясь его отличительными свойствами, действуют как искажающий реальность фактор. Вещи воспринимаются такими, какие они есть, как дно спокойного озера, видимое сквозь его прозрачную воду".

Учение буддизма о не-я, или о несуществовании души, часто толкуется самими буддистами расплывчато, с приведением дезориентирующих аргументов. Будда не учил, что я, или души не существует. Он говорил, что не существует того я, или души, которая была бы реальной, непреходящей, неповторимой, вечной индивидуальностью. Буддизм не учит о спасении я, или души. Он целиком опирается на учении Будды об освобождении ума от порожденной Невежеством (санскр. Авидья) привязанности к сансаре, от ошибочного взгляда на явления как на реальные и ложные веры в бессмертие индивидуального я, или индивидуальной души.

Когда исчезает привязанность к личному я, когда заблокированы все внешние проявления сансарической энергии, так как больше нет интереса ни к одному из этих проявлений, тогда наступает абсолютное спокойствие ума, которое в трактате называется естественное состояние ума.

Когда восприятие человеческим сознанием иллюзорных явлений блокируется надмирным сознанием Архата, тогда и открывается Путь, ведущий к Безграничному Познанию и Божественной Мудрости, к выходу за пределы обусловленного кармой существования в сансаре. На этом Пути путник выходит за пределы своего индивидуального я; он теряет себя; очищенная капля соединяется с очищенным Океаном Бытия. Иллюзорный ум микрокосма растворяется; остается только Единый Ум. Это и есть Окончательное Освобождение, Совершенное Состояние Будды.

Эта цель достигается только, когда исчезает Невежество, когда ограниченное я, или душа, будет алхимически разложена на его кармические составляющие и ограниченность человека уступит место величию Будды.

Из всех учений Будды наиболее важным является учение о несуществовании души (санскр. анатма; анатта на пали) " ибо в нем, отбросив личность и вечную субстанцию, он провозглашает нравственный закон, не указывая, для кого он является обязательным, и учит, что спасение возможно, и огромные усилия требуется для этого приложить, и что оно, вне зависимости от того, в каком мире пребывает достигший этой цели, не является вечным блаженством, вкушаемым на небе или в какой-нибудь другой обители от счастья, а просто умиротворяющим отречением от вещей, которые люди обычно так ценят".

Таким образом, путем успешной практики йоги Единого Ума человек осознает, что иллюзорная раз-деленность вещей, скрывает реальность, что Невежество есть цена, которую платят за ошибочный взгляд на различия как действительно существующие и эгоцентризм. Это высшее достижение будет рассмотрено с точки зрения психологии и психотерапии в следующей главе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.