Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ форм художественного образования






Характеристики АКАДЕМИЧЕСКИЕ ДОСУГОВЫЕ
Приоритетные цели Образовательные (знания, умения, навыки) и профориентационные (подготовка к поступлению на следующий уровень образования) Развивающие и профориентационные (развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств)
Содержание образования Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов
Сроки обучения Стандартизированы Индивидуализированы
Формы контроля за результативностью образовательного процесса Зачеты, экзамены, защиты Выставки, концерты, фестивали, конкурсы
Формы фиксации результатов контроля Документ государственного образца, имеющий юридическую силу Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п.

В 2008 году в процессе отмены планировавшегося перехода на 12-летнее общее образование были внесены изменения в базовый учебный план и учебные планы школ с углубленным изучением предметов, в том числе школ с художественным и эстетическим уклоном. В результате по формировавшейся на протяжении полувека системе эстетического воспитания и художественного образования школьников был нанесен чувствительный удар. Потери можно рассмотреть по двум направлениям.

Первый и наиболее болезненный пробел состоит в том, что общеобразовательные школы Республики Беларусь лишились системы первичного приобщения учеников к миру эстетических ценностей, поскольку предметы «музыка» и «изобразительное искусство» преподаются теперь лишь до 5 класса, а предмет «мировая художественная культура» переведен в разряд факультатива и фактически не изучается в подавляющем большинстве школ. К тому же, уровень преподавания даже тех предметов, которые остались в учебных планах, невысок, поскольку специалисты, получившие художественно-педагогическое образование уходят из школ, не имеющих возможности обеспечить учителя достаточным объемом педагогической нагрузки. В сущности, школы скатываются на уровень художественного образования, характерный для 50-х годов минувшего века.

Необходимо признать, что накопившийся к ХХI веку опыт преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах был далеко не всегда продуктивным. Это во многом объясняется уровнем подготовки преподавательских кадров и программно-методических материалов по указанным предметам. Стремление преподавать искусство не как погружение в сферу особой, связанной с досугово-рекреационными задачами деятельности, а как науку об искусстве, привело к тому, что предметы «музыка», «изо» и «МХК» оказались в самом конце школьного рейтинга. Знаниецентристский подход, с которым давно и не слишком успешно борются в системе Министерства образования, и здесь взял верх. Между тем, кадры квалифицированных преподавателей искусства, подготовленные в учебных заведениях Министерства культуры, нередко не находили работы в школе, поскольку представителя школьной администрации привыкли «догружать» предметами эстетического цикла учителей иных предметов.

Второй аспект проблемы состоит в том, что система школ с художественным уклоном, которая развивалась и совершенствовалась на протяжении более чем 20 лет, в считанные месяцы была уничтожена. Перевод специальных творческих дисциплин в положение факультативов привел к сокращению отпущенных на их изучение часов, утрате форм контроля и возможности документального подтверждения освоения определенных объемов содержания образования. Это негативно повлияло на мотивацию учебной деятельности и дисциплину учеников. Академизм исчез, а вместе с ним из школ стремительно стали исчезать лучшие достижения в предпрофессиональном освоении искусства. С 1 сентября 2011 года эти, утраченные общеобразовательными школами черты академизма, обрели внешкольные учреждения, получившие статус учреждений дополнительного образования. Казалось бы, все хорошо: появилась возможность хотя бы отчасти использовать накопленный опыт и кадры, умеющие работать с художественно одаренными детьми, в иных, подотчетных Министерству образования структурах. Но тут возникает другая несообразность. В новом статусе учреждения дополнительного образования составляют непродуктивную конкуренцию школам искусств, подотчетным Министерству культуры.

По нашему мнению, в Республике Беларусь ощущается необходимость более четкого определения целей эстетического воспитания и художественного образования школьников, которые обусловят содержание деятельности различных учреждений и ведомств. Нам видится такое двуединство целеполагания:

1. Инкультурация всех учеников общеобразовательных школ от 6 до 17 лет в процессе преподавания курса Искусство, включающего на разных этапах обучения освоение музыки, изобразительного искусства, мировой и отечественной художественной культуры. Хочется подчеркнуть, что эти занятия должны иметь не столько образовательный, сколько развивающий характер (развитие креативности, образного мышления, эмпатии и т.д.). Формировать же необходимо не столько знания об искусстве, сколько потребность в них, равно как и потребность в восприятии эстетических ценностей.

Логичным дополнением к обязательным занятиям по минимальному освоению навыков общения с искусством на уроках будут разнообразные досуговые формы внеурочных занятий.

2. Углубленное художественное образование учеников, проявивших способности и склонности к занятиям искусством. Организовывается в академических формах занятий. Здесь наряду с развитием креативных качеств личности, востребованных во всех современных сферах деятельности, происходит профориентация – т.е. помощь в принятии аргументированного решения по выбору профессии, связанной с искусством (важно, что это решение может быть как позитивным, так и негативным, но всегда не умозрительным, а, следовательно, экономящим общественные силы и средства).

Для грамотного распоряжения государственными средствами, отпущенными на решение этой задачи, важно подумать о дифференциации задач учреждений дополнительного образования, подотчетных Министерству образования, и школ искусств, относящихся к Министерству культуры. Представляется целесообразным решение кадрового и программно-методического обеспечения эстетического воспитания и художественного образования школьников сосредоточить в ведении Министерства культуры, поскольку именно это ведомство располагает возможностью качественной экспертизы процесса и его результатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.