Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное образование детей и подростков в Беларуси в постсоветский период




Ольга ГРАЧЁВА (Минск, Беларусь) Доцент кафедры психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения

Система художественного образования в Республике Беларусь создавалась и совершенствовалась на протяжении многих столетий. Особую роль в этой эволюции сыграл советский период, когда в качестве обязательных предметов в учебные планы общеобразовательных школ были включены изобразительное искусство, музыка, а в самом конце 80-х годов мировая художественная культура. Был создан единый учебно-воспитательный цикл «Искусство», что позволяло обеспечивать элементарное приобщение школьников к эстетическим ценностям на протяжении всего периода обучения: с 1 по 11 класс. В 90-е годы на волне либерализации всех сфер общественной жизни в несколько раз по сравнению с советским периодом увеличилось число школ с художественными уклонами. За два неполных десятилетия сложилась мощная традиция художественного образования и эстетического воспитания в таких школах, сформировался штат умелых опытных преподавателей, были разработаны оригинальные учебные планы, программы преподавания спецдисциплин. Таким образом, школы с художественными уклонами стали обеспечивать не просто общее эстетическое воспитание учащихся, но глубокую предпрофессиональную подготовку одаренных школьников, организованную на принципах академической системы обучения. Прежде, в советский период, академизм художественного образования был свойственен лишь художественным и музыкальным школам, действовавшим в системе Министерства культуры, и таким уникальным учебным заведениям, как школа-интернат им. Ахремчика для художественно одаренных детей.

В связи с вышеизложенным, представляется необходимым уточнить понятия академической и досуговой форм организации учебного процесса (см. таблицу). Академические предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования и дающий право на работу или продолжение образования определенного профиля. Досуговые более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования носят весьма свободный характер (например, вместо зачетов и экзаменов – концерты, выставки), либо имеют стимулирующие формы (вместо юридически правомерных аттестатов почетные дипломы, грамоты и т.п.). В советский и постсоветский период досуговые формы художественного образования и эстетического воспитания (кружки, студии) работали в школах, внешкольных и клубных учреждениях. Причем уже к началу 2000-х гг. было ясно, что уровень профессионализма педагогов и подготовки учащихся в досуговых формах обучения как правило отстает от академических аналогов, где объем учебного времени, дифференциация занятий по предметам, внимание всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагоги, родители, администрация школ) к поддержанию дисциплины обеспечивали качество овладения основами художественного творчества. Неслучайно, выпускники школ и классов с художественным уклоном составляли около половины абитуриентов вузов культуры и искусств, наряду с выпускниками школ искусств, находящихся в ведении Министерства культуры.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.