Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ






 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы.

Становление собственно российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы, что предопределило пе­ресмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его децентрализации. Важным этапом и реорганизации бюджетной системы стра­ны стал Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюд­жетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»[3]. В соответствии с этим Законом бюджетная система представляет собой основанную па экономических отношениях и юридических нормах совокупность респуб­ликанского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов рес­публик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и адми­нистративно-территориальных образований РФ. В бюджетную систему РФ как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет РФ, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты гг. Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюдже­ты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюдже­ты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. 28 июля I995 г. был принят Федеральныйза­кон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации, который ввел новое понятие – «муниципальное образование». Муниципальное образование — го­родское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных об­щей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пре­делах которых осуществляется местное самоуправление, имеются му­ниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных об­разований», «бюджеты органов местного самоуправления» рассмат­риваются как синонимы.

Новый этап бюджетной реформы связан с Бюджетным кодексом РФ принятым в 1998 г. и вступившим в силу с 1 января 2000 г. Со­гласно Бюджетному кодексу бюджетная система Российской Федера­ции — это основанная на экономических отношениях и государствен­ном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, мест­ных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ расширяет бюджетную систе­му, причисляя к ней кроме трех звеньев бюджета еще и бюджеты госу­дарственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы и принципы ее построения[4].

Итак, подводя итог вышесказанному можно точно сказать, что на сегодняшний день бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.