Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следственные действия по их роли в процессе расследования подразделяются на первоначальные и последующие.






Первоначальные следственные действия осуществляются с мо­мента возбуждения уголовного дела и служат средством:

• ориентирования следователя в обстановке и содержании расследуемого события, получения представления о его ме­ханизме и последствиях;

• раскрытия преступления по горячим следам, получения необходимой информации для установления и розыска преступника;

• собирания доказательств, которым грозит уничтожение под влиянием объективных и субъективных факторов;

• получения исходной информации для построения развер­нутых следственных версий, охватывающих собой все со­держание предмета доказывания.

Последующие следственные действия направлены на исследова­ние, оценку и использование доказательств, собранных на началь­ном этапе, детальную проверку версий, доказывание элементов со­става преступления, а также выяснение причин и обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию преступления.

В числе общих тактических положений, способствую­щих эффективности производства любого следственного действия, называют:

системность (проведение данного следственного действия в определенной системе других следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий);

своевременность — выбор надлежащего места и времени проведения следственного действия;

умение следователя ориентироваться в объекте исследования и обстановке, предшествовавшей и сопутствующей следст­венному действию;

учет данных криминалистической характеристики и следст­венной ситуации для выбора тактических приемов проведе­ния следственного действия;

• привлечение к участию в следственном действии работников органов дознания и использование помощи общественности и средств массовой информации;

• широкое использование специальных познаний и технико-криминалистических средств;

• обеспечение сохранности объектов исследования и их под­линности.

3. Фиксация хода и результатов действия. Тактика этой ста­дии следственного или судебного действия призвана обеспечить максимально полное и верное отражение всего содержания про­цессуального действия и достигнутых результатов, направлена на выбор или создание условий, обеспечивающих максимально эффективное применение технико-криминалистических средств и приемов.

Эта стадия имеет существенное значение, так как без надле­жащего процессуального оформления полученная информация не приобретает необходимой доказательственной силы, а сами действия следователя или суда не могут породить никаких про­цессуальных последствий. Результатом рассматриваемой стадии являются создание соответствующих процессуальных документов — источников доказательств, а также включение в систему доказа­тельств оформленных надлежащим образом материальных объ­ектов, обладающих всеми необходимыми по закону процессу­альными реквизитами (вещественных доказательств), или полу­чение для целей экспертизы сравнительных материалов (образцов).

На этой стадии изымают и упаковывают следы и предметы, могущие иметь доказательственное значение, оформляют прото­кол следственного действия и различные приложения к нему в виде планов, схем и т.п.

4. Оценка полученных результатов и определение их значения — заключительная стадия следственного или судебного действия. Осуществляется как для проверки достоверности полученной доказательственной информации, так и для решения вопроса о ее значении для доказывания и путях дальнейшего использова­ния. На этой стадии выявляют допущенные ошибки, прослежи­вают последствия, к которым они привели, решают вопрос о целесообразности повторного проведения данного следственного или судебного действия, если допущенные ошибки иначе не­возможно исправить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.