Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистическая фоноскопия






Что такое криминалистическая фоноскопия?

На чем основывается возможность идентификации человека по голосу?

Самым распространенных средством общения людей являет­ся устная речь, которая оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Роль зву­ковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что традиционные средства фиксации информации — письменные документы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой, в повсе­дневной жизни резко расширилось использование звуковой и видеотехники, среди материалов, приобщенных к уголовным делам, все чаще присутствуют фонограммы и видеозаписи. К таким материалам относятся:

• фонограммы, на которых случайно или умышленно зафик­сированы высказывания, содержащие информацию о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, запись разговоров преступников, очевидцев, потерпевших;

• фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны);

• фонограммы, служившие орудиями преступления, напри­мер, при вымогательстве или шантаже;

• фонограммы допросов и иных следственных действий, яв­ляющиеся приложениями к соответствующим протоколам.

Хотя с помощью аудио- и видеозаписей фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основными задачами, решаемыми при исследовании фо­нограмм, являются идентификация человека по голосу и диаг­ностика особенностей его личности (пол, национальная и соци­альная принадлежность, культурный уровень и пр.).

Криминалистическая фоноскопия является основой иденти­фикации человека по голосу, в процессе которой изучается зву­ковая, особенно речевая, информация, в основном в виде маг­нитных и видеомагнитных записей, звуко-и видеозаписывающая аппаратура.

Теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи:

1. Голос человека индивидуален, что обусловлено строго ин­дивидуальными формой и размерами ротовой и носовой полостей, горла, органов дыхания. Поэтому для каждого человека характерна строго индивидуальная концентрация голосовой энергии в определенном частотном диапазоне.

2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчи­ва во времени и остается индивидуальной даже при морфо­логических и патологических изменениях органов речи.

3. Речь человека индивидуальна, характеризуется чертами, при­сущими только ему, и определяется социальными и психи­ческими факторами. Сформировавшиеся в юности особен­ности речи, интонации и вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.

Какие методы используются при фоноскопическнх исследованиях?

В основу методики фоноскопических исследований положе­ны акустический и лингвистический анализы устной речи. Лин­гвистический анализ в целом более направлен на исследование устной речи, отражающей социальные, интеллектуальные, пси­хофизиологические и другие личностные характеристики чело­века; акустический — на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума.

Акустический анализ базируется на многочисленных измере­ниях спектрально-временных характеристик речевого сигнала и их последующей статистической обработке для выявления инди­видуального комплекса акустических признаков. До недавнего времени практическое решение задач идентификации личности по акустическим признакам устной речи было затруднено из-за необходимости осуществления очень большого числа измерений спектрально-временных характеристик речевого сигнала. Развитие компьютерной технологии фоноскопических исследований позво­лило не только полностью реализовать все возможности аналого­вых электроакустических приборов, но и осуществить измерения акустических параметров, что ранее было просто невозможно.

Комплексный лингва-акустический анализ фонограмм речи позво­ляет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические иссле­дования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписываю­щую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода — вывода акустиче­ской информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования

Помимо идентификационных возможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследования преступлений диагностических задач, позволяющих сделать обоснованные су­ждения о многих физических, психических и социальных при­знаках личности.

Каковы особенности осмотра магнитных носителей с записями и подготовки материалов для фоноскопической экспертизы?

При изъятии кассет с магнитной лентой, аудио- и видеоаппара­туры необходимо соблюдать предосторожности, обеспечивающие сохранность следов, которые могут оказаться на поверхностях этих объектов и даже непосредственно на магнитной ленте. Поэтому их рекомендуется брать только за торцы, не касаясь магнитной ленты. Наиболее часто на кассетах и аппаратуре обнаруживаются следы рук, которые выявляются и исследуются в ходе дактилоскопиче­ского исследования. Кроме того, на поверхностях могут быть обна­ружены микрочастицы и микроследы (биологического происхож­дения, пыль, волокна, волосы и пр.).

В протоколе осмотра кассеты следует отразить маркировочные обозначения, имеющиеся на кассете: фирменные знаки, тип ленты и пр. Если тип ленты не обозначен, описывается ее цвет, характер основы (блестящая или матовая). Фиксируются надпи­си и обозначения на ракорде (цветная полоска в конце ленты). С помощью увеличительных приборов выявляются и фиксиру­ются в протоколе все дефекты и повреждения на кассете, ка­тушке или ленте.

Затем запись прослушивается и в протоколе фиксируется ее характер (речь, музыка, иная звуковая информация). Для речи фиксируется ее содержание, для музыки — характер, для другой звуковой информации — ее природа. Проверяется и отмечается в протоколе целостность ленты. По окончании прослушивания лента перематывается в исходное состояние, упаковывается и снабжается пояснительной надписью. Далее магнитные носите­ли хранятся в полиэтиленовых пакетах и картонных коробках в вертикальном положении вдали от металлических предметов и электромагнитных полей при температуре +10 —+ 20°С.

Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследо­вания, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью по­лучения качественных экспериментальных образцов на фоно­грамме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лин­гвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, пато­логии речи или иные отклонения от общепринятых норм лите­ратурного языка. Для успешного решения экспертных задач же­лательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась ис­следуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспе­риментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0, 5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится;

окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устра­нены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в ис­следуемой записи. При этом необходимо соблюдать те же усло­вия записи, использовать ту же (или по крайней мере, анало­гичную) аппаратуру, которая использовалась при получении ис­следуемой фонограммы.

При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бе­сед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи; такие записи можно де­лать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использова­лось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помеще­ния с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?

К числу основных задач фоноскопиче­ской экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспер­тизы ставятся вопросы:

1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих ос­новной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой мест­ности и т. д.)?

4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, вто­рой и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?

5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофоног­рамма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли про­изводилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков из­готовителя фонограммы?

6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, дик­тофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) ис­пользовалось для осуществления данной магнитной запи­си? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправ­ности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса гово­рившего?

7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь кото­рого записана?

8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характери­стики лица, речь которого представлена на фонограмме?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.