Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нумерация статей






Нумерация, предопределенная делением текста на статьи, присуща не только кодексам, поскольку текст обыкновенных законов равным образом пронумерован. Но, когда речь идет о кодексах, нумерация приобретает особое значение в силу сугубо количественных характеристик, ведь при кодификации надо собрать воедино огромное число правовых положений.

1 R. Chapus, Lecture du code de justice administrative // Revue franç aise de droit administratif, 2000, p. 931.

* Речь идет о Вводном титуле к новому Кодексу административной юстиции, где десять принципов закреплены в ст. L. 2 — L. 11 (сплошная нумерация). Под «децимальной» (или индексной) системой нумерации статей во французском правоведении принято понимать нумерацию, состоящую из трех или четырех цифр, где первая цифра обозначает номер книги, вторая — номер титула, третья — номер главы, а четвертая (отделенная от первых трех дефисом) - номер статьи. Именно такая система используется в Кодексе административной юстиции (за исключением Вводного титула). Например, номер ст. 221 -1 указывает, что речь идет о первой статье гл. 1 титула II кн. II кодекса. Когда в кодексе нет титулов, то в номере статьи остаются три цифры. — Примеч. пер.

2 Ibid.


Выбор структуры

Существуют самые разнообразные типы нумерации, скажем, нумерация сплошная (1, 2, 3, 4...) и нумерация прерывистая, когда кодекс заранее разбивается на определенное число структурных отделов, и в каждом отделе начинается новый отсчет статей (допустим, первый титул включает статьи с 1-й по 234-ю, второй титул — с 1-й по 165-ю, третий титул — с 1-й по 312-ю...). В англосаксонских странах, в частности в США, нумерация имеет индексный характер. Такова, например, система, взятая на вооружение для Uniform Commercial Code (Единообразного торгового кодекса): статьи кн. I начинаются здесь с цифры «1», кн. II — с цифры «2», а в каждом титуле, из которых составлены части, предусмотрена своя сотня отсчета (скажем, нумерация статей титула 3 кн. II ведется, начиная с номера 2-301).

Сплошная и прерывистая системы нумерации конкурировали между собой вплоть до XIX в. Так, большие королевские ордонансы о торговле 1673 г. и о морской торговле 1681 г. были разделены на статьи, пронумерованные потитульно, тогда как ордонанс о дарениях 1731 г. имел сплошную нумерацию1. За рубежом, где чаще встречалась, пожалуй, сплошная нумерация, составители Прусского общеземского уложения (ALR) 1794 г. решили тем не менее применить нумерацию прерывистую, предусматривавшую новую точку отсчета для каждого титула. Быть может, это связано с объемом ALR, состоявшего из многих тысяч статей (один только титул 20 второй книги включал 1577 статей!). В XIX столетии господствующим стал главным образом сплошной метод нумерации: его, допустим, придерживались все наполеоновские кодексы. Сплошную нумерацию все еще можно увидеть и во многих современных кодификациях, таких, например, как французский Гражданский процессуальный кодекс 1975 г. и Гражданский кодекс Квебека 1994 г. Но для французских «непрерывных кодификаций права» использован уже более сложный метод нумерации, где ощущается влияние англосаксонской индексной системы, хотя справедливости ради отметим, что здесь не обошлось и без определенных колебаний2. Прежде всего, в силу того что кодификации подлежат нормативно-правовые акты, имеющие неодинаковую юридическую природу, у статей появились буквенные обозначения: LO — для органических законов; L — для обыкно-

' P. Reigné, Remarques sur la numé rotation des articles dans la codification // Revue franç aise d'administration publique, 1997, № 82. 2 Ibid.


Техника кодификации

венных законов; R* — для декретов, принятых в Совете министров* после их предварительного рассмотрения Государственным советом; R — для декретов, принятых Правительством не в Совете министров** после их предварительного рассмотрения Государственным советом; D* — для простых декретов, принятых в Совете министров; D — для простых декретов, принятых Правительством не в Совете министров; А — для ведомственных актов министерств. Что касается собственно нумерации статей, то Циркуляр от 30 мая 1996 г. предусматривает исключительно индексную систему: «По общему правилу номера статей кодексов состоят из трех цифр, указывающих на номер книги, номер главы, за которыми следует дефис, а затем — порядковый номер статьи»1.

Каждый тип нумерации имеет свои достоинства и свои недостатки. Предпочтение, отдаваемое кодификатором одному из них, зависит от того, чего он хочет добиться с помощью нумерации.

Триумф в XIX в. сплошной нумерации отнюдь не является делом случая. Значительно облегчая цитирование нужной статьи, обозначаемой единым номером, не зависящим ни от книги, ни от главы, сплошная нумерация отражает стремление к единству и полноте кодекса. Прекрасным подтверждением этого является обоснование Пор-талисом использования данного метода нумерации в Гражданском кодексе: «Для всех статей Кодекса будет единая серия номеров — мы подумали, что этим методом ни в коей мере не следует пренебрегать. Он более явственно высвечивает реальную целостность, которую необходимо придать произведению; кроме того, он экономит время и сокращает усилия тех, кому предстоит изучать и применять законы»2. Именно этими качествами сплошной нумерации объясняется тот факт, что при проведении кодификаций-реформ она применяется до сих пор.

* Обозначение «Совет министров» означает во Франции, что на соответствующем заседании Правительства председательствовал Президент Республики, который подписывает в таком случае принятый декрет. — Примеч. пер.

** Декрет, принятый «не в Совете министров», является правительственным подзаконным нормативно-правовым актом, подписываемым Премьер-министром. — Примеч. пер.

1 Статья 2.3 Циркуляра от 30 мая 1996 г. Отдельно здесь выделяются случаи кодексов, включающих очень большое число статей, когда к трем цифрам «необходимо также добавлять четвертую цифру, указывающую на часть кодекса, если он разделен на несколько частей».

2 J.-E.-M. Portalis, Exposé des motifs du projet de loi relatif à la ré union des lois civiles en un seul corps de lois sous le titre de Code civil franç ais // Discours, rapports et travaux iné dits sur le Code civil, Paris, 1844, p. 292 (цит. по: Р. Reigné, Remarques..., art. cité).


Выбор структуры

Но сплошная нумерация, как представляется, значительно хуже приспособлена для кодификаций-компиляций, которые растягиваются во времени. Для них предпочтительнее выглядит прерывистая нумерация, невзирая даже на то, что в таком случае труднее становится цитировать номера статей, поскольку они содержат также указания на номера книг, к коим статьи относятся. Такого рода прерывистая нумерация использовалась, например, при составлении первого Трудового кодекса, разрабатывавшегося достаточно долго — с 1910 по 1927 г. Нельзя не отметить, что оба этих способа нумерации (сплошной и прерывистый) мало эффективны при обновлении кодекса, хотя в эпоху частых законодательных потрясений именно здесь проявляется основная практическая значимость техники нумерации. В результате при дополнении кодекса новыми статьями порой приходится прибегать к сложным акробатическим трюкам, чтобы, обновляя кодекс, не разрушить систему нумерации уже действующих к тому моменту статей. Возникает необходимость в присвоении новым статьям громоздких номеров с несколькими дефисами (пример: ст. 373-2-1 и след. французского ГК, введенные Законом от 4 марта 2002 г., которые, наверное, привели бы в ужас Порталиса...) или в добавлении разного рода bis, ter... 1

Отмеченные проблемы объясняют нынешнюю популярность индексной нумерации, в большей мере приспособленной к обновлению кодексов*. Скажем, в ордонансе от 15 июня 2000 г., вводящем в действие законодательную часть Кодекса законов о здравоохранении, сказано, что такая нумерация «должна помочь интегрировать законодательные изменения, которые не замедлят последовать ввиду развития науки и техники, а также возрастания угрозы здоровью»2. Кроме того, индексная нумерация облегчает локализацию в кодексе соответствующего правового текста, поскольку по одному только номеру можно определить его место в системе кодификации. Как отмечалось в литературе по поводу Uniform Commercial Code, придерживающегося такого рода нумерации, «американец нумерует

1 Здесь в качестве примера приведем уже упоминавшийся Трудовой кодекс (см.: Les critiques des rapporteurs du Nouveau Code du travail, P. Reigné, art. cité, n. 12).

* При такого рода нумерации начальные цифры статьи зависят от номера книги, главы и т.д. Соответственно если во второй главе первой книги имеется десять статей (12-1 — 12-10), то новые статьи помещаются в конце главы и получают номера 12-11, 12-12 и т.д., причем пространство для них остается неограниченным, поскольку следующие по порядку статьи принадлежат уже следующей главе, т.е. в нашем примере за статьей 12-10 будет следовать статья 13-1 и т.д. - Примеч. пер.

2 Journal officiel, 22 juin 2000, p. 9343.


Техника кодификации

статьи законов так же, как он нумерует дома на улицах, что позволяет иметь четкие ориентиры»1. Индексная нумерация, наконец, дает возможность присвоить единый номер всей совокупности законодательных или подзаконных норм, регулирующих определенный институт или механизм, что служит неплохим подспорьем при их размещении в банках данных2. С другой стороны, индексная нумерация имеет свои недостатки, не избавляя полностью от трудностей, связанных с обновлением кодексов, оставляя в номерах статей пресловутые дефисы, мешая вставлять новые статьи в начало соответствующих структурных отделов3. Особенно неприятно то, что она очень громоздка, в силу чего возрастает риск технических ошибок при цитировании статей. Именно по этой причине современные французские кодификаторы часто подвергаются критике за использование исключительно индексной нумерации, которую они возвели в абсолют4. Впрочем, Высшая комиссия по кодификации сама, не стесняясь, признает крайнюю громоздкость нумерации5 и делает все возможное, чтобы избежать «денумерации»6. Сложно сказать, удастся ли ей это, но на сегодняшний день доктрина и судьи не слишком спешат переходить на новую индексную систему, предпочитая ссы-

1 Предисловие А. Тюнка к французскому переводу Единообразного торгового кодекса США (издательство A. Colin, 1971, р. 16).

2 См.: Y. Guyon, Le nouveau Code de commerce et le droit des socié té s // Revue sociale, octobre-dé cembre 2000, p. 648: «Te, кто помешан на цифрах, вместо того, чтобы говорить об ООО или акционерных обществах (АО), смогут теперь называть их иначе — ''общество статей L. 223" и " общество статей L. 225". Со своей стороны создатели банков данных получат возможность размещать под этими цифрами всю информацию, касающуюся названных видов обществ».

3 См. справедливое замечание, высказанное по поводу Кодекса интеллектуальной собственности, о реальных последствиях такого подхода: «Если мы захотим добавить в Кодекс новые структурные отделы, то их надо обязательно размещать в конце книги, главы и т.д., иначе нарушится гармония. Но это, мягко говоря, не слишком удобно, когда речь идет об общих положениях, место коим как раз в начале» (V.-L. Benabou, V. Varet, La codification de la proprié té intellectuelle, op. cit., p. 187).

4 «Система нумерации статей производит жалкое впечатление... она скорее усложняет, нежели облегчает, ознакомление с кодексом и запоминание его положений» (J.M. Mousseron, J. Schmidt // Recueil Dalloz-Sirey, 1993, Somm. 375 — ремарка по поводу Кодекса интеллектуальной собственности). См. также: V.-L. Benabou, V. Varet, La codification de la proprié té intellectuelle, op. cit., p. 183.

5 См. ее Одиннадцатый годовой отчет {Onziè me rapport annuel de la Commission supé rieure de codification, 2000, é d. JO, 2001, p. 24): «Следует признать, что пользователям понадобится определенное время, чтобы привыкнуть к новому плану и новым номерам статей, насчитывающим по меньшей мере пять цифр ввиду деления Кодекса на части» (речь идет о Кодексе законов о здравоохранении).

6 Onziè me rapport annuel de la Commission supé rieure de codification, é d. JO, p. 44.


Выбор структуры

латься на старые номера статей законов, подвергшихся кодификации1. Ко всему прочему номера появляются теперь и внутри статей (I, И, III и т.д. - для абзацев; 1, 2, 3 и т.д. - для подабзацев2), что делает нумерацию еще более громоздкой. Сделаем, правда, скидку на то, что в данном случае «внутристатейные номера» позволяют преодолевать отмеченные выше проблемы, связанные с толкованием соответствующих положений кодекса и полемикой вокруг понятия «абзац статьи».

Мы убедились в том, сколь непрост выбор между различными вариантами при определении структуры кодекса. Не меньше трудностей в плане техники кодификации вызывает выбор для кодекса содержания.

1 P. Malaurie, Les enjeux de la codification // AJDA, 1997, p. 642.

2 См., например, применительно к Торговому кодексу: F. Perochon, Des difficulté s des entreprises // Droit et patrimoine, № 95, juillet-aoû t 2001, p. 88.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.