Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Выбор метода






Краткая историческая панорама разнообразных кодификаций, которую выше мы постарались набросать1, показывает, что испокон веков друг другу противостоят два метода кодификации: кодификация-компиляция, т.е. простое собирание действующих правовых норм и их приведение в определенную форму, и кодификация-реформа, в ходе которой в собранные правовые нормы вносятся более или менее значительные изменения, или, если воспользоваться элегантным сравнением Ги Брэбана2, кодификация права, каково оно есть, в стиле Расина и кодификация права, каковым оно должно стать, в стиле Корнеля'. Такого рода разграничение существует с давних пор, поэтому с течением времени для обозначения двух типов кодификации появлялись самые разнообразные наименования. Если некоторые из них совершенно точно соответствуют по смыслу тому наименованию, что предложено нами (кодификация-компиляция и кодификация-реформа), скажем, выделение формальной кодификации и кодификации реальной3, то в других случаях терминологическое и смысловое сходство может быть не столь очевидным. Но на самом деле, допустим, проводимая ныне французскими властями «непрерывная кодификация права» есть всего лишь одна из версий кодификации-компиляции, характеризующейся возведением в принцип отказа от какой бы то ни было реформы права по существу4. Точно так же предшествовавшая «непрерывной кодификации права» так называемая административная кодификация, отличительная особенность которой заключалась в кодификации посредством издания правительственных декретов без вмешательства

1 См. введение.

2 G. Braibant, Utilité et difficulté s de la codification // Droits, № 24, 1996, p. 61.

* Имеется в виду хрестоматийное в литературоведении противопоставление творчества двух великих представителей французского классицизма — Жана Расина и Пьера Корнеля (1606-1684): первый следовал канонам классической древнегреческой трагедии, где не зависящая от воли человека фатальная сила страсти разрушает его внутренний мир; второй несколько отошел от древнегреческого понимания трагедии, поскольку его герои сохраняют внутреннюю свободу воли, самостоятельно определяя свою судьбу. - Примеч. пер.

3 См.: G. Cornu, Codification contemporaine: valeurs et langage // L'art du droit en quê te de sagesse, op. cit., p. 358.

4 См. определение «непрерывной кодификации права», данное в ст. 3 Закона от 12 апреля 2000 г. (оно цитировалось выше).


Техника кодификации

Парламента, составляла один из вариантов все той же кодификации-компиляции.

Водораздел между двумя приведенными методами кодификации просматривается достаточно четко, хотя он отнюдь не препятствует тому, что оба типа кодификации могут одновременно применяться в одной и той же стране. Например, именно так обстоит дело в современной Франции, где, с одной стороны, с момента окончания Второй мировой войны ведется активная деятельность по кодификации-компиляции, а с другой стороны, новые Гражданский процессуальный кодекс 1975 г. и Уголовный кодекс 1994 г. представляют собой кодификации-реформы. К ним же следует добавить Гражданский кодекс, ставший с 1960-х годов объектом частичной рекодификации.

После того как мы обозначили два типа кодификации, возникает вопрос: какие факторы определяют выбор между компиляцией и реформой (I)? Возникает и другой вопрос: в какой степени этот выбор является реальным, а в какой степени — только видимым (II)?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.