Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доброе чудо детской литературы






Они были для нее домом в чужом месте, внутренним голосом, друзьями, с которыми не поссоришься, умными, сильными, смелыми, прошедшими огонь, воду и медные трубы. Книги веселили, когда ей было грустно, прогоняли скуку... К. Функе " Чернильное сердце" ...парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. Д. Пеннак " Как роман"

Наверное, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок рос добрым и честным, любящим и заботливым, умным и смелым, чутким и нежным, активным и ответственным[1]. С одной стороны, все выше перечисленное – это не такие уж редкие человеческие качества. Большинство из нас может сказать, что имеет знакомых, которые в той или иной мере ими обладают. С другой – попробуйте всерьез примерить на себя ответственность воспитать таковым растущего человека. Дух захватывает! А получится ли?

На наше родительское счастье мы живем в мире людей, от которых мы можем получить поддержку и совет, если они нам нужны, а также в мире культуры, которая является отражением пути поиска Человека в человеке, пути воспитания и самовоспитания. Любое по-настоящему художественное произведение, не важно о чем идет речь, о фильме, о книге, концерте, предмете интерьера и т.д., призвано утвердить гармонию порядка над хаосом, победу добра над злом (даже в произведениях с трагическим концом добро все-таки побеждает, но его победа совершается не внутри произведения, а вовне - в душе читателя, зрителя, слушателя).

Культурные средства нацелены на трансляцию истинно человеческих ценностей и смыслов. Но чтобы малыш мог их присвоить, мы должны помочь ему научиться пользоваться этими средствами. Сама по себе логика вещи мало чему может научить - ложка хорошее орудие для ковыряния в песочнице, еще ей можно возить по столу или стучать. Все эти свойства ложки малыш открывает самостоятельно в своих манипуляциях с предметом. А вот культурное назначение ложки открывается ему с помощью взрослых, которые показывают ему, что ложка нужна для еды, учат пользоваться ею. Без взрослых культурное, собственно человеческое развитие ребенка невозможно.

Взрослый становится посредником между ребенком и миром культуры, вовлекая его в этот мир, помогает разобраться с его законами, овладеть различными культурными средствами и оберегает от опасных или несвоевременных проб.

Одним из культурных средств, роль которого в развитии маленького человека сложно переоценить является книга. Книга может развлекать и учить, помогать в трудных ситуациях, вдохновлять, ставить вопросы и помогать искать на них ответы.

Книга оставляет много простора для самостоятельности и фантазии. Как зазвучат голоса героев, какими предстанут они в нашем воображение зависит от нас. Конечно, предел фантазии здесь не безграничен, он во многом задан авторскими намеками и культурными кодами. Ведь нам интуитивно не приходит в голову озвучить медведя, постучавшего в теремок, высоким подрагивающим голосом или подстроить напевность сказки под ритм рэпа. Потому что медведь большой и сильный, немного неуклюжий, основательный, а сказка должна успокаивать и завораживать, манить, увлекать слушателя в заокраинный мир чуда. Иначе выходит фальшиво. Тоже и с образами. Работы хорошего художника-иллюстратора позволяют полнее прочувствовать текст, но оставляют в нас желание как бы оживить рисунки, представить: " а что было бы если...".

В отличие от просмотра видео или слушания аудиозаписи книга позволяет нам выбирать комфортную для нас скорость передвижения, ориентируясь на свои ощущения, на свое понимание или не понимание читаемого, мы можем смаковать строчки или, наоборот, где-то торопливо скользить по поверхности текста. Маленький ребенок еще не читает сам, но мы взрослые стараемся приспособить свое чтение к его восприятию, стараемся предугадать, а потом проверить, наблюдая за ребенком в совместном чтении, какие места следует читать помедленнее, а где вообще остановиться, побеседовать или что-то пояснить малышу.

Еще одна привлекательная сторона чтения - это его совместность. В начале, когда малыш еще не умеет читать, мы становимся для него персональной Книгой - живым голосом, биением своего сердца, оживляя бесчисленных зверушек, игрушек, девочек и мальчиков. Суть совместного чтения не том, что мы можем превратить пока непонятные для ребенка закорючки в полные чудес и открытий миры, тогда многие дети предпочитали бы чтение слушанию аудиозаписей, на которых звучат голоса профессиональных артистов, нет, для ребенка важно другое - важно наше заинтересованное соприсутствие. Совместное чтение - это разговор о любви, о любви к друг другу и к общим путешествиям в " литературных лесах". Для малыша значимо то, что вы вместе, что его любимый взрослый нашел для него и только для него время, чтобы просто побыть вместе, порадовать, подарить частичку своего тепла. Вспомните, как доверчиво малыш смотрит на вас, как прислушивается к вашему голосу, устроившись у вас на коленях или угнездившись под одеялом. А если не прислушивается? Если и на минуточку-то угомонить не возможно, даже во сне он будто торопиться? Такой непоседа может задорно шлепать по лужам под грибным дождиком, слушая как вы, например, напеваете песенку лягушонка:

 

Дождик, дождик, лей и капай!

Мы кричим и машем лапой!

(Х. Бехлер)

 

Играть в компании хороших детских стихов и песенок - это тоже радость и для ребенка и для взрослого.

Конечно, ничто не мешает вместе с ребенком посмотреть мультфильм или послушать сказку, но дистанция при просмотре или прослушивании чуть больше. Когда вы читаете вслух, вы подстраиваетесь под восприятие именно своего малыша, чутко реагируя на его чувства, понимание или не понимание, на то, что он устал или отвлекся - ни аудиозапись, ни фильм сделать этого просто не могут. Даже если малыш во что-то играет или рисует во время чтения (это свойственно мальчиками или очень подвижным девочкам) он может в любой момент взглянуть вам в лицо, уточняя те эмоциональные акценты, которые не однозначно считываются с голоса. Взрослого можно остановить или о чем-то спросить, а останавливать видео или аудио запись маленькому ребенку, скорее всего, в голову не придет.

Значит ли все это, что ребенка надо ограждать от видео или не давать ему слушать аудиозаписи стихов и сказок? Безусловно, нет. Хорошие аудиозаписи, мультфильмы, а чуть позже и фильмы играют также очень важную роль и в личностном и в читательском развитии ребенка. А чтение и книги ценны не сами по себе - дурная безвкусная книга и отстраненное механическое чтение приносят больше вреда, чем пользы. Вот почему так важно формировать круг чтения малыша и печься о том, чтобы семейное чтение проходило в атмосфере заботы и любви.

Здесь на этих страницах, мы поговорим о тех произведениях, которые должны входить в круг чтения ребенка раннего возраста, попробуем разгадать, может быть, неочевидные на первый взгляд, но психологически точные культурные коды детской литературы, которые помогают малышу развиваться, а нам взрослым воспитывать его. В идеале, хотелось бы дать вам заново почувствовать вкус детской литературы, разбудить вашего внутреннего ребенка и позволить ему пригласить вас в путешествие в Детство. Ну, что же в путь?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.