Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на товарный знак и знак обслуживания.






Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализациитоваров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правила ГК о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания.

Товарным знаком признается обозначение, условный знак, символ, который помещается на выпуск продукции, ее упаковке или сопроводительной докумен­тации.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Гос. регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) в Гос. реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (Гос. реестр товарных знаков). На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Виды товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Особой разновидностью товарных знаков следует считать коллективный то­варный знак. Его специфика заключается в том, что если индивидуальный товар­ный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предприни­мателя, то коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяй­ственной ассоциации или иного добровольного объединения, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих еди­ными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, произво­димых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.

Выделяют также общеизвестные товарные знаки, которыми признаются такие обозначения, которые знакомы широкому кругу потребителей благодаря его ис­пользованию для обозначения определенных товаров. Например, в качестве общеизвестных в Роспатенте зарегистрированы товарные знаки газеты «Известия», экскаваторы «Уралмаш», сигареты «Ява», банк «Сбербанк России», магазины «Дет­ский мир», технические масла «Лукойл». В соответствии с Парижской конвенции по охране промышленной собственности общеизвестным товарным знакам обеспечивается правовая охрана еще до их регистрации.

Для признания обозначения товарным знаком оно должно отвечать ря­ду признаков. Обязательным признаком товарного знака называют оригиналь­ность (выразительность), которая заключается в том, что обозначение, символ должны быть запоминающимися, создающими у потребителя устойчивые поло­жительные связи между качеством продукции и знаком. В этом проявляется ин­дивидуализирующая функция товарного знака.

В законодательстве утвержден принцип единства товарного знака: это вытекает из указаний законодателя на «обозначения, сходные до степени смешения» с заре­гистрированным знаком. т.е. знак рассматривается целиком, как единое целое.

Условием правовой защиты товарного знака является его новизна. Признак новизны выражается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с ранее зарегистрированны­ми или заявленными обозначениями в качестве товарных знаков. Новизна в сфе­ре товарных знаков определяется и устанавливается применительно к классу то­варов или к перечню товаров.

В законе установлены ограничения на регистрацию различных обозначений в качестве товарных знаков (ст. 1483 ГК).

Не допускается гос. регистрация в качестве товарных знаков:

► I. Обозначений, не обладающих разли­чительной способностью или состоящих только из элементов

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, «докторская колбаса»);

2) являющихся общепринятыми символами и терминами (например, символ «знак змеи над чашей в медицине» или термин «гипотенуза»);

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, коли­чество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта (например, указания категории качества товара: «первый сорт»; свойств товара: «восхитительная легкость»; веса, объема, цены товара: «100 грамм» и т.д.);

4) представляющих собой форму товаров, которая определя­ется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы (1-4) могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, если они не занимают в нем доминирующего положения. Указанные обозначения можно зарегистрировать как исключение в случаях, если они:

Ø приобрели различительную способность в результате их использования;

Ø состоят из указанных выше элементов, которые образуют комбинацию, обладающую

различительной способностью.

В качестве не обладающих различительной способностью так же можно назвать:

Ø обо­значения цифр, букв, не имеющих характерного графического исполнения;

Ø ли­нии, простые геометрические фигуры, не образующие композиций, дающих ка­чественно иной уровень восприятия;

Ø реалистические или схематические изобра­жения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков;

Ø обще­признанные сокращения названий организаций (АО, ГУП).

► I I. Обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

3) в соответствии с ме­ждународным договором РФ - обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой символы и официальные знаки государств, наименования и символы международных и межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награ­ды и другие знаки отличия.

► I I I. Обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с:

Ø товарными знаками других лиц, охраняемыми в РФ или заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

Ø общеизвестными в РФ товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Ø наименованием места происхождения товаров, охраняемым или, заявленным на регистрацию, за искл ючением случая, если такое наименование или обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

В соответствии с международным договором РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Ø охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Гос. реестре.

Ø промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Ø официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Ø названию известного в РФ на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

Ø имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в РФ на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

Исключительное право на товарный знак

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети " Интернет ", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения правообладателя. Единственным исключением из указанного правила является принцип исчерпания прав означает, что правообладатель не может препятствовать использованию знака применительно к тем же товарам, которые были введены в гражданский оборот им самим либо с его согласия, т.е. он не может осуществлять свое право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на рынок. Необходимо особенно подчеркнуть, что товары должны быть теми же самыми, никаким образом не измененными. Принцип исчерпания права имеет территориальное действие - товар должен быть введен в гражданский оборот на территории РФ.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы " R" или латинской буквы " R" в окружности либо словесного обозначения " товарный знак" или " зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ.

Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался. Но могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам. Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.

Распоряжение т.з. - правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на соответствующий товарный знак по договорам:

Ø об отчуждении исключительного права на товарный знак

Ø лицензионному договору о предоставлении права использования товарного знака (исключительная и неискл. лицензия)

Договоры обязательно в письменной форме и обязательна регистрация в Роспатенте

(характеристика договоров такая же, как в патентном праве, см вопр. 123, 129)

Товарный знак можно передать также по договору коммерческой концессии (см. вопр. 100), но не один, а только в комплексе исключительных прав

Срок действия исключительного права на товарный знак

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент. Срок может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока возможно неограниченное число раз.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Государственная регистрация товарного знака

Заявка на гос. регистрацию товарного знака подается в Роспатент юр. лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем) и содержит:

1) заявление о гос. регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

4) описание заявляемого обозначения.

Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак. Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты.

Если заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров поданы разными заявителями и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, заявленный товарный знак в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть зарегистрирован только на имя одного из заявителей, определяемого соглашением между ними.

Экспертиза заявки на товарный знак включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения).

Формальная экспертиза проводится в течение месяца. В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.

Экспертиза обозначения проверяет соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарным знакам (новизна, оригинальность и т.д. – см, что не допускается регистрировать). По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

На основании решения о гос. регистрации товарного знака, Роспатент в течение месяца со дня уплаты пошлины за гос. регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет гос. регистрацию товарного знака в Гос. реестре товарных знаков. В Гос. реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Защита права на товарный знак

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытковвыплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.