Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Компенсация морального вреда.






Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные ст. 1095 ГК, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Если вред причинен вследствие недостатков товаров, работ или услуг, реализованных (проданных, выполненных, оказанных) гражда­нину, выступавшему в качестве потребителя, то к таким обязательствам из причинения вреда помимо норм ГК применяются также поло­жения Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», причем независимо от того, причинен ли вред личности и (или) имуществу самого гражданина, выступавшего в качестве потребителя, или же вред причинен личности и (или) имуществу другого лица, например члена семьи «титульного» потребителя.

Вред, причиняемый личности гражданина, имеет две разновидности: вред жиз­ни или здоровью (§ 2 гл. 59 ГК) и моральный вред (ст. 151—152, § 4 гл. 59 ГК).

Вред возникает в процессе эксплуатации, хранения, транс­портировки и т.п. приобретенных товаров (результатов работ или услуг), в про­цессе выполнения работ или оказания услуг, а также в случае неосуществления утилизации товаров (результатов работ или услуг) по истечении срока годности или срока службы (либо нарушения правил утилизации) по причине ненадлежа­щего информирования.

Обязательства из причинения вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг являются разновидностью обязательств из причинения вреда, поэтому им присущи все сущностные призна­ки последних. Они (рассматриваемые обязательства) возникают в результате нарушения прав, носящих абсолютный характер (жизнь, здоровье, право собственности и т.д.); носят внедоговорный, деликтный характер, даже ес­ли бы отношения по реализации соответствующих товаров, работ или услуг и носили характер договорный; направлены на полное возмещение потерпевшему, насколько это возможно, причиненного вреда; обязанным лицом по ним может быть не только фактический причинитель вреда, но и иное лицо (например, не фирма-бракодел, а фирма — продавец бракованного товара, хотя бы и невинов­ная); сторонами являются должник — причинитель вреда (либо в предусмот­ренных законом случаях иное лицо, отвечающее за причиненный вред) и креди­тор — потерпевший, который претерпел вследствие причинения вреда личные и (или) имущественные лишения.

Выделяются же обязательства из причинения вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг среди про­чих обязательств из причинения вреда по способу причинения вреда.

Как правило, недостаток товара (работы, услуги) в рассматриваемом слу­чае носит скрытый характер. Однако не исключена и такая ситуация, когда, например, отступление от установленных правил производства работы или оказания услуги носит открытый характер и в результате этого отступления причиняется вред.

Условия ответственности:

► 1. причиненный потерпевшему иным лицом вред, т.е. смерть, травма, заболевание человека, его физические и нравственные страдания, гибель или повреждение имущества гражданина либо юридического лица, вызванные всем этим убытки (утрата заработка, расходы на лечение, расходы на покупку новой вещи взамен погибшей или на ремонт поврежденной вещи, упущенная выгода и т.д.).

► 2. про­тивоправность поведения (противоправное поведение — противоправное действие или бездействие) причинителя вреда - продавца (изготовителя), влекущие конструктивные, рецептурные или иные недостатки товара, работы, услуги, а также действия по предоставлению недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге);

► 3. причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда (изготовлениеми реализацией бракованной вещи, отступлением от установ­ленных правил выполнения работ или оказания услуг) и возникновением вреда личности и (или) имуществу потерпевшего.

► 4. в случаях, когда товар (работы, услуга) приобретается (заказывается) покупателем (заказчиком) — как гражданином, так и юридическим лицом — в потребительских целях, обязательство из причине­ния вреда возникает неза­висимоот наличия или отсутствия вины изготовителя (продавца) товара, испол­нителя работы или услуги, а также от того, состоял ли или нет потерпевший в договорных отношениях с таковым. Однако неимущественный (моральный) вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации при наличии вины причинителя.

Продавец товара, приобретенного для предпринимательских целей, от­вечает за вред, причиненный вследствие недостатков товара, лишь при наличии его вины.

Лицо, возмещающее вред. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещениюпо выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем). Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, а также исполнителем работы или услуги. В качестве продавцов, изготовителей или исполнителей, несущих ответственность за данный деликт, могут выступать любые граждане и юридические лица, а не только те из них, которые являются предпринимателями.

Потерпевшим является лицо, приобретающие товар в потребительских, а не в предпринимательских целях. Потерпевшими могут быть сам покупатель товара (заказчик работы, услуги), лицо, к которому перешел товар (результат работы) от покупателя (заказчика) по какому-либо правовому основанию, члены семьи покупателя (заказчика), посторонние лица, например, соседи, имущество которых пострадало от пожара, возникшего из-за самовозгорания телевизора, и т. п. В роли потерпевших могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Сроки возмещения вреда. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).

Независимо от времени причинения вред подлежит возмещению, если:

Ø в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;

Ø лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Основания освобождения от ответственности

Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. (ст. 151 ГК)

Физические страдания могут выражаться в форме любых болезненных и неприятных ощущений.

Нравственные страдания могут выражаться в форме различных переживаний.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Основания компенсации морального вреда

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

► вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

► вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

► вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

► в иных случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.