Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДОП к ВОПРОСУ 39






(просто прочитать)

У Гаврилова в слайдах к теме «Исполнение обязательств» выделен клиринг:

Клиринг - определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, и подготовку документов (информации) для их прекращения и (или) исполнения. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»

Закон не касается отношений в некоторых сферах: централизованные расчеты по сделкам, заключаемым на оптовом рынке электроэнергии и мощности; осуществление клиринга согласно Закону о национальной платежной системе; а также в отношении определенных обязательств. Речь идет о тех, которые возникают в соответствии с бюджетным законодательством и не связаны с размещением гос/ных и муниц. ценных бумаг.

Виды: индивидуальное и коллективное клиринговое обеспечение. Оно предназначено для снижения рисков неисполнения обязательств участниками клиринга.

Запрещается совмещать клиринговую деятельность с производственной, торговой и страховой деят/стью. Клиринговые компании также не могут вести реестр владельцев ценных бумаг и осуществлять ДУ акционерными и паевыми инвестиционными, а также негос/ными пенсионными фондами.

Мin размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 млн. руб. Состав их должен соотв/вать требованиям, которые установит регулятор.

Перемена лиц в обязательстве.

Обязательство может возникнуть и прекратиться с неизменным субъектным составом. Но возможны также изменения как на стороне кредитора, так и на стороне должника. Правовыми основаниями перемены лиц в обязательствах могут служить различные случаи общего (универсального) и частного (сингулярного) правопреемства. Регулируются такие отношения нормами главы 24 ГК.

Переход прав кредитора к другому лицу.

Переход прав кредитора возможен на основании сделки и в силу закона (п. 1 ст. 382 ГК).

Независимо от основания переход прав кредитора безусловно возможен лишь по обязательствам, в которых личность кредитора не имеет существенного значе­ния.

По обязательствам, в которых личность кредитора имеет существенное значе­ние для должника, уступка требования не допускается без согласия должника (п. 2 ст. 388 ГК). Например, по договору о совместной деятельности (п. 1 ст. 1041 ГК) личность его участника имеет существенное значение, потому уступка требования по нему возможна только в том случае, если согласие на уступку предусмотрено договором или последующим соглашением его участников.

Переход (по любому основанию) прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причи­ненного жизни или здоровью, не допускается (ст. 383 ГК). При этом следует раз­личать право требования, например компенсации морального вреда, и право по­лучения в исполнительном производстве присужденной суммы компенсации мо­рального вреда. Первое право неразрывно связано с личностью кредитора, пото­му не может перейти к другому лицу. Неполученная же сумма компенсации мо­рального вреда, установленная вступившим в законную силу решением суда, включается в состав наследственного имущества. Соответственно право на полу­чение такой суммы принадлежит наследникам потерпевшего.

Цессия. Если переход прав осуществляется по воле первоначального кредито­ра, то им совершается сделка уступки требования (цессия) в форме заключения с новым кредитором гражданско-правового договора. Сторонами цессии являются: первоначальный кредитор (цедент) и новый кредитор (цессионарий). Цессия не может существовать как самодостаточное правовое явление — она всегда облекается в форму договора купли-продажи (при возмездности отчуждения — п. 4 ст. 454 ГК), мены (ст. 567 и п. 4 ст. 454 ГК), дарения (при безвозмездном отчуждении — п. 1 ст. 572 ГК) или односторонней сделки индоссамента — особо­го вида цессии, совершаемой при передаче прав по ордерной ценной бумаге (п. 3 ст. 146, п. 3 ст. 389 ГК). Это наиболее распространенные виды сделок, в форму которых может быть облечена цессия. Свобода договора не ограничивает стороны в заключении непоименованных договоров (п. 2 ст. 421 ГК), которые также могут использовать конструкцию цессии. Сама уступка денежного требования может быть предметом договора факторинга (глава 43 ГК).

Форма цессии должна соответствовать форме сделки, права по которой уступаются. Если сделка подлежала государственной регист­рации, то, по общему правилу, сделка уступки (точнее, ее внешняя форма, на­пример договор купли-продажи) также подлежит государственной регистрации (ст. 389 ГК).

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК). Но в лю­бом случае должник должен быть уведомлен (поставлен в известность) о состо­явшемся переходе прав кредитора. Правовое значение такого уведомления состо­ит в предупреждении недолжного исполнения должником выбывшему из обяза­тельства лицу (цеденту). При нарушении этого правила новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий: исполнение обя­зательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору. Соответственно обязательство прекратится надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК). А новый кредитор будет вынужден истребовать исполненное от своего правопредшественника как неосновательно приобретенное (ст. 1102 ГК). Потому в интересах нового кредитора немедленно уведомить должника о перехо­де прав кредитора. Более того, должнику предоставлено право не исполнять обя­зательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требо­вания к этому лицу (п. 1 ст. 385 ГК). Но возражать против требования нового кредитора должник вправе лишь по основаниям, которые могли быть противо­поставлены требованиям первоначального кредитора к моменту получения уве­домления о переходе прав кредитора.

Первоначальный кредитор обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования (п. 2 ст. 385 ГК).

Первоначальный кредитор отвечает перед новым за недействительность пере­данного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования долж­ником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручи­тельство за должника перед новым кредитором.

Переход прав кредитора на основании закона.

Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании за­кона при наступлении, в частности, следующих юридических фактов:

• в результате универсального правопреемства в правах кредитора (при ре­организации юридических лиц и в порядке наследования);

• по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда воз­можность такого перевода предусмотрена законом (например, при нару­шении преимущественного права покупки — п. 3 ст. 250 ГК; при нару­шении преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок — п. 1 ст. 621 ГК);

• вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или за­логодателем, не являющимся должником по этому обязательству (п. 1 ст. 365 ГК);

• при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая (ст. 965 ГК).

Данный перечень не является закрытым, так как может быть расширен поло­жениями федеральных законов. Например, такой случай предусмотрен п. 2 ст. 47 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Ипотечное обяза­тельство является акцессорным, но обладающим особым характером, обуслов­ленным объектом ипотеки — недвижимым имуществом. В большинстве случаев ипотекой обеспечивается обязательство на сумму меньшую, чем стоимость пред­мета залога. Потому указанная статья закрепляет общее правило, согласно кото­рому уступка прав по договору об ипотеке влечет в силу закона и уступку прав по основному обязательству. Здесь законодателю следовало употребить термин «пе­реход прав кредитора к другому лицу», а не «уступка прав», так как переход прав по основному обязательству осуществляется в силу закона.

Перевод долга. Перевод должником своего долга на другое лицо (делегация) допускается лишь с согласия кредитора (п. 1 ст. 391 ГК). Конечно, кредитору в любом случае небезразлична личность должника, так как в противном случае многие обязатель­ства могут оказаться неисполненными вследствие несостоятельности должников, на которых могли бы беспрепятственно переводить долг недобросовестные уча­стники обязательств.

В отношении формы и государственной регистрации сделок по переводу долга применяются те же правила, которые предусмотрены для цессии и изло­жены выше.

Новому должнику предоставлено безусловное право выдвигать против требо­вания кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ст. 392 ГК).

Основная осо­бенность перемены должника при реорганизации состоит в том, что получение согласия кредиторов на это не требуется. На учредителей (участников) юриди­ческого лица или орган, принявших решение о реорганизации юридического лица, Кодексом возложена обязанность лишь письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитору же предоставлено право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.