Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание №9.






 

1. Из труда современного историка.

«… Одной из интереснейших страниц русской истории являются кризисные явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом определили всю её историю не только до Петра I, но и значительно дольше, потому, что в их результате на российский престол взошла новая династия – Романовы.

18 марта 1584 г. печальный перезвон московских колоколов возвестил о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. Закончилось полувековое царствование одного из самых деспотических властителей отечественной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но героической Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи северной компании, произошедшее более чем через 100 лет, при Петре I. О во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер государственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом именно политика этого царствования подвела Российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».

· К какому периоду истории (векам) относятся упоминаемые в начале отрывка кризисные явления? Под каким названием вошли в историю России события этого времени?

· Почему автор связывает описываемые кризисные явления с царствованием Ивана Грозного? В чем суть этих кризисных явлений?

· В чем заключаются последствия описываемых событий для истории России?

 

2. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите, кто из российских правителей издал этот документ.

«Без суда да не лишится благородный дворянского

достоинства.

Без суда да не лишится благородный чести.

Без суда да не лишится благородный жизни.

Без суда да не лишится благородный имения.

Да не судится благородный, кроме как с своими равными.

Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу».

Ответ: _______________________.

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идет речь.

«Начала свое царствование с того, что... щедро ода­рила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимуществен­но земли, в светскую) церковного землевладения. Импе­ратрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просве­тителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными — просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе».

 

3. Прочтите отрывок из документа XVIII в. и назовите его автора.

«Великий государь и над цари царь достойный импе­ратор Петр Федорович, разсудя своим мнением, ко всем моим верноподданным послать сей мой имянной указ и протчая, и протчая, и протчая.

Да будет вам известно всем, что действительно я, я сам великий. И, веря о том без сомнения, знайте, мне подданные во всяких сторонах... сколько вас есть и протчие все!

И пожаловал вас землею, водою, солью, верою и молитвою, пажитью и денежным жалованьем, за что должны вы служить мне до последней погибели. И буду вам за то против сего увещевательного указа отец и жалователь...

Император сам Петр Третей руку приложил».

Ответ: _______________________.

 

4. Укажите, кто из деятелей русской науки и культуры XVIII века открыл, организовал, построил:

1) московский университет; а) М.М. Щербатов;
2) «Историю Российскую с древнейших времен» и ряд публицистических произведений, критиковавших внутреннюю политику Екатерины II; б) А.Н. Радищев;
3) здания Московского университета, Сената в Кремле, Петровского дворца, Колонного зала Благородного дворянского собрания и др.; в) М.В.Ломоносов;
4) комедии «бригадир», «Недоросль»; г) Э.М. Фальконе;
5) книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» д) М.Ф. Казаков;
6) театр в Ярославле, доступный всем желающим; е) Ф.Г. Волков;
  ж) Д.И. Фонвизин;

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.