Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I Праблемы выхавання 5/2005. ной деятельности); рефлексия учебно-по­знавательной деятельности.







ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА


ной деятельности); рефлексия учебно-по­знавательной деятельности.

Чем раньше дети приобщаются к ин­тересующей и волнующей их практиче­ской деятельности, тем глубже они пони­мают смысл будущей трудовой деятельно­сти, тем активнее и осознаннее происхо­дит реализация их как личностей. Разви­тые в детстве творческие способности эф­фективно влияют на дальнейшую жизнь, непрерывное совершенствование человека.

Помимо специального опыта в конк­ретной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень об­щего развития, накапливает жизненный опыт, обладает определенными свойствами нервной организации. Педагог должен учитывать эти общие основания специа­лизации трудового развития личности. При этом приходит осознание того, что специальные способности являются про­дуктом развития специальных видов дея­тельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Однако оно также влияет на формирование потенци­альных свойств личности. Продуктом об­щего развития является одаренность. Сле­довательно, педагогу предстоит опреде­литься в соотношении одаренности и спе­циальных способностей и в еще более фундаментальной проблеме соотношения общего и специального развития.

Общее развитие связано со специфич­ным производственным опытом человека, с достигнутым уровнем мастерства и ус­пехами в деятельности, которые влияют на остальные стороны жизни и психиче­ского развития. С точки зрения генетики, взаимоотношение между одаренностью и специальными способностями с возрастом видоизменяются и преобразуются. Специ­альные способности связаны как генети­чески, так и структурно с одаренностью, а последняя проявляется и развивается в специальных способностях. С. Л. Рубин­штейн отмечает, когда одаренность рас­сматривается «вне отношения к конкрет­ным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются конкретные черты интеллектуального облика реально­го живого человека». Он подчеркивает, что «если под общей одаренностью разу­меть взятую в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зави­сит продуктивность его деятельности, то


в нее включается не только интеллект, но и в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоцио­нальной сферы, темперамента, эмоцио­нальная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».

Ни одна отдельная способность не мо­жет быть достаточной для успешного вы­полнения деятельности. Надо, чтобы у че­ловека было много способностей, находя­щихся в благоприятном сочетании. Каче­ственно своеобразное сочетание способ­ностей, необходимых для успешного вы­полнения какой-либо деятельности, на­зывают одаренностью. Педагогу очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются основными, ведущи­ми для каждого вида деятельности у вос­питанника. Это поможет найти наиболее действенные методы формирования у де­тей таких способностей и повысить общую культуру и результативность деятельности.

Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных субъектов для творчества характерна их индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей во вне­школьном учреждении надо не игнори­ровать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы индивидуального воздействия и взаимодействия. Предлагаемые технологи­ческие правила организации деятельнос­ти во внешкольном учреждении помогут достичь высоких и качественных резуль­татов деятельности как группы, так и каждого ее члена, а предлагаемый алго­ритм педагогической деятельности по са­моутверждению индивидуальности помо­жет воспитанникам социализироваться.

Результатом социализации являются следующие проявления личности: соци­альная адаптированность, автономность и социальная активность. Исследования творческой деятельности последних лет, в частности структуры одаренности, дают определенные основания для формирова­ния новых подходов относительно дина­мики и организации творческого процес­са, сущности творчества.


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.