Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как совершенствовать себя






 

Если вам вдруг не понравится ваша тень - какая-то сутулая, кривая, - то, чтобы ее разогнуть, вы распрямите себя. Естественно. Так же, если вам не вполне нравится ваша жизнь, то единственный способ ее поправить - это поправить себя. Ваша жизнь - отражение вашей личности, и.

правильно, догадались,

начать надо с себя. Если вы живете хорошо, а хотите отлично, значит, вы хороший, а надо стать - отличным!

Вы не против?

Тогда - в путь!

 

Тест «Что вы за птица?»

Тесты любят все или почти все, но большинство отвечает на вопросы лишь для того, чтобы, узнав результат, оценить - нет, не себя, а тест: насколько тест точно угадал то, что человек знал о себе и без него. Да, тесты помогают человеку еще раз задуматься о себе, посмотреть на свои особенности немного «со стороны», но основная функция популярных тестов - развлечение.

Тест «Что вы за птица?»1 - не скучный, но дан здесь с другими целями. Я боюсь, что кто- нибудь начнет воспринимать мои рекомендации слишком прямолинейно, не соотнеся со своими особенностями и своей личной ситуацией. Тест же помогает понять, что нет общих рекомендаций, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.

Ругаться, например, явно нехорошо. Но нескольких людей мне пришлось учить ругаться, потому что они это не умели. А им, в их ситуации, это было необходимо.

Итак,

 

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

Отвечая на вопросы, следует выбрать из трех ответов один. Если у вас есть сомнения, выберите просто наиболее подходящий для вас ответ. Тот или иной ответ не говорит о том, что вы лучше или хуже, а просто о том, что вы тот или иной.

Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда ты не пойдешь». Я:

а)очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки пустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;

б)скажу себе: «А я никуда и не хочу идти» и останусь дома;

в)скажу: «Ничего не поздно, я пойду», хотя мама потом и будет ругаться.

В случае разногласий я обычно:

а)внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б)избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в)открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

Я представляю себя человеком, который:

а)любит нравиться многим и быть как все;

б)всегда остается самим собой;

в)любит подчинять других людей своей воле.

Мое отношение к романтической любви:

а)быть рядом с любимым человеком - величайшее счастье в жизни;

б)это неплохо, но пока ее от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;

в)это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что мне нужно.

Если я расстроен, то я:

а)постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б)стараюсь не обращать на это внимание;

в)начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.

Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

а)меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;

б)меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в)я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.

Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:

а)раздражаюсь и молчу, пережевывая обиду внутри себя;

б)наверное, разозлюсь и отвечу тем же;

в)расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

Я лучше всего действую, если я:

а)сам по себе;

б)лидер, руководитель;

в)часть команды.

Если я закончил какую-то сложную работу, я:

а)просто перехожу к другому делу;

б)показываю всем, что я уже все сделал;

в)хочу, чтобы меня похвалили.

На вечеринках я обычно:

а)тихонечко сижу в углу;

б)стремлюсь быть в центре всех событий;

в)провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

Если кассирша в магазине не додаст мне сдачу, то я: а) естественно, ее потребую;

б)расстроюсь, но промолчу, - не люблю препираться с кассирами;

в)не обращу внимания, - мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.

Если я чувствую, что я злюсь, я:

а)выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б)чувствую себя неудобно;

в)пытаюсь себя утихомирить.

Когда я заболеваю, я:

а)делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б)ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;

в)стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.

Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

а)выразить ему свои чувства открыто и в лицо;

б)разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;

в)дать ему знать об этом косвенно, например через других людей.

Мой девиз, очевидно, будет:

а)Победитель всегда прав;

б)Весь мир любит любящего;

в)Тише едешь - дальше будешь. ЧТО ПОКАЗЫВАЕТТЕСТ?

С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб».

Обработайте результаты своих ответов. Для этого разбейте 15 вопросов-ответов теста на три пятерки: 1-5, 6—10, 11-15. Чтобы узнать, насколько вы «Голубь», посчитайте, сколько у вас ответов «А» в первой пятерке, «В» - во второй пятерке и «Б» - в третьей. Максимум может быть 15, минимум - 0. Выраженность у вас «страусиных» черт покажет сумма «Б» в первой пятерке, «А» - во второй и «В» - в третьей. Ответы «Ястреба» - «В» в первой пятерке, «Б» - во второй и «А» - в третьей.

Если, к примеру, у вас 11 «голубиных» ответов, 4 «страусиных» и ни одного «ястребиного», то ясно, что вы ближе всего к Голубю, немного Страус и ничего общего не имеете с Ястребом. Если всего поровну, то в вас всего понемногу и в разных ситуациях вы проявляете себя по-разному.

 

Правда, стоит поинтересоваться: что вы взяли от Голубя? - добрую мягкость или кислую нерешительность? От Страуса? - эмоциональную стабильность или замкнутость? От Ястреба? - решительность или агрессивность?

Для этого внимательно просмотрите описание этих личностных типов.

 

Голубь

Это дающий, любящий, мягкий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование.

Голуби во многом - слабаки и мямли. Они готовы сделать все для других - и чаще всего то, что они втайне хотят, чтобы другие сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся или не умеют. Слишком добры и уступчивы - оттого, что трусливы.

Голуби живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы их с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще уделяют мечтам и переживаниям слишком много времени вместо того, чтобы заняться чем-то серьезным.

Голубь чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх других. Это не потому, что Голуби в чем-то неполноценны, но просто они себя лучше чувствуют за троном, а не на нем. Брать на себя инициативу и ответственность побаиваются, чувствуют себя в роли лидера очень неуверенно. Голуби зависимы от мнений окружающих и преданы предмету обожания.

Они страдают от мелочей, часто суеверны. Легкие, миролюбивые, Голуби укрощающе действуют на темпераментных и агрессивных людей. Свою собственную злость они направляют на себя, часто теряют здоровье, простужаются, теряют кошельки и режут себе пальцы вместо колбасы.

 

Страус

Страус - человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если кто-то подходит к нему слишком близко, он или отталкивает его или, что чаще, бежит от него сам. Страусу достаточно себя, и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или не дай бог разочарования, он старается спрятать в песок не только свою голову, но и сердце, и талант.

Страус избегает связей и особенно вытекающих из них обязательств. Те, кто выходит за них замуж или женится, знает, что жизнь с ними может быть весьма холодной. Страусы предпочитают страдать в молчании и одиночестве.

Но страдания их не слишком болезненны, поскольку они умеют защитить себя от них. Даже если Страуса отвергли, он перенесет это достаточно спокойно. Они не ждут от жизни и людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы. Поскольку они никогда особенно ни к чему не стремятся, никто не может сказать, что они потерпели фиаско.

Их отчужденность придает им целостность и самодостаточность, что не хватает как Голубю, стремящемуся понравиться и подлаживающемуся под окружающих, так и Ястребу, который хочет достичь успеха и всегда в движении. Но эта же целостность (ее другая сторона - замкнутость) отрезает Страуса от лучшего в других людях и в нем самом, от бурлящего потока жизни.

 

Ястреб

Человеку честолюбивому, решительному и храброму, Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобретают массу противников, но, сдругой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого вытягиваться перед ними в струнку и выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим их.

Ястребы требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы восхищения. Но, с другой стороны, они работают больше, чем кто-либо, и, как правило, заслуживают такого отношения к себе.

Они стремятся к совершенству, идеалу, бескомпромиссны, требуют «все или ничего». И хотя они легко критикуют других и себя, на критику со стороны реагируют плохо. Всякое предположение, что они могут совершить ошибку, не только вызывает их ярость, но также может ввергнуть их в состояние глубокой депрессии, так как за этим ястребиным фасадом они не так жестоки, как кажется на первый взгляд.

Для Ястребов мир представляет поле битвы и они окружены врагами. Но не стоит беспокоиться: они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги, и у них масса энергии. Единственная битва, которую они проигрывают, - это битва с самим собой.

 

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ МЕНЯТЬСЯ...

Этот тест дает только один из возможных «срезов» вашей личности, но, надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены, - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны.

Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта, - это неизбежный этап в процессе роста.

 

Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни.

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны.

Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества - это навсегда, а умения - только когда надо.

 

Надо ли уметь «бить»? «Бить» - не надо, а «уметь бить» - бывает очень даже необходимо...

 

Что нужно Голубю

 

Диагноз и общие предписания

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других. Вы имеете право быть самим собой. Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено.

 

Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

 

Упражнения:

Упражнение «Неулыбка».

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись? - значит, сказали «Да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?

 

Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

Упражнение «Нет».

Вам трудно говорить «Нет»? - вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить «Нет» спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «Нет» воспринимается нормально.

Упражнение «Захват инициативы».

Учитесь захватывать инициативу в разговоре и делах.

Упражнение «Нестандартные поступки».

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного («как все») поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно, - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? - Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

Упражнение «Губа».

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать «уровень напряжения». Станет тяжело, - губу приспустите; а не чувствуете напряжение, - приподнимите губу выше.

Упражнение «Подарю тебе оценку».

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели? - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

Упражнение «Свобода отрицательных эмоций».

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

Упражнение «Свобода голоса и мнений».

Учитесь говорить громко и уверенно, чаще высказывайтесь категорично.

Упражнение «Свобода обвинений».

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

Упражнение «Наведите порядок!»

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

 

Что нужно Страусу Диагноз и общие предписания

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача - развивать в себе интерес и внимание к окружающим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

 

Упражнения:

Упражнение «Ассоциации».

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать «абстрактные» вопросы (например, «Какая вещь домашнего обихода?»), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

Упражнение «Запоминание лиц».

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то «не видите»? - смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

Упражнение «А как он смеется?»

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: «А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается «выкрутиться»? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?)? Каким он будет в старости (видите?)»?

Упражнение «А что это он?»

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: «Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это? - и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит? - интересничает? Он изображает шута? - зачем?»

Упражнение «Я глазами других».

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

Упражнение «Сопереживание».

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

Упражнение «Перевоплощение».

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

В компаниях чаще вылезайте на роль массовика-затейника. Не получается? - учитесь.

 

Что нужно Ястребу Диагноз и общие предписания

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

 

Упражнения:

1. Упражнение «Улыбка».

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

Упражнение «Мир тебе».

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть «Мир тебе!» Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять.

Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: «Мир тебе!» - это поможет вам остановиться.

♦ Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: «Хорошо». Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: «Хорошо!» На вас кричат? - «Хорошо». Вы кричите? - тоже «Хорошо». Через какое-то время кричать уже не захочется никому и в душе станет светло и тепло.

Упражнение «Передача инициативы».

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

Упражнение «Оценка на себя».

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

Упражнение «Приятный разговор».

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет, - сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

Упражнение «Облако в штанах».

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите «Да», а не «Нет». Избегайте категоричных фраз и интонаций.

Упражнение «Комплименты и благодарность».

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой и конечно же словами. Разрешите себе восхищаться: «Вы сегодня прекрасно выглядите!» «От души спасибо, это просто восхитительно!» Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

Упражнение «Гроза отменяется».

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не

осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо? 9. Упражнение «Мудрец».

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: «А как бы к этому отнесся мудрый человек?»

 

Правильно поставленное мышление

Манекенщицам ставят походку, пловцам - гребок, боксеру - удар. Точно так же каждому из нас можно поставить мышление.

Мышление - это не просто течение мыслей по поводу происходящего. Мышление - это работа, которая должна давать продукт и двигать вашу жизнь вперед. Чтобы учиться такому - продуктивному, рабочему - мышлению, сделайте одно любопытное упражнение.

 

ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА, УСПЕШНОГО В ЖИЗНИ: ТЕСТ

Напишите черты человека, успешного в жизни: 10 черт, особенностей, которые представляются вам самыми важными и яркими.

Это не сложно, и ваши результаты изучить вам действительно будет интересно: поэтому найдите ручку и тут же, в книге (вариант - на отдельном листке) напишите 10 самых важных на ваш взгляд черт и особенностей успешного человека.

Напишите - вам это понравится, в этом есть смысл.

Спасибо.

Теперь изучаем, что получилось.

Скорее всего вы написали очень правильные вещи. Проверить это легко: покажите ваш список другому умному человеку и спросите: «Можно ли сказать, что это черты успешного человека?» Если умный человек не захочет умничать, он просто скажет: «Да». Да, вы разумный человек, вы написали все правильно.

Но: многознание ума не прибавляет. Поэтому - следующие вопросы к вашему списку.

Пометьте плюсом те пункты, наличие которых зависит лично от вас, а не приходят с возрастом или дарятся человеку от природы. Минусом отметьте то, что от вас зависит мало: то, что вы считаете скорее врожденными качествами человека.

К примеру, «нацеленность на результат» (вместо рассеянного блуждания) вы, скорее, в себе включаете сами, природа здесь ни при чем. Если же в вашем списке есть пункты «мудрость» или «харизма», дело другое: мудрость обычно приходит (или не приходит) просто с возрастом, харизма лидера чаще дарится с рождения: либо она есть, либо она есть не у вас.

Строго говоря, харизма развивается тоже, просто это дело не быстрое и нужны специальные методики.

Далее. Пометьте новыми плюсами те качества, которые вы умеете развивать, с которыми вы умеете работать. Минусами - качества, которые развивать не умеете, к которым у вас нет методики развития.

Как развивать «чувство юмора» и «удачливость», всерьез я не знаю. Если у вас также нет эффективных методик, ставьте минус. А вот к «системному мышлению» у меня есть методики, игры и упражнения, которые такое мышление развивают, и я готов пометить этот пункт плюсом.

И последнее. Поставьте плюсы рядом с пунктами, которые вас воодушевляют, мотивируют, которые вызывают у вас желание их нарабатывать. Минусом пометьте пункты списка, которые вы развивать едва ли будете - черты личности, к которым вы равнодушны или, более того - они вызывают у вас протест.

Дисциплина - для успешного человека это очень правильно, очень понятно и конкретно, но далеко не всех это понятие мотивирует.

Интересно, что если то же самое назвать другим словом, например «организованностью», то «организованность» обычно мотивирует существенно больше, нежели «дисциплина». «Я приучаю себя к дисциплине» - не звучит, а «я развиваю у себя организованность» - произносится солидно.

Итого, пункты нашего списка помечены плюсами и минусами. Что это значит? Все просто: чем больше у вас плюсов, тем правильнее построено ваше мышление, тем лучше оно работает на вас. С другой стороны, чем больше у вас минусов, тем больше минусов вашему мышлению, вашему (не)умению и привычке думать.

Более 15 минусов - совсем печально, надеюсь, это к вам не относится.

От 10 до 15 - читайте рекомендации дальше, работать с мышлением необходимо.

От 5 до 10 - неплохо, читайте рекомендации дальше, совершенствовать свое мышление всегда полезно.

Менее 5 - поздравляю, вы с громадным интересом прочитаете рекомендации далее и поймете, что вы всегда делали это раньше и планируете делать это всегда.

 

ВЕЩИ ПРАВИЛЬНЫЕ - И ТЕ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ «Минус» напротив того или иного понятия значит, что это понятие - не рабочее, для жизни - пустое. Эта информация, с которой непонятно что делать, будет лежать в вашей голове рядом с другими такими же нерабочими знаниями, вы при этом будете становиться все более умными и все более неуспешными в жизни.

Голова - предмет слабый, для загрузки интеллектуальным мусором в больших объемах не приспособлена.

Мы знаем много правильных вещей, но в жизни важнее не правильные вещи, а те, которые работают: на нас и для нас. Констатация факта - это пустышка, это не работает. То, что зависит не от нас, что непонятно как развивать, что нас не воодушевляет - все это мертвые, пустые, не рабочие для нас знания.

Я когда-то заинтересовался методиками правильного питания. Нашел умную книжку умного профессора, прочитал ее внимательно и пошел, как обычно, заливать в кипяток мясной быстросуп.

Ведь это быстро и съедобно, да?

Профессор написал все умно и правильно, но на мою жизнь это не повлияло никак. А потом я взял в руки новую книгу Владимира Львовича Леви «Разговор в письмах», погрузился в его живое и трепетное повествование, после чего уже тридцать лет мяса себе на здоровье - не ем. При этом совершенно не утверждаю, что это правильно. Сам В.Л. (мы с ним тогда жили рядом) как-то скептически прокомментировал мои восторги: «Коля, когда я писал эту книгу, мне просто нельзя было кушать многие продукты, поэтому я так смачно об этом и писал, сам себя пугая последствиями!»

Книга Леви не была обоснована строгими научными фактами, она была скорее вдохновенна, как стихотворение, и поэтому именно ее содержание стало - рабочим. Действенным.

 

КАК МЫСЛИТЬ ПРАВИЛЬНО

Правильно мыслить - это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит: Приучайте себя мыслить конкретно.

«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» - слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.

«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал - убрал постель», «Вышел из дома - расправил плечи» - вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе - большая.

Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.

Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным.

Например, для вас в ближайшее время это:... Что?

Думайте о том, о чем думать сейчас надо.

Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще - вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья - дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.

Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют или будут вам полезными.

 

Как это?

Предположим, вы задумались о своей работе.

Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.

Дела у вас есть?

Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.

К сожалению.

И расстроились, естественно.

Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себя хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.

Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще? Запишите этот полезный вывод здесь.

А можно подумать и принять серьезные решения. Жизнь-то ваша одна, почему бы и да? Я размышляю над таким серьезным решением:

 

ВЫБОР ФРАНКЛИНА

В этой книге я с удовольствием буду знакомить вас с людьми, которых уважаю сам и которые вызывают уважение окружающих. Таких людей много, но лучше говорить о людях известных.

Бенджамин Франклин - очень известный человек.

«Приблизительно в 1728 году я замыслил смелый и трудный план достижения морального совершенства, выделив из известных мне моральных добродетелей тринадцать важнейших. Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями:

Воздержание. - Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

Молчание. - Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок. - Держать все свои вещи на местах; для каждого занятия есть свое время.

Решительность. - Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Бережливость. - Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.

Трудолюбие. - Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным, отказываться от всех ненужных действий.

Искренность. - Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.

Справедливость. - Не причинять никому вреда, не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность. - Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Чистота. - Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и жилище.

Спокойствие. - Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.

Целомудрие. - Предаваться любовным утехам не часто, только ради здоровья или произведения потомства, никогда не делать этого до отупения, истощения, а также в ущерб своей или чужой репутации.

Смирение. - Подражать Иисусу и Сократу».

Наверное, это список не претендует на универсальность и подойдет не многим, но для начинающего жизнь 22-летнего Бена Франклина он был рабочим и нужным. Вы знаете, что Бенджамин Франклин стал одним из самых уважаемых людей в своей стране.

 

ДЕСЯТЬ ЧЕРТ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

План морального совершенства и список важнейших добродетелей - это не то же самое, что черты человека, успешного в жизни. Естественно, что у вас список будет другим, более деловым, хотя едва ли правильно совсем отделять жизненную успешность от того, что относят к морали, этике и человеческой порядочности.

Проведите эксперимент, опросите деловых людей, собственников и руководителей предприятий, что они более всего ценят в своих коллегах. Услышите разное, но два пункта будут встречаться чаще других: «дельный» (другое название - «профессионал») и «предсказуемый». Что это такое? Это другое название порядочности. Если вы уверены в действиях партнера, уверены, что он вас не кинет, - партнер предсказуем. И это очень ценится.

Порядочные, ответственные, заботливые и любящие люди имеют свою, вполне реальную жизненную успешность за счет того, что их уважают, ценят и любят окружающие. За них могут поручиться и дать кредит, их выручат друзья, им легче найти свою любовь, у них вырастают замечательные дети. Они живут в ладу с собой и своей совестью, а это - много. Может быть, по этой же причине у них искренние улыбки и хорошее здоровье.

Десять черт успешного человека, которые, может быть, и для вас станут привлекательными и рабочими понятиями, это:

Тело здоровое и энергичное.

Радостное восприятие жизни. Хорошо. Солнышко. Не пищать! Позитив и энергия.

Чувство другого. Я не пуп земли, а повернут к людям. Всегда вижу, слышу и чувствую людей рядом с собой, стараюсь понимать их так же хорошо, как чувствую себя.

Заботливость. Я помню и забочусь о людях вокруг меня, помогаю тем, кто в моей заботе нуждается.

Всегда в осмысленной работе. Дорожу каждой минутой, не занимаюсь пустыми развлечениями, всегда в деле.

Нацеленность на результат. Постановка цели, планирование, ответственное исполнение, точная корректировка. Цель поставлена - цель будет достигнута.

Позиция цивилизованного лидера. Я не жду и отвечаю кому-то, а формирую и делаю сам. Я становлюсь лидером, чтобы больше сделать и помочь людям.

Установка на сотрудничество. Вместе можно сделать больше, чем одному. Лучший выигрыш, когда выигрывают все. Я рад, когда мы богатеем все вместе.

Порядочность. Я не подвожу людей, держу слово, выполняю договоренности, с уважением отношусь к коллегам, не мщу, не злословлю за спиной, не решаю свои проблемы за чужой счет. Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться.

Всегда в развитии. Никогда не стою на месте, меняюсь быстро и с удовольствием. Развитие - мой естественный способ существования.

Список - не догма, а способ себя организовать. Еще раз подумайте над тем, что вы написали до этого, сопоставьте с этим, предложенным вам, списком, и примите решения свои. Подойдите к вопросу творчески, и совершенно не обязательно, чтобы в списке было именно десять пунктов. Важно, чтобы в результате вы остановились на том, что вас радует, к чему вам хочется возвращаться, и чтобы уже сейчас поставили себе хотя бы одну конкретную задачу.

«Я буду работать над.»

«Начну тогда-то.»

«Первый мой шаг будет.»

 

ВЛАДИМИР КЛИНКОВ

С деловыми людьми говорить о любви и порядочности не всегда просто. Но - интересно.

Владимир Клинков, проходя у меня обучение, делал это качественно, как и все, что он делал. Успешный издательский бизнес, свободное знание шести языков, умение ставить и достигать цели. - он был впереди во всем. Отлично закрыл все основные цвета учебного курса «Дистанция», по учету и планированию времени показал просто феноменальные результаты, наработав способность отчитываться за результат каждых 2 (двух!!) минут своей жизни.

Достойно!

И вдруг - уперлись. Последнее упражнение «Дистанции» - «Любовь». «Если бы я любил, как бы я относился к себе, к людям, к вещам, к жизни...» И Владимир задал вопрос: «Зачем? Зачем мне любить? Какой для меня смысл в этом упражнении?»

Если Владимир задавал вопросы, они были не случайны, хорошо продуманы.

Для других курсантов «Дистанции» подобного вопроса не существовало. Особенно бушевали женщины: «Как зачем? Ну как же без любви?! Только если любишь, жизнь становится прекрасной, наполняется настоящим смыслом!» Владимир был ровен, спокоен, рассудителен: «Упражнение «Хорошо» я отработал, настроение всегда позитивное, вопросов о смысле жизни у меня не стоит. Вообще личная жизнь меня интересует мало, а зачем нужно любить в бизнесе?» Эмоциональные доводы разбивались об него, как о скалу: он был бизнесменом и рационалистом.

Владимиру нужны были разумные доводы, серьезная аргументация. Хорошо, как говорят психиатры, «с каждым человеком надо говорить в формате его бреда». То есть на его языке. Я предложил ему: «Владимир, до сих пор мои предложения были для тебя выгодными, сделай и это - как эксперимент. Ты талантливый, жить с любовью у тебя получится без большого труда, неделю продержишься. Живи с любовью, через неделю доложи о результатах. Есть?» - «Есть!»

Владимир пришел через две недели с глазами, наполненными любовью. «Любовь - это великолепно. Я теперь всей душой люблю приходящих ко мне клиентов, с любовью веду переговоры, особенно переговоры трудные, люблю своих подчиненных и коллег, с которыми приходится иметь дело. Докладываю: на одной любви я за последнюю неделю сделал дополнительно четыре тысячи долларов. Любить - выгодно. Когда я людей люблю, с ними удается быстрее договариваться, клиенты быстрее несут деньги, я делаю дела с большей охотой и меньше устаю. В квартальный план я включил привитие любви своим ключевым сотрудникам, я хочу, чтобы они тоже начали любить. Любовь - очень перспективный ресурс!»

 

«С каждым человеком надо говорить в формате его бреда.» Что делать с недостатками: работа на позитиве

Разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю из них своих друзей? Авраам Линкольн

Недостатки есть у всех, и со своими недостатками нужно бороться.

Да, это правда.

Но это правда - не лучшая.

Сопоставьте две вещи:

 

Дети не борются со своими недостатками. Дети себя любят, а к своим особенностям относятся - с интересом.

Ну, описался. Интересно! А родителям поплачем - чтобы заменили памперс. Дети развиваются быстрее, чем взрослые.

И не просто быстрее, а естественно и с удовольствием.

Это вам о чем-то говорит?

Недостатки - это недовольное называние своих особенностей. Нравится - назовем «осторожный человек», не нравится - «трусливый».

Недостатки - это просто особенности не к месту. Когда нужен «вдумчивый человек, не склонный принимать импульсивные решения», вас ценят, в другой ситуации вы с этими же особенностями будете - «тормоз обыкновенный».

Недостатком мы также называем то, что не умеем использовать. Если вы уже научились себя преподносить, вас будут с улыбкой называть «он очень живой и увлекающийся», в более противном случае вас сочтут «несерьезным и неорганизованным». А вы - такой же.

Возможно, мы действительно не сразу научимся наилучшим образом использовать все свои особенности: действительно, некоторые особенности регулярно будут приносить нам (и окружающим) скорее огорчения, нежели радости, но именно поэтому имеет смысл с собой договориться: недостатков у нас нет.

У нас есть особенности, потому что каждый из нас непохож на другого. И наша задача, с любовью и ответственно относясь к себе, к своим особенностям, взяв эти особенности за основу (других ведь все равно нет!), - развивать себя дальше. Делать себя еще лучше.

Потому что мы уже уникальное, сложное и редкое создание, ну а дальнейшая настройка, умение наилучшим образом использовать свои особенности - это правильная следующая задача.

Познакомьтесь с Леонидом: Леонид собой недоволен. Он знает, что он ленив и неорганизован, и не верит, что с такими недостатками может в жизни чего-то добиться, даже если в чем-то он и способный. Кроме этого, он еще и вспыльчив, и ему безумно стыдно, когда он срывается на своих друзей. Это действительно просто ужасно. Более всего ему неприятно, когда кто-то обсуждает его недостатки, даже если делает это с желанием ему помочь. Может, у кого-то и получается себя менять, но не у него: куда ему с его ленью и неорганизованностью. Иногда у него возникает желание еще раз побороться с собой, но мало верит в то, что из этого что-то выйдет. Чем больше он воюет со своими недостатками, тем чаще оказывается в проигрыше.

А теперь - взглянем на него же, но когда Леонид сам смотрит на себя по-другому: в позитиве. Леонид собой гордится: он способный, легко переключается, быстро схватывает новое, отходчив и умеет признавать свою неправоту. В отношениях надежен и честен, и поэтому в своем будущем уверен: он сделает все, о чем он мечтает. Да, он знает свои особенности: когда-то бывает вспыльчив, иногда любит с удовольствием расслабиться и делает это не всегда вовремя. Впрочем, он часто представляет себя воплощением всех мыслимых достоинств, верит в себя, а ближайшей задачей ставит добавить себе организованности.

Когда Леонид смотрит на себя в позитиве, он развивается успешнее.

Можно менять себя, раскрывая свои достоинства, можно - борясь со своими недостатками. Борьба с недостатками когда-то может быть и результативной, но чаще эти героические сражения заводят в тупик и просто малоэффективны. «Смириться со своими недостатками» - это фраза и позиция с тех же полей сражения, только сражений проигранных. Гораздо интереснее и перспективнее развивать себя, видя свои особенности и основываясь на своих достоинствах.

Не надо бороться со своей раздражительностью, вместо этого вспомните свое стремление организовать свою жизнь. Приучайте себя ложиться вовремя, утро начните с бодрой зарядки, напишите свои задачи на день и почаще отдыхайте - эти, самые простые вещи, гораздо быстрее дадут вам нужный результат.

Пока вы не имеете достаточно сил и умений, чтобы легко менять себя, используйте эту мудрую тактику: не уничтожайте свои недостатки, займитесь умножением своих достоинств. Перевес окажется в вашу пользу, а это самое главное.

На поле вашей внутренней борьбы вам нужен перевес сил в вашу пользу: используйте для этого тактику «работа на позитиве». Кроме перевеса сил, работа на позитиве даст вам и гораздо более благоприятный эмоциональный фон, ощущение радости и уважения к себе. Не надо исправлять себя - исправляют плохое, а это не про вас. Вам более подойдет позиция и взгляд: «Что мне, классному, добавить?» Менять себя - можно. К себе добавлять все новые и новые полезные черты и достоинства - замечательно.

Ну вот так с собой и договоритесь: Как организовать свою память

Память - основа нашей жизни, и ее нужно также правильно организовать.

 

ПАМЯТЬ ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Вы помните определение, что такое память?

Кто из россиян занесен в Книгу Гиннесса за самую лучшую память?

Что вы вчера делали в 16.30?

Если вы сразу формулируете: «Память - это способность хранить и воспроизводить информацию. В Книгу Гиннесса занесен Самвел Гарибян, он может запомнить и воспроизвести 2000 иностранных слов. Вчера в 16.30 я позвонила домой» - у вас прекрасная, естественная память. К сожалению, при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватает. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память - наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все, что нужно, мы всегда могли легко найти.

В настоящее время внешние носители надежнее, чем «я все запомню». Не надо перегружать голову: приучите себя все, что нужно, - записывать. Внешнюю память регулярно недооценивают, а при привычке все сразу записывать и организовывать себя расписанием, жизнь становится проще. Развивайте свою внешнюю память, а для этого придумайте, куда (на что) вам удобно фиксировать мысли и дела, приучите себя носить с собой блокнот, диктофон, КПК или ноутбук (чем пользуетесь?) и все важное сразу записывать.

Не надейтесь, что вспомните, не напрягайтесь вспоминать и не ругайте себя, что забыли: вместо всего этого сделайте себе удобные напоминалки. Лист А4 - напоминалка-плакат, стикеры - напоминалки маленькие, на компьютере - всплывающие напоминалки к нужному сроку. Так - удобнее.

Все важное записывайте сразу. То, что сразу не записали, обычно просто исчезает из вашей жизни.

Записывайте свои планы: утром план дня, планы недельные. Вечером письменно подводите итоги: что сделано?

Приучите себя пользоваться ежедневником Outlook: пишите туда все дела, и вы всегда будете уверены, что у вас прекрасная память.

Заведите дневник, куда будете писать свои мечты, планы, решения и выводы. И просто наблюдения, которые кажутся вам важными.

 

ПАМЯТЬ ПОЗИТИВНАЯ И НЕГАТИВНАЯ

Мы не злопамятные, у нас просто память хорошая.

Сказал восточный человек с блеском в глазах.

Есть люди, которые лучше помнят приятные встречи и интересных людей, свой позитивный опыт, свои удачи и успехи. А другой после прошедшего дня помнит только, как он сегодня опоздал, какую глупость сморозил и как этот гад надо мной смеялся. Это тоже разный вид памяти: память позитивная и негативная память. В первую очередь имеет смысл развивать именно позитивную память: именно она даст вам силы, уверенность в себе и видение перспектив.

Не надо помнить то, что вам не нужно, особенно если это старые и больные воспоминания. Не надо рыться в фотографиях, если они не вызывают в вас ничего, кроме печали. Боль притягивает к себе, но ваша задача быть сильнее ее и не вестись за нею.

Как ненужное забывать? Не надо ничего специально забывать. Займите себя делами, будьте всегда заняты, будьте всегда в будущих делах, помните нужное - и все, что вам не нужно, отвалится от вас само собой.

Нужно ли оставлять свою негативную память, хранить негативную информацию? Вопрос не простой. Кому-то - нужно.

Вы уже пятый раз опаздываете только потому, что не завели будильник? Будьте любезны, не забудьте, как вы бежали, высунув язык и тяжело дыша, а потом неловко оправдывались. Это не самые приятные картинки, но они помогут вам в следующий раз с будильником подружиться.

Наверное, неточно утверждать, что правильнее запоминать именно и только хорошее. Правильнее - запоминать то, что нужно. Какие-то трудные и даже больные вещи помнить необходимо, они могут дополнительно держать нас на курсе даже в сильный ветер и не отвлекаться на приятные мелочи. Но чаще в большей степени нам оказывается нужным помнить радостное и светлое, помнить о тех, кого мы любим, не забывать то, что нам по- настоящему дорого.

Как же развивать свою позитивную память, как приучать себя запоминать именно то, что нужно?

Дневник достоинств. Начните каждый день писать десять своих новых достоинств и умений. Первые дни будет сложно, потом еще сложнее, а через несколько дней произойдет. наверное, это можно назвать «просветление»: вы поймете, что можете рассказывать об этом просто без перерыва.

Вы прекрасны, в какую сторону ни посмотри, вы умелы и в том, и в этом. Естественно, незачем об этом рассказывать тем, кто не интересуется, но вы это про себя сами знать должны. Зачем? Чтобы при встрече с непростой задачей не тоскливо вздыхать: «А что я могу-то?», а быстро вспомнить о своих сильных сторонах и возможностях. Нет проблем, есть творческие задачи у тех, кто вооружен арсеналом: арсеналом умений. Умножайте этот арсенал по жизни и держите его наготове в своей памяти.

Книга, где живут мои мечты. Обычно такие тетрадки делают себе дети: рисуют, пишут и клеют себе все, что видится мечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравится, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно. Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую.

Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте свои мечты в тетрадь, книжку или запароленный файл. Мечта живет в памяти так же, как в нашей памяти может жить отчаяние или усталость. Что загрузим в себя?

Дом, в котором вы будете счастливы, автомобиль именно такой, закат - да, он будет таким же тихим, и ее рука будет в моей руке, и мы будем плыть на лодке, которую я только что нашел в этом журнале и наклею на этой странице.

Журнал успехов. Мы запоминаем то, на что направляем свое внимание. Зачем запоминать свои неудачи, зачем фиксировать на них свое внимание? Приучайте свое внимание фиксировать те повороты событий и те ваши действия, которые рождают у вас ощущение радости, желание идти вперед и что-то делать дальше. Конкретно: поставьте задачу каждый день писать десять ваших удач (ну, так сложилось) и десять ваших успехов (это сделали именно вы).

А ошибки: нужно ли помнить свои ошибки? Свои ошибки помнить нужно, но воспринимать их лучше по-другому. Ошибка - это не плохо. Это не негатив. Ошибка - это хорошее решение, которое позже оказалось не оптимальным. И как только мы это поняли, мы поумнели. То есть - следующий раз в аналогичной ситуации поступим точнее. Ну и хорошо. И все. А что еще?..

Ошибки - проанализировал, положил в будущее. И все.

Ну вот, мы уже перешли к следующему виду памяти: памяти будущего.

 

ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО И ПАМЯТЬ БУДУЩЕГО

Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того и любого другого дерева. Похоже, что запоминается все, чего когда-либо хоть на случайное мгновение коснется наше внимание, и хранится у нас - навсегда.

Но это совсем не значит, что у каждого из нас прекрасная память. То, что мы на самом деле помним, нам далеко не всегда доступно, и нередко приходится использовать специальные методы, чтобы человек вспомнил то, что с ним происходило, например, много лет назад. Обычно мы реально помним только то, что в нашей памяти доступно, то, что лежит на небольших полках оперативной памяти.

То, что лежит, - или то, что мы туда положим.

Так вот, большинство людей ничего в память не кладет: что из прошедшего «само отложится» - то и запомнится. А не отложилось - вот я и не помню. Более организованные люди делают по-другому: что-то увидев, услышав или пережив, они решают, нужно им это запоминать или не нужно, и, если нужно, кладут себе в память.

Куда?

Кто-то кладет на полочку «Прошлое», а кто-то на полочку - «Будущее», и таким образом появляются эти два разных вида памяти. Память прошлого - это память о том значимом, что у нас в жизни уже произошло, это видение своей жизни назад. Память будущего - это память о том, что вы намечаете и планируете, это видение своей жизни вперед. Если вы стараетесь просто запомнить, что произошло - вы укладываете происшедшее в память прошлого. Если вы увиденное стараетесь встроить в какой-то будущий план, вы включаете свою память будущего.

Кстати, любопытно: когда мы вспоминаем прошлое, мы обычно смотрим немного влево. Когда задумываемся, рассматривая будущее, - смотрим вправо.

Как запоминать в будущее? Если вы увидели или услышали что-то важное, то, что вам определенно в будущем может понадобиться, то надо продумать, когда же конкретно, в какой момент будущего понадобится то, что сегодня произошло, и положить в тот момент будущего, когда это надо будет вспомнить.

В голове щелкнуло: «Когда придем домой, надо не забыть позвонить маме». Это важно, значит, надо положить в будущее. Представляем, как приходим домой, как раздеваемся и проходим в комнату, и вот перед нами телефон. Телефон - позвонить маме. Есть, напоминалку в будущее положили.

Пришли, позвонили, разговор завершили. Есть что запоминать? Нет, все в порядке, запоминать нечего. Прошедший разговор можно забыть (ведь он не нужен?), из головы выбрасываем, живем следующим будущим.

«Хорошая память» - это какая память, память прошлого или будущего? Тот, кто живет только своим прошлым, может помнить в подробностях все то, что у него когда-то было, и совсем не представлять свое будущее. Как сложится - так и сложится. А тот, кто живет только своим будущим, хорошо знает все, что он планирует на сегодня, завтра и дальше, у него все готово к будущему - и при этом он совсем не помнит того, что было с ним вчера.

«Это было давно, это было - вчера!» - это правда, для многих людей с памятью будущего, живущих энергичной и насыщенной жизнью, вчерашний день уже безумно далек, как будто из прошлой жизни.

Конечно, хочется иметь обе эти памяти, но в жизни это встречается редко. Обычные люди живут обычной памятью и помнят в основном прошедшее, а те, кому важно будущее, не всегда интересуются прошедшим.

Или, точнее, не всегда считают рентабельным занимать свою голову еще и этим. Зачем запоминать прошлое, которое не будет нужно в будущем?

Помнить все - это как хранить у себя дома все, что когда-либо вы приобрели. Через какое-то время возникает желание освободить помещение от не самых нужных вещей, потому что когда вещей слишком много, уже трудно найти то, что тебе нужно. Также и память: лучшая не та, которая помнит все, а та, которая вовремя подскажет именно то, что нужно прямо сейчас.

Память будущего очень удобна: все, что нужно, в голове есть, а что не нужно - из головы выбрасывается и не отвлекает.

Повторим: наверное, лучше всего быть Универсалом: и помнить все прошедшее, и никогда не забывать свои планы, постоянно достраивая и наполняя свое будущее, но если у вас головы на все не хватает, то полезнее развивать у себя память будущего.

Вам это пригодится? Когда начнете ее развивать? Уже представили это будущее? Уже это решение в свое будущее - положили?

 

ПАМЯТЬ РОДА

Память рода - это память о своей семейной истории, кем были ваши дедушки и бабушки, каков был их путь и их судьба, как продолжили этот путь ваши родители и что предстоит вам. Память рода - это естественное, впитанное с детства видение правильной жизни, и если мы помним это послание, если мы гордимся своими родителями, мы никогда не позволим себе жить менее достойно.

Дети воспитываются атмосферой и духом родительской семьи, цепочка жизни живет преемственностью. Наша жизнь начинается с наших родителей, с уклада их жизни и их ценностей. Жизнь наших детей начнется с того, как живем мы. Память рода передается естественно, образом жизни, общим смехом за столом и вещами, которые с детства мы брали в руки. Но память становится крепче, когда облекается в слова, в записи и рассказы: лучше помнится то, что пересказывается. Если дети не только впитывают, но еще и помнят историю своей семьи, знают, чьи они внуки и чем гордятся в своей жизни старшие, память рода становится сильнее: не только тканью жизни, но еще и устным преданием.

Мои родители умерли давно, но они для меня всегда живы и всегда рядом: в любой момент, когда мне нужно посоветоваться, я вижу отца и понимаю, какой поступок он бы определенно одобрил. Я знаю, что каждый день я должен жить так, чтобы отец и мать мною гордились. Я хотел бы рассказать то, что помню о своих родителях. Сегодня я понимаю, что моя жизнь состоялась именно такой благодаря тому, что сделали для этого мои папа и мама, и это дает мне ориентиры, чтобы передать все самое важное моим детям.

 

МОИ РОДИТЕЛИ

Я думаю, что мои родители прожили простую и правильную жизнь, как и многие окружающие меня, знакомые и не знакомые мне люди.

Я рос в счастливой и красивой семье, воспринимая это как само собой разумеющееся и не очень понимая, что так живут дети не все. Папа и мама были не ангелами, а просто умными, порядочными и красивыми людьми. Бывало, конечно, всякое: когда-то нам с сестрой серьезно доставалось от отца - прошедшая война достаточно расшатала ему нервы, он иногда срывался и всегда после этого переживал. Могу сказать определенно: папа был центром семьи и мы его любили. Я знаю, он очень хотел сына: я знаю, что до моего рождения он курил, а в семейном альбоме я видел шутливую фотографию, где он спит в обнимку с бутылкой, но все это жестко прекратилось вместе с моим появлением на свет, ияни разу в жизни не видел отца курящим или пьяным.

 

Рождение своих детей я отметил тоже - полным отказом от вина и мяса и началом ежедневных обязательных ледяных обливаний.

Мама была очень прямым человеком и иногда немного грубовата. Помню, в возрасте лет 12 я заговорил с нею: «Мам, я читал, что есть такие люди - дипломаты, они беседуют всегда вежливо и подбирают выражения.» Мама ответила убежденно: «А мы - не дипломаты, мы говорим от души!» Но я уже принял решение, что в своей семье я хочу быть дипломатом: «Ни капли холодного, острого, злого!»

Повторю главное - папа и мама ангелами не были, но они любили друг друга, дышали искренним и самым естественным желанием жить по-умному и по-доброму, а мы с сестрой всегда чувствовали себя главным проектом их жизни.

Козлов Иван Никитович родился в деревне Малиновка Тульской области в 1919 году и, кем бы ни был по жизни, в душе всегда был художником. Дома висели его пейзажи и натюрморты, он рисовал эскизы посуды, переживал, если эти эскизы не принимал какой- то художественный совет, водил нас с сестрой в Третьяковскую галерею, и имена Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Рафаэль и Рембрандт мне были знакомы с детства. Он категорически не был авторитарным человеком, но именно его мнение было для меня всегда очень важным. Впитал я от него гораздо больше, чем запомнил, а запомнил я простое правило, сказанное мне отцом, когда пытался оправдаться, ссылаясь на других: «При чем тут другие? Всегда отвечай сам за себя!»

 

Возможно, именно с тех пор ссылки «Люди так не делают!» для меня не значат ничего. Ну, не делают. А я - могу. И если надо - буду.

Мама, Козлова (урожденная Инюточкина) Татьяна Матвеевна, также из деревни: село Унгор Рязанской области. Когда-то семья была зажиточной, вследствие чего ее отца расстреляли, бабушка (Грачева Анастасия Лукьяновна) вышла замуж второй раз в семью, где детей было уже много. Дальше интересно представить это со стороны: вот в деревне много всяких и сопливых, и симпатичных девчонок, они любят вечером погулять с парнями и мечтают выйти замуж за тракториста, но вот одна из них, девочка Таня, проучившись семь лет в деревенской школе, в шестнадцать лет бросает все и одна уезжает в город Касимов. Ткацкая фабрика, ужасный грохот станков (именно оттуда на всю жизнь немного понижен слух), но - курсы ворошиловского стрелка, прыжки с парашютом, вечером, обложившись книгами, учеба на бухгалтера. Началась война, молодежь рыла противотанковые рвы и работала на лесозаготовках. Жила на квартире, Через три года вышла замуж и уехала в Рязань - ошибочка, с пьяницей не по пути, а вот Рязань - город интересный. Подружилась с дочкой директора училища, стала часто там бывать, в этой семье деревенская девочка Таня Инюточкина приобщилась к основам культуры. «Культура» для мамы всегда была высшей и непререкаемой ценностью, выше которой стоял только здравый смысл. Мама умела и любила работать, «лениться» - это она не понимала, темперамент - боевой, любые препятствия вызывали у нее только ярость преодоления, добавьте сюда скромность, порядочность и огромное желание учиться, умноженные на яркую природную красоту, и будет понятно, почему Татьяна Матвеевна, так и не получив высшего образования (просто не хватило времени), в 24 года уже работала старшим бухгалтером, в 26 стала возглавлять планово-финансовый отдел в Министерстве заготовок СССР, в 27 лет уже переехала работать в Москву, а еще через пару лет уже по линии Интуриста работала в Австрии, в Вене. Говорят, бухгалтером она была от бога, любила цифры, точность и никогда не шла в отчетах на «компромиссы». Пару раз ее это тормозило, но зато не раз - спасало.

Австрия, Вена - для нее было пиком жизни, воплощением сказки и мечты. Повторю: без чудес, без связей, только своим трудом и упорством из глухой деревни самостоятельно выйти в мир, где звучат тирольские песни и красивые военные добиваются ее руки и сердца. Мир, где она, - уважающий себя и уважаемый всеми специалист, где она может на свои честно заработанные деньги купить волшебную хрустальную люстру и золотые часы, и сервис из мейсенского фарфора, и меха, и ковры всем родственникам.

Если у вас это было всегда, вы это не поймете. А те, кто завоевывал это сам, - поймут и оценят.

Через три года, вернувшись в Россию, богатая и красивая невеста (хотя - не кокетливая, хотя - излишне самостоятельная и слишком умная) стала искать себе пару. Тут я знаю не все, не все было так просто, были и более завидные женихи, нежели Иван Козлов, но выбор был сделан, и это был лучший выбор для них обоих: всю дальнейшую жизнь они, похоже, каждый день удивлялись радости быть вместе.

Вначале родилась Марина, через полтора года - я. Жили мы тогда на территории совхоза «Красный луч» (теперь это территория Черкизовского парка, где стадион «Локомотив»), в двухэтажном бараке на берегу Архиерейского (теперь Черкизовского) пруда. Помню огород, землянику и солнечные поляны с летящими пухом одуванчиками.

Каждое лето мы ездили на море: Евпатория, Анапа, Сочи, Коктебель. - всегда вместе и всегда дружно. Жили, как правило, в палатке, иногда нас гоняли пограничники, но Крым мы исходили и изъездили весь. Зимой с такой же регулярностью каждое воскресенье мы все ходили на лыжах: я всегда мерз, но потом мы садились на самой красивой лужайке под заснеженной елкой, папа разжигал плитку на сухом спирте, и мама жарила нам горячую яичницу. Было очень вкусно, и согревались руки.

Наша семья дружила с Василевскими (тетя Аня, баба Катя, дядя Костя, Вера и Аленка) и Сунко (Кирилл Федорович и Александра Ивановна), с ними вместе часто выезжали в Мураново и Архангельское, ходили по музеям, играли в бадминтон, бегали наперегонки, а я пускал там свои самолеты. Когда появились кинокамеры, начали снимать семейные фильмы и мы, и Василевские, а потом собирались и вместе их просматривали. Я не всегда любил ездить в гости - просто потому, что за столом приходилось много есть, но с другой стороны, встречи были интересными: это не было тупое жевание еды, были игры и танцы, иногда готовились целые инсценировки и проводились чуть ли не лектории: «Соборы старой Москвы».

 

Лектор - дядя Костя. Если учесть, что v Константина Ефимовича Василевского дед был священником, то уровень лекций был гарантирован.

Скоро к чудесам моего детства (которые, повторяю, я воспринимал как все само собой разумеющееся) прибавился летний отдых на Опытном поле. Поясню, что это такое. Это красивейшее озеро в лесу неподалеку от Москвы, так вот, мы там поставили палатки и жили все три летних месяца. Родители утром купались в озере и на двух (с пересадкой) автобусах (а потом метро) ехали в Москву, на работу, вечером возвращаясь с продуктами. Мы же жили в лесу с бабушкой (она вместе с нами спала в палатке на раскладушке) -

 

Невероятно?

готовили на маленькой газовой плитке, и поэтому лесники к нам не приставали,

следили за белками в орешнике, собирали грибы, малину, а по субботам и воскресеньям на Опытное поле приезжали ларьки и трудящиеся Куйбышевского района. Мы после них с сестрой собирали бутылки и на вырученные деньги покупали мороженое. А еще после ларьков с мороженым оставалось много сухого льда, и мы имели на несколько дней холодный погреб.

А потом мама и папа решили устроить всем нам поездку в Мещеру, заповедный озерный край в Рязанской области. Десять дней чудесного лодочного похода, в день моего дня рождения - 16 августа - мы остановились на привал в каком-то очень красивом месте, где здорово клевала рыба, и отец пошел в деревню купить курицу. А купил - дом, и с тех пор каждое лето я провожу в Мещере, которая стала мне второй родиной. Там с отцом вместе (своими руками!) мы построили рядом со старым Ольгиным домом наш новый дом, с высокими потолками и светлыми окнами, отец сам сложил печку и расписал ее в русском стиле.

 

«Гость на гость - хозяину радость». «Не красна изба углами, а красна - пирогами».

Там, в дерев






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.