Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы организации социальных отношений в процессе обучения.






 

В первую очередь, типы организации социальных отношений раскрываютхарактер общения и способы взаимодействия, сложившиеся в процессе обучения между учителем и учениками. В педагогической традиции сформировались следующие типы социально-дидактических отношений.

Первый тип — «учитель—ученик», на протяжении столетий был ведущей дидактической моделью организации обучения. Эта модель основывалась на непосредственном контакте между учителем и учеником. «Прототипом» такого педагогического взаимодействия являются отношения между матерью и ребенком. Дидактический тип «учитель—ученик» на практике представлен различными формами и методами обучения, в которых актуализируются отношения между:

- ментором и учеником;

- домашним учителем и учеником;

- мастером и учеником в различных сферах профессионального обучения

- индивидуальным преподаванием больному ребенку, обучением в контексте восстановительно-педагогических, коррекционных и медицинских программ.

В современных условиях данная модель проявляется во множестве форм и ва­риантов: это индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником, акты сти­мулирования к творчеству и самостоятельности, индивидуальные обсуждения учебных проблем и консультации. Общим для них является доминирование пар­ных педагогических взаимоотношений.

Второй тип — «преподаватель—аудитория» — это диалогическая форма обра­щения к большому количеству людей с целью наставления, агитации, мобилиза­ции, просвещения (в контексте политической, идеологической, религиозной, пе­дагогической направленности). Основными формами общения с большой аудито­рией («фронтальное общение») являются выступление, проповедь, доклад, лекция. При таком типе важную роль играет момент рациональной и «экономической» подачи материала и новой информации. Этот тип аудиторного обучения характерен для высшей школы.

Для третьего типа — «учитель—группа», характерна непосредственная ком­муникация между обучающими и группой обучаемых. При этом возможно много­стороннее переплетение коммуникативных и действенных взаимоотношений с ярко выраженными чертами кооперации.

Четвертый тип — «учитель — средства обучения — ученик» характерен для дистантного обучения (с помощью компьютера и других технических средств), при опосредованном общении учителя с учеником.

Резюме

Дидактика (теория и практика обучения) представляет один из разделов общей педагогики. Обучение, преподавание и учение — основные категории дидактики.

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение — это организованный педаго­гом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обу­чения составляет дидактическое отношение: преподавание—учение.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащих­ся, направленные на достижение целей обучения. Выбор методов зависит от осо­бенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной и индивиду­альной специфики учащихся, уровня образованности, развития и воспитания уче­ника, материально-технической оснащенности учебного заведения, способностей и возможностей учителя, его мастерства и личных качеств, времени на решение дидактических задач.

В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориента­ции на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образователь­ных традиций страны или региона.

В мировой практике известны разные типы, виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку — «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей в обществе образовательной парадигмы или доктрины, дидактической концепции или теории обучения, целей, задач обучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностей и предпочтений преподавателя.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Назовите основное дидактическое отношение, которое определяет суть процесса обучения.

2. В чем особенности процессов учения и преподавания?

3. Назовите главные критерии результативности и эффективности процесса обучения.

4. Назовите параметры определения уровня усвоения и качества знаний.

5. Обученность и обучаемость — это одно и то же?

6. Чем отличаются индуктивно-аналитическая и дедуктивно-синтетическая логика учебного процесса?

7. Определите предмет дидактики.

8. Сформулируйте основные закономерности обучения.

9. Приведите примеры известных в практике принципов обучения.

10. В чем суть догматического, развивающего, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и модульного обучения?

11. Какие образовательные технологии вам известны?

12. Чем определяются стили обучения и стили преподавания?

13. Дайте анализ стилям, наиболее известным в практике работы педагогов.

14. Какие типы социально-дидактических отношений вам известны? Чем они отличаются между собой?

15. Что понимают под методами обучения? Приведите примеры методов и приемов обучения.

16. От чего зависит выбор методов обучения?

17. От чего зависит многообразие типов и видов обучения?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.