Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и паранаука






Познание не ограничено исключительно сферой науки, те или иные формы знания существуют и за ее пределами. Полная и все­объемлющая демаркация — разграничение науки и ненауки — не увенчалась успехом. Следует иметь в виду, что каждой форме об­щественного сознания — философии, мифологии, политике, ре­лигии и пр. — соответствуют специфические формы знания. Раз­личают также формы знания, имеющие понятийную, символи­ческую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей в понятийной форме. Научное по­знание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказа­ние процессов и явлений действительности.

Специфические признаки научности — это определение пред­мета исследования; выработка понятийного и категориального аппарата, соответствующего этому предмету; установление фун­даментальных законов, присущих данному предмету; открытие принципов, уровней, критериев, создание теории, позволяющей объяснить множество фактов. Научное познание всегда счита­лось адекватным отражением действительности, имеющим кон­кретно-историческую природу. Познание нацелено на постижение новых, ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей. Принципиальную возможность познания мира отрицали агнос­тики; скептики, в отличие от агностиков, лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир рационально познаваем. Важной харак­теристикой научного знания является его универсальность, со­гласно чему предметом научного исследования может стать лю­бой фрагмент действительности с точки зрения его сущностных связей и причинных зависимостей, любой феномен — будь то де­ятельность сознания, человеческая психика или само паранаучное знание. Именно поэтому объектное поле научных изыска­ний стали попадать явления исключительные, которые ранее ква­лифицировались как «пограничные», непризнанные официальной наукой: парапсихология, астрология и целый комплекс так на­зываемых народных наук, нетрадиционная медицина, целительство, экстрасенсорика и пр.

Вместе с тем в современной науке сложилась парадоксальная си­туация: с одной стороны, нарушение принятых и устоявшихся стан­дартов в науке стало расцениваться как непременное условие и по­казатель ее динамики; с другой стороны, многие паранаучные те­ории допускай и в свои сферы основополагающие идеи и принципы естествознания и демонстрировали свойственную науке четкость, системность и строгость.

Критерии науки были оценены как требования, имеющие ли­беральный характер, а границы научности стали задаваться со­циокультурными параметрами и зависеть от мнения научного сообщества. Наука перестала оцениваться как единственная и уникальная «магистраль» притока информации — частенько она представала как страдающая от своих недостатков, не всегда ос­нащенная самыми инновационными и модернизирующими при­борами и приспособлениями «кухня», получающая и обрабаты­вающая информацию.

Под паранаукой обычно понимают учение, которое притязает на научный статус, но не удовлетворяет требованиям научности, не укладывается в принятые наукой стандарты. Паранаука спекулирует на реальных измерениях научно-исследовательского процесса. Параученые показывают и критикуют ограниченность официальной науки, при этом свято веря в возможности паранауки.

За наукой, особенно теми ее сегментами, которые связаны напрямую с техникой тянется шлейф отрицательных социальных последствий (загрязнение окружающей среды). Параученые убеждены, что все эти последствия можно убрать раз и навсегда.

Наука всегда имела свои границы и старается по возможности за них не выходить. Но сегодня они становятся все более размытыми и проницаемыми. Данная ситуация не позволяет человеку адекватно сориентироваться, узнать, где конкретно эти границы проходят и почувствовать меру ответственности за их пересечение. Параученые с успехом пользуются открывшимися здесь возможностями.

Паранаучные устремления поощряет сегодня постмодернистская методология. Неопределенность, децентрированность, плюрализм - далеко не полный перечень этой методологии. Если свобода и плюрализм - истины непререкаемые, то свобода развития науки невозможна и немыслима без свободы развития не-науки.

Наука сталкивается с непонятными аспектами, при изучении таких явлений, как энергетическая активность живых организмов, скрытые возможности ощущений и восприятий, оптические явления в атмосфере и т.д. Ученые делают все возможное, чтобы в них разобраться. Но возможности их ограничены. Таких ограничений не знают параученые. Все аспекты мира, какими бы они ни были, для них проницаемы.

Всплеск паранаучных изысканий в нашей стране имеет свои особенности. Их исходный рубеж это перестройка. Еще недавно все критерии и оценки были пропитаны коммунистической идеологией. Вместе с демократией пришла деидеологизация.

Параученого очень тяготят общепринятые критерии научности, или научного знания, как-то: объективность и универсальность, проверяемость и доказуемость, направленность на познание сущности и законов, прогностичность, принципиальная незавершенность и т.д. Особенно не нравится параученым методичность научного знания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.