Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии науки, ее структура и функции






Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем идет речь: о философии науки как направлении западной и отечествен­ной философии или же о философии науки как о дисциплине, наряду с логикой, философией истории, социологией, теорией познания, ме­тодологией и др. Философия науки как направление философии пред­ставлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки. Философия науки как дисциплина воз­никла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление «фи­лософия науки» возникло столетием раньше в деятельности первых позитивистов. Предметом философии науки являются общие законо­мерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном кон­тексте.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе троякое вли­яние со стороны:

· общего социокультурного фона эпохи;

· гносеологических, эпистемологических, методологических ис­следований;

· теоретических подходов, моделей и концепций, развитых в рам­ках философии науки как направления современной философии.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания, независимо от того, ориентирована она на изучение естество­знания или социально-гуманитарной тематики. Даже когда методо­лог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Фило­софа науки интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. Философия науки, понятая как рефлексия.над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее разви­тия, расширяет границы рациональности.

Философия науки иногда отождествляется с близкими ей облас­тями науковедения, наукометрии, социологии науки, что неправомер­но. Социология науки исследует взаимоотношения института науки с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в раз­личных социальных системах, динамику групповых взаимодействий формальных профессиональных и неформальных сообществ ученых, а также конкретные социокультурные условия развития науки в раз­личных типах обществ.

Науковедение фиксирует общие тенденции функционирования на­уки, тяготеет к описательному характеру. Как специальная дисципли­на оно сложилось к 60-м гг. XX в. Науковедческие исследования были направлены на разработку теоретических основ политического и госу­дарственного регулирования науки, выработку рекомендаций по по­вышению эффективности научной деятельности, принципов органи­зации, планирования и управления научным исследованием.

Наукометрия — область статистического изучения потоков науч­ной информации, динамики информационных массивов науки. Вос­ходя к трудам школы Прайса, наукометрия представляет собой при­менение методов математической статистики к анализу потока науч­ных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, фи­нансовых затрат.

В определении основной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. Так, Ф. Франк считает значимым вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер утверждает, что централь­ная проблема философии науки, начиная, по крайней мере, с Рефор­мации, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий? Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк, к нему относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненауч­ного знания, детерминируются ли общие положения науки однознач­но или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания.

Тематика философии науки развивается по трем основным на­правлениям:

· К первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постиже­нию мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат фи­лософии, опираясь на наличие определенной мировоззренчес­кой позиции.

· Ко второму — группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли кото­рого оказывается философия. Здесь тесно переплетены специ­фические проблемы познавательной деятельности, конкури­рующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения пара­доксальных проблем.

· К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свиде­тельствует, какую огромную роль играет философия в разви­тии науки. Особенно заметно радикальное влияние филосо­фии в эпохи научных революций.

Знакомство со структурой, предметом и функциями философии науки открывает вид на достаточно сложную картину ее содержания и назначения. Как показано в первом разделе текста лекции, в качестве структурных элементов философии науки выступают онтология, гно­сеология, методология, диалектика, социальная философия, этика и эстетика науки. Такое деление вытекает из анализа и обобщения све­дений, содержащихся в значительном объеме философских работ оте­чественных и зарубежных исследователей, осветивших названные со­ставляющие как особые грани предмета философии науки.

Функции

Описание составляющих предмета философии науки служит ба­зой для анализа назначения данного раздела философии. Из второго раздела лекции вытекает, что это назначение реализуется в таких функциях, как: 1) выработка онтологических оснований науки; 2) фор­мирование гносеологической базы научной деятельности; 3) разработ­ка методологических основ науки; 4) создание модели научной рацио­нальности; 5) освещение проблем научного творчества; 6) разработка проблем диалектики применительно к описанию развития науки; 7) раскрытие возможностей использования синергетики в исследова­тельской работе; 8) анализ языка науки; 9) освещение проблемы стилей мышления; 10) разработка классификации наук; 11) выяснение связи науки и общества; 12) освещение проблем эффективности науки; 13) выяснение взаимоотношений науки и политики; 14) освещение свя­зи науки и религии; 15) раскрытие проблем этики науки; 16) анализ эстетических проблем науки; 17) подведение под науку аксиологиче­ских оснований; 18) оценка социального назначения науки; 19) разра­ботка стратегической доктрины науки; 20) участие в прогнозировании развития науки; 20) философское осмысление истории науки; 21) кри­тика ненаучных и устаревших концепций; 22) освещение истории фи­лософии науки.

Богатство функций философии науки и необходимость их реа­лизации для обеспечения благотворного развития науки - веские дока­зательства в пользу проявления повышенного внимания к этому разде­лу философского знания со стороны студентов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.