Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и науковедение






Изучение науки покалывает, что она является богатым по со­держанию явлением общественной жизни. По мнению ученых она од­новременно выступает как элемент- духовной культуры общества, как форма общественного сознания, разновидность человеческой деятель­ности, направленной на производство, хранение и передачу научной информации, как система проверенных знаний, добытых в ходе научных исследований, социальный институт, включающий в себя систему учреждений, организаций.

Иными словами, наука представляет собой организованную с помощью специальных средств и учреждений сферу деятельности лю­дей по выработке, систематизации, хранению, передаче и реализации знаний в практике. Система развивающегося знания выступает как продукт познавательных усилий ученых. Особенность науки как сферы деятельности заключается в том, что она призвана постоянно генери­ровать новые знания на основе углубления изучения свойств и законо­мерностей исследуемых объектов и включать их наряду со старыми знаниями в процесс решения новых проблем. Научные знания выраба­тываются людьми как общественными существами, субъектами соци­альных отношений, деятельность которых стимулируется обществен­ными потребностями и интересами.

Сложность и многогранность феномена науки и значительность ее роли в общественной жизни стимулируют внимание к ней исследо­вателей разных специальностей. Сформировалась особая гуманитарная научная дисциплина - науковедение, представляющая систему знаний об общих закономерностях развития и функционирования науки как явления общественной жизни. Данная дисциплина направлена на вы­явление механизмов выработки, систематизации, хранения, передачи знаний и анализ способов их применения на практике1. Науковедение -это самопознание науки. Оно выясняет влияние на науку взаимодейст­вующих политических, правовых, экономических, религиозных, мо­ральных, эстетических факторов.

Исследователи выделяют в науковедении несколько составных частей: 1) общее науковедение, в рамках которого выявляются меха­низмы функционирования и тенденции развития науки как социально­го феномена и вырабатываются на этой основе нормы управления про­цессом развития науки; 2) история науки, с одной стороны, освещаю­щая возникновение и совершенствование науки, а с другой - иссле­дующая развитие взглядов на нее; 3) социология науки, которая иссле­дует наук; 4) как компонент социальной системы (социальный институт), выясняет воздействие науки на общество и влияние общественной жизни на науку, раскрывает природу и характер социальных взаимо­связей между учеными, научными коллективами и обществом, психо­логию науки, изучающую психологию ученых, психологическую жизнь исследовательских коллективов и т. д.; 5) экономика науки, ко­торая изучает связь науки и экономики, раскрывает влияние экономи­ческих отношений на функционирование науки, освещает проблемы ее инвестирования, вырабатывает методы экономического стимулирова­ния деятельности ученых и т.д.; 6) теория правового обеспечения нау­ки, очерчивающая параметры правового поля научно-исследова­тельской деятельности и применения ее результатов; 7) организация науки, которая выявляет и устанавливает принципы и методы органи­зации научно-исследовательских разработок и управления процессами их применения; 8) наукометрия, занимающаяся изучением науки с помощью математики и статистики; 9) философия науки, исследую­щая проблемы науки, среди которых центральное место занимают те, которые относятся к гносеологии, методологии, диалектике развития, социальной философии, этике и эстетике науки.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.