Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяют три основных сферы, в которых проявляется дефицитар- ность психического развития детей при РДА: коммуникация, социали­зация, воображение.






При РДА начальные признаки нарушений контакта могут проявиться уже на первом году жизни в виде отсутствия ответной улыбки при при­ближении лица, контакте взглядом, выразительных движений. В даль­нейшем, как считает М. Рихартц, у этих детей не происходит развития предварительных ступеней формирования «осознания Я», говорят в бо­лее позднем возрасте о себе «ты» вместо «я» (Кискер К. П. и др., 1999).

В клинической картине аутистического синдрома у детей с РДА на­блюдаются следующие проявления.

Неспособность к формированию общения, отрешенность, неспособностью к рефлексии, осознанию посторонних людей и неодушевленных предметов, отсутствие подражания, монотонно-однообразный тип по­ведения, отсутствие реакций на комфорт и дискомфорт.

Поведение определяется ведущей ролью влечений, противоположных желаний, в нем отсутствуют единство и внутренняя логика.

Интересы, при их наличии, ограничены и направлены на неодушевлен­ные предметы или их части вне функционального контекста этих предме­тов. Характер взаимодействия с ними, например включение-выключение лампочки, открывание-закрывание крышки, верчение вращающейся ча­сти игрушки, механически повторяющийся.

Наблюдается тенденция задерживаться на знакомой ситуации, страх перед переменами.

Любая перестановка мебели, вещей приводит к паническому страху и психомоторному возбуждению.

Эмоциональная реакция на близких людей ослаблена, возникает «аф­фективная блокада».

Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители при­дает им сходство с глухими и слепыми. Характерен взгляд, обращенный вовнутрь себя, взгляд мимо, взгляд с преобладанием зрительного воспри­ятия па периферии поля зрения. Дети могут часами топтаться у «глухой стены», ориентироваться на латентные признаки в восприятии, напри­мер хруст бумаги у уха отождествляется с бумагой. Слабость слухового и зрительного восприятия тесно связана с недостаточностью двигатель­ных координации, нарушениями речи.

Моторика носит угловатый характер, имеют место неритмичные движе­ния, тенденции к моторным стереотипиям, ходьбе на цыпочках.

Разговорные навыки могут не развиваться при начале аутизма в груд­ном возрасте, утратиться при его начале в раннем детском возрасте, ка­чественно изменяться в сторону отставания от нормального уровня раз­вития (Кискер К. П. и др., 1999).

Речь может быть правильной и косноязычной. Она не направлена к собе­седнику, в ней отсутствуют экспрессия, мелодика, жестикуляция, голос либо тихий, либо громкий. Произношение звуков может быть правильным и неправильным. В речи могут быть эхолалии, бессвязность, тенденции к манерному словотворчеству, неологизмам. Экспрессивная речь развива­ется с отставанием, с наличием фраз-штампов, коротких фраз с нарушен­ным грамматическим и синтаксическим строем. Ассоциации размыты, во фразах отсутствуют личные глагольные и местоименные формы.

Результатом становится отставание в интеллектуальном развитии. Только у 3 % детей интеллектуальное развитие приближается к возраст­ной норме, у 20 % находится на пограничном с нормой уровне.

Наряду с РДА, синдромом Каннера, выделяют синдром Аспергера, или аутистическую психопатию (также появляющуюся в раннем дет­ском возрасте), проявляющуюся в эмоциональной замкнутости и са­моизоляции, своеобразной психомоторике и речи при среднем или высоком уровне интеллекта. Дети с синдромом Аспергера раньше обу­чаются говорить, чем ходить, дети с синдромом Каннера — наоборот. Оба синдрома встречаются в основном у мальчиков и диагносцируют- ся редко, их частотность — 0, 1-0, 4 %.

Кроме этого, рассматривают аутистические черты, которые могут сопровождать различные психические и соматогенные нарушения. Аутистическое поведение наблюдается гораздо чаще, и в этом случае фиксируется наличие аутистических черт, а не синдромов аутизма.

В ряде психологических теорий, пытающихся объяснить природу РДА, делается акцент па эмоциональных нарушениях и им приписы­вается ведущая роль в развитии аутистических проявлений. В других теориях причиной отклонений при аутизме считают нарушение ког­нитивной сферы.

Биологическая природа аутизма в настоящее время поддерживает­ся большинством авторов, которые указывают на органическую или генетическую обусловленность аутизма.

Приводятся такие факты в пользу генетической природы аутизма:

· связь с полом — встречается в 3-5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек;

· наличие семейного фактора — встречается в 50 раз чаще среди родственников, чем в популяции в целом;

· наличие связи со специфическими генетическими синдромами. Отмечается ряд фактов в пользу органической природы аутизма:

· более чем у половины детей с аутизмом обнаруживаются функ­циональные церебральные расстройства;

· он часто сочетается с эпилепсией;

· он также часто сочетается с умственной отсталостью.

Нейропсихологическое обследование на 124 детях 5-10 лет с раз­ными вариантами аутистических расстройств (РДА; синдром Аспергера, при котором сохранно умственное развитие; аутистические осо­бенности) проводилось Н. Г. Манелис (2000).

В исследовании было показано, что у детей с аутистическими рас­стройствами имели место нарушения зрительного восприятия при со­хранности слухоречевой памяти, билатеральные ошибки при выпол­нении проб на праксис позы в сочетании с отсутствием нарушений динамического праксиса, а также нарушения реципрокной координа­ции рук. С возрастом увеличивались трудности при выполнении дви­гательных проб в левой руке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.