Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дискалькулии






Термин «дискалькулия» используется для обозначения трудностей при выполнении арифметических операций, например при чтении и написании цифр, распознавании категориальных структур числи­тельных. Дискалькулия рассматривается как структурное нарушение мате­матических способностей, происходящее из-за дисфункции тех час­тей мозга, которые являются анатомико-физиологическим субстра­том, обеспечивающим развитие математических способностей, соответ­ствующих возрасту, без одновременного нарушения общих умственных способностей.

Дискалькулия отличается от акалькулии, развивающейся при по­ражении мозга. Приобретенные нарушения счета чаще всего соотно­сятся с повреждениями задних отделов левого полушария.

Вопрос о том, связано ли наличие дискалькулии у детей с дисфунк­цией теменно-затылочной зоны доминантного полушария, остается от­крытым.

Выделяют ряд различных форм дискалькулии:

1) вербальная дискалькулия — нарушение способности вербально называть математические знаки и отношения;

2) практогностическая дискалькулия — нарушение математических действий с реальными или нарисованными объектами;

3) лексическая дискалькулия — неспособность читать математичес­кие знаки;

4) графическая дискалькулия — нарушение действий с математичес­кими знаками при письме;

5) идеогностическая дискалькулия — неспособность понимать мате­матические понятия и связи и производить умственные вычис­ления;

6) операциональная дискалькулия — неспособность выполнять ма­тематические операции.

При дискалькулии наблюдаются пространственно-временные труд­ности, включающие переворот знаков, перестановки цифр, выполнение операций в неправильной последовательности; нарушения памяти на цифры, например трудности с запоминанием таблиц умножения; труд­ности оперирования цифрами при вычитании, сложении.

Предпринимались попытки выявить специфические ошибки, ха­рактерные для нарушений счетных операций.

Так, проводилось исследование качественных и количественных различий между двумя группами из пятнадцати детей, подобранных по признаку не­достаточности арифметических (счетных) способностей и отличающихся вотношении достижений в чтении и устной речи (Rourke В. Р., е. а., 1981).

1. В группе детей, характеризовавшихся нормальными распознаванием слов и речью, но плохой счетной способностью, было выявлено наруше­ние зрительного восприятия и тактильной перцепции, а также недоста­точность развития сенсомоторных способностей. Характер допускаемых арифметических ошибок показал, что они пытались производить вычис­ления, не совсем понимая требования условий задачи. Выявилась также тенденция неправильного прочтения математических знаков, отсут­ствие организации при выполнении задания. Дети неправильно строи­ли строчки и столбцы, пропускали целые действия в ходе решения.

Авторы предположили, что недостаток сенсомоторного опыта в раннем возрасте мог приводить к плохому развитию абстрактных умозаключе­ний, что влияло на базовое понимание математических операций.

2. Дети с плохим распознаванием слов и плохими речевыми навыками, способностями показывали низкие психолингвистические способности, однако их зрительное восприятие, тактильная перцепция и сенсомоторная координация были достаточно развиты. Ошибки в счете обычно от­ражали некоторые трудности при запоминании математических таб­лиц или действий в процессе решения задачи. В качестве когнитивного базового недостатка, влияющего на арифметические способности, было названо отставание развития вербальной памяти.

Обобщая свои результаты, Б. Рурк предположил, что неспособность читать и писать проявляется при левополушарных дисфункциях; напротив, ариф­метические расстройства проявляются в форме, характерной для правосто­ронних дисфункций (Unman Developmental Neuropsychology, 1984).

Есть предположения, что дискалькулии являются симптомами дру­гих клинических нарушений, хотя они могут возникать и отдельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.